Десять лет назад Всемирный Русский Народный Собор обсуждал проблему "Экология души и молодёжь..." Тема эта остаётся остро актуальной.
Экология – наука об условиях сохранения и мерах защиты окружающей среды, обеспечивающей нормальное существование биосферы, также – человека, его биологического и социо-культурного бытия.Непременные (определяющие) признаки человека: духовность, словомыслие (речь), историческое бытие, вера и культура. Отсутствие или неразвитость любого из этих свойств делает человека не вполне отвечающим понятию о нём.
Экология образования опирается на предметное знание непременных признаков человека и объективное представление о нормальных условиях их проявления и развития в процессе становления человека как личности.
Личность – человек, обладающий полнотою непременных человеческих признаков, сознательной определённостью в созидательной социальной ориентации, способностью к волевой целеустремлённости.
Важнейшее понятие экологии – норма. Норма как объективная категория соответствует:
5) наследованию всех его жизнеобеспечивающих качеств.
Основная задача и цель образования – формирование нормального (полноценного) человека, то есть личности, способной ко всестороннему человеческому развитию, как говорится, «по образу и подобию Божию». Это означает – возрастание человека через сознательное усвоение базовых знаний[1], основ духовного опыта и культуры.
"Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы" (Акад. Д.С.Лихачёв). Ныне экологическая война охватывает всё новые области. Чрезвычайно пострадало в этой войне отечественное образование – одна из важнейших частей культурной среды.
Задача экологии образования – контроль и защита условий, необходимых для формирования полноценной личности, то есть утверждение и сохранение человеческого в человеке.
Цель филологии – воспитать здоровое национально-государственное, соборное сознание личности на основе владения родным словом для активного созидательно-творческого и религиозного постижения мира.
2
Кратко о глобалистской политике в образовании. Задача разрушителей-глобалистов: пользуясь политическими предлогами "перестройки", исказить и повредить экологические основы системы образования, строящейся на фундаментальных научных принципах и органически выверенных традициях.
Обратившись к гомеостатике, выявляющей определяющие причины информационных катастроф, придётся признать, что политика"управленцев" (то есть реорганизация содержания и форм российского образования) привела к недопустимо низкому уровню в освоении основополагающих представлений, формирующих личность учащихся современной массовой школы.
Антинаучное, анти-экологическое сокращение значимых для формирования личности материалов, ранее входивших в базовый объём школьного образования, введение и поддержание "сверху" ЕГЭ, ориентация на тестирование (особенно в изучении гуманитарных дисциплин), неучёт влияния неконтролируемой информационной среды, с успехом направляемой "агентами влияния", а также внедрение в систему школ извращённых представлений о "правах ребёнка" и отсутствие официального регламента поведения школьников продолжают чрезвычайно осложнять решение образовательно-воспитательных задач школы. Таким образом, "реформирование" образования "сверху," разрушив экологические его основы и закономерную полноту основополагающих предметов, предопределило катастрофу в названной области.
В труде "Теория катастроф" академик И.В.Арнольд указал в словесном выражении на законы нелинейных систем, отражающие предпосылки и типические формулы эволюции катастроф. В них, в частности, отмечено следующее:
"...Движение в сторону лучшего состояния сразу же приводит ко всё увеличивающемуся ухудшению."
"...по мере движения от худшего состояния к лучшему сопротивление системы изменению её состояния растёт..."
"...по мере приближения к самому плохому состоянию...сопротивление, начиная с некоторого момента, начинает уменьшаться."
"...Развитая система в силу своей устойчивости на постепенное, непрерывное улучшение неспособна"[2].
В нынешнем состоянии образования в России все признаки катастрофы налицо: государственная школа не выполняет своей основной задачи.Кроме того, "падение компетенции специалистов и отсутствие личной ответственности за принимаемые решения приводят рано или поздно к катастрофе"[3].
3
Антинаучное сокращение программ по литературе имело свои нескрываемые задачи. Одной из первых задач – была максимальная их денационализация. Академик РАО Ю.Г.Круглов свидетельствовал, что цель школьной реформы "вытеснить из литературного образования основополагающую для школы классическую русскую литературу"."Русская школа напрямую связана с задачей спасения нации... – писал о том же чл.корр. РАН Н.Н.Скатов – Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего"[4].
Из прежних программ средней школы, на определённом этапе были выброшены такие разделы: «Богатство, красота, выразительность русского языка», «Роль церковнославянского языка в развитии русского языка», «Однокоренные слова», «Этимологические словари русского языка», «Основные толковые словари русского языка», «Принципы русской орфографии», и проч…
Ещё пример. В советской школе учащиеся в обязательном порядке (не считая обязательного внеклассного чтения) изучали со 2-го до 8-го класса 30 басен И.А. Крылова. Сокращённый "реформами" стандарт предлагал лишь 4 (по выбору!). Изгнанию из программ подверглись в первую очередь произведения, в которых явственно ощутим народный идеал, русский дух.
