6 июня исполнится 130 лет со дня рождения гениального русского авиаконструктора Игоря Сикорского. В возрасте 24 лет он стал основателем отечественной авиационной промышленности, а в последующие годы создал блестящие образцы летной техники – сначала в России, а затем, вынужденно эмигрировав в США, на чужбине.
Игорь Сикорский родился в 1889 году в Киеве, в семье профессора медицины Киевского Владимирского университета, ученого-психиатра с мировым именем Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919). С детства отец привил ему любовь к Родине и преданность Богу и Царю. Одаренный юноша учился сначала в 1-й Киевской гимназии, затем в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, Технической школе Дювинью де Ланов (Франция) и Киевском политехническом институте.
В этом многоступенчатом образовании были перерывы, заполненные активной и страстной конструкторской и экспериментаторской деятельностью. К моменту получения в 1914 году в Петербургском политехническом институте диплома инженера Игорь Сикорский уже создал целый ряд моделей и летательных аппаратов. 3 июня 1910 года он впервые поднимается в воздух на машине собственной конструкции С-2 (Сикорский-2).
Год спустя молодой ученый сдает экзамен на звание пилота и на очередном сконструированном им биплане С-6 устанавливает мировой рекорд в скорости полета с двумя пассажирами на борту. В 1912 году улучшенный вариант этого аппарата удостаивается Большой золотой медали на Московской воздухоплавательной выставке, а до этого – Медали русского технического общества за труды по воздухоплаванию и разработку самолета своей конструкции. В том же году происходит событие, коренным образом изменившее судьбу отечественной авиации и самого молодого инженера. Игорь Сикорский принимает приглашение поступить на столичный Русско-Балтийский вагонный завод с целью создания новых типов воздушных машин и их серийного производства. Благодаря трудам талантливого инженера русская авиация занимает одну из ведущих позиций в мире. По словам его биографа В. Михеева, «в течение только 1912 и 1913 гг. благодаря таланту и труду Сикорского в России появились: первый гидросамолет; первый самолет, проданный за рубеж; первый специально спроектированный учебный самолет; первый серийный самолет; первый пилотажный самолет и т.д. Три самолета конструкции Сикорского вышли победителями на международных конкурсах военных аэропланов, доказав в упорной борьбе свои преимущества перед новейшими иностранными самолетами». В частности, в серийное производство поступили машины С-10 (воздушный разведчик) и С-12, которые с успехом применялись в начавшейся вскоре великой европейской войне. «Сикорский по праву может быть причислен к основателям отечественной авиационной промышленности», – заключает В. Михеев.
Задолго до этого Игоря Сикорского посещает идея создания многомоторного самолета, способного покрывать большие расстояния, неся на борту большие грузы. Прошло несколько лет, и Русско-Балтийский вагонный завод приступил к реализации замысла. В этом Сикорского поддержал председатель правления завода Михаил Владимирович Шидловский, который и в дальнейшем будет играть огромную роль в осуществлении смелых начинаний гениального инженера-авиатора. Весной 1913 года четырехмоторный самолет-гигант был готов. Он получил название «Русский витязь» и принес его создателю мировую славу.
«Молва о воздушном гиганте покатилась по России, - пишет биограф. – В Европе удивлялись и не верили. Император Николай выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село, царь поднялся на борт. Вскоре Сикорскому передали от него памятный подарок – золотые часы. Самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все до сих пор построенные, положил начало новому направлению в авиации – тяжелому самолетостроению. Он стал прообразом всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов».
Работа над усовершенствованием продолжилась, и вскоре появилась новая модификация самолета – «Илья Муромец». Он впервые поднялся в небо в конце 1913 года. От опытных образцов быстро перешли к его серийному изготовлению. Испытания и первые полеты гиганта проводились с участием Сикорского. Так, 17 июня 1914 г. журнал «Искры» сообщил о 1000-верстом перелете «Ильи Муромца» по маршруту «Петербург-Киев», причем в составе экипажа находился сам Игорь Иванович.
Грянула война, и «Муромцы» превосходно зарекомендовали себя в качестве дальних разведчиков и тяжелых бомбардировщиков. Высочайшим приказом от 10 декабря 1914 года было создано особое соединение стратегической авиации Императорского воздушного флота – Эскадра воздушных кораблей (ЭВК). Она делилась на отряды, которые планировалось придавать штабам фронтов и полевых армий. Управление ЭВК находилось в Ставке Верховного главнокомандующего. Командиром эскадры был назначен бывший сотрудник по Русско-Балтийскому заводу генерал-майор М.В. Шидловский, призванный на военную службу в 1914 году. Местом дислокации ЭВК были Старая Яблонна (под Варшавой), затем поочередно Белосток, Лида, Псков, Винница. При эскадре действовала летная школа.
