Всего на Салонѣ проведено 218 мѣропрiятiй - квазикультурныхъ, литературныхъ, музыкальных, театральныхъ, рекламныхъ и просто развлекательныхъ, въ томъ числѣ 13 мѣропрiятiй СП Россiи - изъ коихъ четверо тоже концертно-музыкальныя. Итакъ, на долю петербургскаго отдѣленiя СП Россiи пришлось почти 6%.
Остальныя мѣропрiятiя распредѣлились слѣдующимъ образомъ: 29 рекламныхъ презентацiй сверхмонополиста ЭКСМО плюсъ 15 отдѣльныхъ презентацiй редакторши ЭКСМО Елены Шубиной - итого болѣе 16% всѣхъ затѣй выпадаютъ на долю семейства ЭКСМО. Сюда же можно добавить 7 дѣянiй издательства АСТ; итого почти 19% отъ всѣхъ мѣропрiятiй программы.
Съ ихъ младшимъ родственниками - издательствами «Лимбус-Пресс» (+ 4 мѣропрiятiй) и «Флюид ФриФлай» (+ 2), да если вспомнить московскую группу «Рипол-Классик» ( + 3), получается и вовсѣ 25% безъ малаго!
Могутъ возразить: и что въ этомъ плохого? - это же всё-таки книжная продукцiя! Къ продукцiи мы ещё вернёмся, а пока смотримъ дальше: болѣе 16% объёма программы отдано «Мюзик-холлу», который сравнялся съ ЭКСМО/Еленой Шубиной, ещё полтора десятка мѣропрiятiй - такимъ затѣямъ, какъ «дiалоги съ Дарьей Златопольской о любви, успѣхѣ, свободѣ», «Какъ раскрутиться блогеру» или «новостямъ кулинарiи» съ «мастер-классомъ по сторителлингу».
Семь событiй Салона - это реклама книг о спортѣ или «здоровомъ образѣ жизни». «Тѣмъ не менѣе, это же всё-таки книги!» - скажете вы, и будете правы. Смотримъ далѣе - и цитируемъ: «Самая страшная книга» - уже ставшая легендарной серiя русскаго хоррора, вокругъ которой образовалось цѣлое фанатское комьюнити» (Терпи, терпи, великiй и могучiй нашъ родной! - сейчасъ мы всё переведёмъ: хоррор - это ужасъ; есть такой жанръ у англосаксовъ, а теперь его прививаютъ нашей словесности и нашему сознанiю; и серiя эта, якобы ставшая въ чьёмъ-то мiркѣ легендарной, уже обросла сообществомъ (комьюнити) одержимыхъ фанатовъ. Издательство АСТ приглашаетъ этихъ виртуальныхъ одержимыхъ въ свои сборники уже въ качествѣ авторовъ!
И несомнѣнна заслуга Елены Шубиной въ подавленiи русской литературы, когда она пропагандирует автора «Блуда и МУДО», «Общаги-на-Крови», далѣе цитируемъ: «модернистскихъ историческихъ романов» (?!) и послѣдней новинки, гдѣ «обычные дѣти, никому не нужные пioнеры и... вампиры, чья воля опредѣляетъ видимую дѣйствительность Москвы съ Олимпиадой 1980 года».
Нѣкiй поэтъ, и критикъ, и литературовѣдъ при Лицеѣ ВШЭ, что при мужѣ Набiуллиной, пропагандируетъ Марiенгофа, славнаго развѣ что знакомствомъ съ С.Есенинымъ, но мадамъ Шубиной этого мало: помимо «Краснаго шатра» на Салонѣ, выдумки Марiенгофа славятъ ещё и въ Комаровѣ, - почти какъ соразмѣрнаго ему Д.Гранина, заслужившаго у властей цѣлыя три масштабныя токованiя.
По тематикѣ мѣропрiятiй РКС ясно видно, на чьей онъ сторонѣ: вотъ вамъ круглый столъ «Selfpub: особенности нацiональнаго рынка самопубликацiй», съ модераторомъ Еленой Бейлиной... Не подпустивъ латиницы, коктейля не сдѣлаешь!