Напомню: из Стандарта по литературе к 2007 году были выброшены «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», 17 басен И.А. Крылова, баллады В.А. Жуковского, 13 стихотворений и две поэмы А.С. Пушкина, 14 стихотворений М.Ю. Лермонтова (в том числе "Нет, я не Байрон..), «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Гроза» и другие пьесы А.Н. Островского (оставлена одна!), 10 стихотворений и две поэмы Н.А. Некрасова (оставлено 4 стихотворения и 1 поэма по выбору) и т.д. Исчезли из программ замечательные народные сказки, былины, песни.
Напомню (в качестве примера): в 2007 учебном году, совпавшем с Годом русского языка, была проведена против него беспрецедентная серия акций: 1) отменено сочинение как обязательная форма итогового экзамена, 2) литература усилиями разрушителей была выведена за рамки предметов, требующих итоговой оценки; 3) за счёт русского языка, которым учащиеся к тому времени владеют ещё недостаточно, увеличили количество часов на изучение – иностранного (до пяти в неделю, начиная с младших классов!). Причём, в современной языковой обстановке и при несовершенстве современной системы обучения. Пособники московских колонизаторов тогда же распорядились с сентября 2007 года платить преподавателям иностранного языка вдвое больше, чем преподавателям русского языка.
Как ни вспомнить слова В.Г.Распутина: "Мы живём в оккупированной стране..." И слова одного из оккупантов: "Побольше наглости!.."Так в 2007 году осуществлялся в школах России языковой геноцид русского народа.
Сегодня, – писал несколько лет назад В.Г.Распутин,– «…отечество наше во всех его материальных, духовных и нравственных ипостасях извращено так, что и смотреть нет сил, когда тысячелетние его приобретения выбрасываются на свалку или, как вторчермет, идут в переплавку в печах мирового порядка, когда культура отдана в руки разнузданных шоуменов, а образование преобразуется в функциональное натаскивание и программное выскабливание родного духа…»[5]. Мне приходилось неоднократно свидетельствовать о том же.
Это были именно целенаправленные, экологически вредные, сокращения, ибо в них со всею очевидностью проявился разрушающий, а не созидающий этнофункциональный подход к построению образовательных программ: в школах, где подавляющее большинство – русские и русскоязычные. Известно, что угнетение национальной составляющей, особенно в раннем возрасте, пагубно сказывается на общем развитии. Ибо остаётся не удовлетворённой генетическая потребность в родных образах, ритмах, настроениях. Школьные "реформы" в преподавании литературы подпадают таким образом под категорию экологических этно-психологических преступлений.
Главное содержание основных предметов изучения в силу установленных ныне руководством образования "подходов" и программ оказывается неосвоенным. Это также проблема экологии образования.
Изучение родного языка, сведённое программами к вопросам грамматики, лишено основного смысла. Наука в этом отношении единодушна. Сошлюсь хотя бы на Й.Л.Вайсгербера: "...Преподавание языка должно иметь сердцевину...некий масштаб, которым они меряются и с помощью которого они обретают своё место в общей системе. И эта сердцевина, этот масштаб есть содержательная сторона языка...всё языковое утрачивает свою целесообразность, если оно отделяет себя от языкового содержания..."[8] Не менее определённо суждение великого русского педагога К.Д.Ушинского: он считал первейшей задачей в обучении родному языку – овладение даром слова. Ибо именно через слово "происходит социализация личности, которая становится членом определённого языкового коллектива"[9].
В нынешних программах важнейшие задачи в преподавании русского языка по существу – даже не ставятся. При этом опущена главная задача: научить размышлять над словом, вслушиваться в ритм и музыку слов и фраз, чтобы слова писателя получали в сознании школьника верный смысл и полноту эмоционального содержания. Современные программы не обеспечивают экологически грамотного представления о слове.
Коснусь ещё одной стороны вопроса. В школьном курсе ОБЖ нет основательно написанного раздела о пагубном влиянии на человека нечистой речи. Если ученики используют в разговоре непечатные слова, это значит, что учитель-словесник не исполнил своей прямой профессиональной обязанности: не объяснил внятно, что есть слово, что оно значит в жизни, наконец, как может влиять чёрное слово на судьбу того, кто бесстыдно его произносит или имеет несчастье его слышать!
Такая "недоработка" преступна. Тем более, что именно нашему соотечественнику академику П.П.Гаряеву принадлежит заслуга и честь научного открытия волнового генома слова и, в частности, – бесспорного доказательства того, что информационно-энергетические матрицы нецензурных слов, обладающие отрицательным знаком, пагубно влияют на состояние людей, попадающих в контакт с ними.
Отрицательному воздействию подвергается при этом и генетический аппарат человека, что рано или поздно приводит к разнообразным болезням потомства. Произнесённое слово не исчезает, но, говоря словами приснопамятного зав. экологической кафедрой Института биосферы РАН Ф.Я.Шипунова, "запечатлевается в любой точке Вселенной и навсегда". Напомню ещё: у грязной лексики свои отхожие "хранилища": полная потеря речи при инсульте позволяет произносить матерные слова.
Нелишне иметь в виду и открытие японского учёного Мосару Эмото, доказавшего, что вода, составляющая около 75% состава человеческого организма, воспринимает и созидающую и разрушающую "смысловую вибрацию" слов. Негативные слова (прежде всего – мат), несущие вибрации зла, уничтожают жизненные силы, способствуют расшатыванию организма, болезням и приближают время смерти. Добрые слова имеют созидающее, лечебное действие: слово существует не только как смысл, но как энергия жизнеутверждения или энергия разрушения. Достаточно небольшого воображения, чтобы представить, как влияет всё это на здоровье и судьбы людей.
Отношение к сквернословию в советское время однозначно выразил В.И. Лебедев-Кумач, решительно не приемля недостойного равнодушия к этому пороку ("Пьяный возница бьёт потную лошадь..."):
И кажется всем обычною вещью,
Что меркнет солнце от чёрных слов,
Что лошадь плачет по-человечьи,
А человек – ниже всех скотов!..[10]
Уместно напомнить мысль одной из статей прошлого века в защиту русской речи: "У нас крадут великое слово наших пращуров, последнее наше богатство. Вот почему матерное слово, слетевшее с твоих губ, дорогой мой мальчик или тем более девочка, – не хулиганство, а клятва на верность врагам русского народа"[11]. Истинно так! В иные времена в России, услышав срамные слова, неиспорченный человек покрывался краскою стыда и испытывал болезненное омерзение...
В царствование Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича да и при Петре I матершинников публично наказывали розгами, а злостным (при Алексее Михайловиче) – вырывали язык. Строгие законы были в Запорожской Сечи: чёрная брань была запрещена: за неё следовало наказание плетью у позорного столба. Особая строгость была во время похода...
"И.С.Аксаков говаривал, – вспоминал Н.С.Лесков, –...Стоило бы учредить общественный надзор – чтобы не портили русского языка, – и за нарушение этого штрафовать в пользу бедных..." Сохранившийся в духовных традициях России опыт по отношению к сквернословию, имел и имеет предметно-охранительное значение.
Наши "заклятые друзья" тщатся замолчать это. Их целям (заодно с либералами) соответствует осквернение и опошление информационной среды. Для них "успешно", что ныне над Россией висит ядовитый смог чёрных слов, заражая и омертвляя жизненные силы народа, стимулируя болезни и беды. Рассчитывать на улучшение дел в стране при таком отношении к слову заметной части "руководящих кадров" и населения – по меньшей мере наивно. Совершенно безответственно и либеральное мнение о сквернословии: мол, немного и вовремя – это "ничего страшного"; такое мнение ненаучно, некультурно, требует безусловного неприятия и самого строгого осуждения. Всякий, использующий словесные испражнения в СМИ, – хулиган и мерзавец!
Враги и невежды пытаются свести проблемы экологической защиты языка к иронии, к усмешке. Но речь идёт о жизни и здоровье нации! Всё это имеет прямое отношение к национальной безопасности. Состояние речи – это состояние мысли, состояние мысли – это состояние сознания, состояние сознания – это предпосылки поступков, поступки – это сущность поведения людей, поведение людей – это судьба народа.
Возникает также экологическая проблема – полноценного приобщения к родному слову. Но это самостоятельная тема.
5
Коснусь преподавания литературы. Только истинно художественное произведение может передать полноту многомерного смысла окружающего мира и дать о нём живое, целостно-наглядное представление.
Вместе с тем искусство поэзии – это способность находить единственно возможное слово для отражения мира – в его определённом мгновении и чувств и мыслей – в их единственном и неповторимом содержании и состоянии
Истинный смысл[12], определяющий духовно-нравственную, социально-историческую и художественно-эстетическую ценность произведения, может быть верно осознан только через освоение его образов в контексте эпохи, через целостное осмысление его содержания и пафоса.
Нынешние стандарты и созданные условия преподавания литературы противостоят экологическим требованиям её освоения. Поверхностно-упрощённое ознакомление с произведением содействует вульгаризации и примитивности его восприятия и понимания, искажает представление о литературе и лишает смысла её изучение...
"...Нельзя обрести верное оценочное суждение о писателе, не приобщившись к основам историко-литературных знаний. Вольное обращение с классическими произведениями литературы, ставшее в последние годы духовно-экологическим бедствием... – пишет проф. Ю.В.Лебедев – увы, насаждается и в современной школе..."