Отъ ЭКСМО и АСТа почти не отстаётъ «Рипол-Классик», изъ подвиговъ котораго мы приведёмъ лишь одинъ, представленный въ конференцъ-залѣ на стендѣ правительства СПб. Буклетъ сообщаетъ, что нѣкоему Владимиру Видеману «повезло оказаться в самой гуще» диссидентскаго подполья (андерграунда) 1960-80 гг. и теперь онъ сотворилъ книгу про хиппи, мистиковъ и диссидентовъ - «о становлении в СССР культуры хиппи и нью-эйдж, связанной с рок-музыкой, психоделическими экспериментами (вниманiе!) по изменению сознания, а также о разныхъ аспектахъ диссидентской активности». Да, «повезло» старому антисоветчику: теперь подняла его на щитъ антирусская власть.
Круглыхъ столовъ и дискуссiй о чёмъ-нибудь отъ РКС - полное изобилiе, и всѣ они призваны увести въ сторону отъ реальныхъ проблемъ, созданныхъ политикой путинскихъ культуртрегеровъ; вотъ онѣ, темки отъ РКС:
«Творческая встреча с Миланой Стрекозовой - научным сотрудником Большого Кремлёвского дворца».
«Обзорная дискуссия о развитии книжной культуры, инфраструктуры чтения».
Конференция «Книжная инфраструктура России».
«Открывая книгу съ...» - модератор Клариса Пульсон (якобы литературный критикъ).
Порадуйтесь, читатель, соцвѣтiю героевъ 14 Салона, поднимаемыхъ на щитъ РКСомъ и единомысленными съ нимъ издательскими группами: Аствацатуров, «Петербургскiй Дюма» Миропольскiй; Сева Гуревич и его Саша Ирбе; авторъ 8 романовъ Елена Чижова, заклеймённая правдорубомъ В.Топоровымъ за ея бездарность; престарелый борецъ за рыночную демократiю Басилашвили; спортсменъ, и даже историкъ, писатель, безсмѣнный лидеръ (или дилеръ) культовой рок-группы Вова Рекшан; основательница и безсмѣнная участница женской группы «Колибри» въ Ленинградскомъ рок-клубѣ... мемуары, мемуары, междусобойчики выносятся на книжныя страницы и на подмостки книжнаго Салона.
Одиннадцать мѣропрiятiй посвящены художникамъ-иллюстраторамъ книгъ, и это можно считать самой безобидной частью программы Салона. О темахъ типа «Корица project», автографъ-сессiяхъ, о гиперпетербургской «прозѣ художника» Арины Обухъ, «видящей мiръ иначе», можно говорить или не говорить, - насъ же волнуетъ, тревожитъ и возмущаетъ явное пренебреженiе организаторовъ именно отечественной культурой и традицiями.
Ну не можетъ не умилять «Встреча с Ксенией Черновой, которая более 10 лет готовит к выступлениям и ставит голос кремлёвским политикам» - это цитата, и это заслуга издательства «Бомбора».
«Как подружиться со своим ребенком», разскажетъ россiйская писательница, основавшая первую въ СПб дѣтскую школу чтенiя.
Итакъ, 13 мѣропрiятiй СПб отдѣленiя СП Россiи (въ т.ч. пять круглыхъ столовъ и двѣ музыкальныя встрѣчи) и 11 - отъ «Союза писателей Петербурга» вмѣстѣ составили 10% всѣй программы Салона. Но наши сосѣди по Дому писателя не внакладѣ: за нихъ отмѣнно поработали Рипол-Классик, ЭКСМО/Елена Шубина, АСТ, музей ГУЛАГа, театральные режиссёры и масса намъ неизвѣстныхъ пожилыхъ вундеркиндовъ, притащенныхъ культурными монополистами. Внесли свою лепту децибелы рока со сцены на Манежной площади: ни взрослые не слышали ораторовъ, ни даже дѣти - другъ друга. А чертова дюжина театральныхъ представленiй выглядитъ откровеннымъ переборомъ даже въ годъ театра. Что ужъ говорить объ узурпацiи «Премiи имени Гоголя» и журнала «Аврора» антирусскимъ сообществомъ денежныхъ креакловъ! Чѣмъ они лучше «Нацбеста» - да ничѣмъ!
Непредвзятому читателю уже очевидно, что это не мелкiе счёты, а принципiальное возраженiе и протестъ противъ вытесненiя русской культуры и литературы изъ информацiоннаго поля и духовнаго пространства Россiи. Недаромъ припомнилось автору этой замѣтки его давнее двустишiе:
Хороши сторожа на стѣнѣ крѣпостной -
Только внутреннiй врагъ у меня за спиной...
Юрий Серб, публицист