Однако в школьном курсе нет предмета, который бы в такой степени, как литература (при грамотном её изучении), способствовал бы формированию образного мышления .
И игнорирование при преподавании литературы – природы искусства – это главное и грубое нарушение современных стандартов (какое неуместное слово в отношении к образованию!) по литературе.
Художественное произведение должно быть изначально правильно воспринято, то есть в целом лично понято и прочувствовано, начиная со слов, несущих не только объективный, но связанный с контекстом субъективный смысл и аромат времени и кончая умением "размышлять и пленяться изящным" (В.А.Жуковский).
Затем – осознание исторического контекста и смысла, получаемого в нём словом в его эмоциональной тональности, наконец – обобщённого смысла, который приобретается через соотнесение со всем "объёмом" произведения...
Так постепенно складывается (на том или ином уровне) многогранность впечатлений, сосредоточенная на образах-характерах, образе времени в соотношении с целостной картиной произведения. Задача школы проложить первоначальный путь к способности художественного восприятия.
Овладения литературой достигает тот, кто в той или иной мере подготовлен к её изучению. Способность и подготовленность к грамотному восприятию и изучению художественной литературы соответствует экологическому её освоению. В современных школьных условиях и при современных "стандартах" для большинства это практически недостижимо.
6
Несомненную экологическую опасность представляет собой провозглашённое агентами глобализма ВШЭ "цифровое образование", которое по существу является завершающей акцией разрушения нормальной школы.
Будем ли покорно дожидаться когда начнётся реализация казуистических абсурдов о замене основополагающего просвещения словом – химерой "цифрового образования"?! Неплохо вспомнить, что "только слово заставляет возникать невидимое в видимом, действительное в известном" (А.М.Панин. Теория густот. М. 1993, с.49), что переход на предлагаемую "перестройку" образования означает подавление творческого мышления за счёт мышления пассивного, "исполнительского". Ибо основное, воспитывающее, образование приходит через слово; "числовое" познание передаёт свойства мира внешнего и само по себе не способно развивать мир внутренний. Вспоминается стихотворение, написанное в середине прошлого века проф. Н.С.Поздняковым:
Воображеньем прозорливым
К догадкам верным нас несло...
Но сонм учёных кропотливых
Свернул наш поиск – на число.
И лязгом счёта оглушённый
Забыл наш ум – решенья ключ...
Стал слепнуть, в шоры цифр втеснённый.
А был так зряч и так могуч!
Уж цифре памятник построен,
Распята Истина на нём.
Поклонник счёта, жрец и воин,
Простёрся ниц перед числом:
Не осознать бедняге в заблужденье,
Как много лжи за ширмой исчисленья!
Сейчас нам настойчиво навязывают такую ложь!
От академика С.М.Никольского я (лично!) слышал: одна из грубых ошибок современной школы – выведение за рамки начального математического образования полноценного курса арифметики. "...Школьники из-за несоответствия абстрактного теоретико-множественного подхода возрастным особенностям мышления, усваивают математику на полпроцента (вместо 80%, как раньше)". Так "полностью утрачивается смысл математики, формирующей навык к связному выводному знанию о мире, и подменяется мозаичностью".[13]
"Цифровой проект" – это плод так называемого трансгуманизма, идеологии, ставящей на место человека "искусственный интеллект" или сверхразум, основанный на цифре" (свидетельствует О.Н.Четверикова См. интервью: "Цифровая одержимость"). Это означает, что каждая личность рассматривается всего лишь как объект управления; человек лишается собственно человеческих качеств. Ублюдочная односторонность представлений, возникающая в системе "цифрового образования" пагубно влияет на психическое и физическое здоровье детей, приобщаемых к этой химерической системе. "Если мы не остановим этот проект, – свидетельствует О.Н.Четверикова, – то это будет преступлением...<ведь всё это>"иначе как геноцидом против детей назвать нельзя". В конечном счёте возникает – деформация мышления, у детей появляется "цифровое слабоумие", происходит атрофия участков их мозга. При этом качественное, человеческое, образование становится уделом немногих.
Наши задачи: отвергнуть эту ложь, возродить разрушенную глобалистами отечественную школу, восстановить на основе базовых научных знаний и отечественных педагогических традиций содержание российского просвещения, отвергнуть проповедников тлетворной "дистанционной" и "цифровой" педагогики, удержать питаемое любовью и исполненное вдохновения разумное естество личностного человеческого общения и обучения, сохранить во всей системе отечественного образования незаменимые живые учебные традиции, прямое человеческое общение учителя и ученика, студента и профессора!..Как говорится: Бог – помощь, досточтимые коллеги!
|