Проводя много времени на фронте, Игорь Иванович самым активным образом участвовал в ее становлении, подготовке экипажей, разработке тактики боевого применения. За годы мировой войны было построено 85 «Муромцев» разных модификаций.
Отметим также, что большой вклад в создание русской боевой авиации внес великий князь Александр Михайлович (правнук Николая I и шурин Николая II), состоявший шефом и полевым генерал-инспектором Императорского военно-воздушного флота.
Тяжелыми бомбардировщиками деятельность неутомимого конструктора-патриота не ограничивалась. По словам В. Михеева, «помимо тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, т.е. практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в мировой войне». Под его руководством создавались и серийно выпускались авиационные моторы и вооружение, открывались новые заводы. «Формировалась могучая многопрофильная отечественная авиационная промышленность».
За заслуги перед Отечеством Игорь Сикорский был Высочайше пожалован орденом Святого Владимира 4-й степени (сохранились его портреты с наградой на груди).
В плодотворную деятельность гения русского авиапрома вторгся роковой 1917 год. Работы на Русско-Балтийском заводе прекратились, строительство самолетов было остановлено. На фронте начались травля и убийства преданных Царскому престолу офицеров. Звучали и угрозы в адрес убежденного монархиста Сикорского. В этих условиях Игорь Иванович принимает решение переехать в союзную Францию, а в 1919 году перебирается с США. Там вместе с группой инженеров-соотечественников творец «Ильи Муромца» создает авиастроительную фирму, носившую его имя, это предприятие создает и строит новые типы самолетов, а с 1939 года – вертолетов. За ней закрепляется название «Русская фирма Сикорского», и неспроста. Она стала настоящей Меккой для русских инженеров, оказавшихся в изгнании.
По словам В. Михеева, «здесь нашли работу и получили специальность многие выходцы из бывшей Российской империи, ранее к авиации отношения не имевшие. Кадровые офицеры флота, такие как С. де Боссет, В. Качинский и В. Офенберг, потрудившись рабочими и чертежниками, возглавили различные подразделения фирмы. Простым рабочим на фирме был адмирал Б.А.Блохин. Известный историограф белого движения казачий генерал С.В. Денисов готовил свои исторические исследования, работая на «Сикорский Корпорейшн» ночным сторожем». Одно время в Русской фирме Сикорского состоял на должности вице-президента Сергей Рахманинов, оказывавший ей финансовую поддержку.
Многие из сотрудников Сикорского впоследствии основали новые конструкторские бюро и производства. Увы, все они работали на создание силы и славы не Отечества, а другого государства. Просто потому, что порабощенная Родина не оставила им выбора. Как и для тысяч других русских деятелей науки, техники, культуры, искусства, альтернативой вынужденной эмиграции были смерть в чекистском застенке, жизнь в духовной неволе, концлагерь, в лучшем случае – труд в тюремной «шарашке». Примеры – судьбы конструкторов авиационной и космической техники, таких как Туполев, Королев.
Наверняка знал Сикорский и о трагической судьбе своего покровителя и руководителя, начальника эскадры «Ильи Муромцев» Михаила Шидловского, арестованного чекистами и расстрелянного по вздорному обвинению «в шпионаже» (а скорее, за отказ от сотрудничества с людоедской властью) 14 января 1921 г. (реабилитирован в 1998 г.). В подвале на Лубянке оборвалась жизнь и преемника генерала Шилдовского на посту командира ЭВК полковника Георгия Георгиевича Горшкова, расстрелянного 23 августа 1919 года.
В эмиграции Игорь Сикорский занимался не только профессиональной, но и многообразной культурной и церковной деятельностью: руководил Пушкинским обществом, был членом правления Толстовского фонда, состоял в рядах Русского национального союза, близкого к «Штабс-капитанскому движению» Ивана Солоневича. Перу Сикорского принадлежит несколько книг по христианскому богословию, на его пожертвования построен православный храм во имя Николая Чудотворца (г. Стратфорд). Скончался Игорь Иванович Сикорский в городе Истон, погребен на кладбище Иоанна Крестителя в Стратфорде, штат Коннектикут.
Память о гениальном творце живет в сердцах людей. Имя Игоря Сикорского носят площадь в Санкт-Петербурге, дальний бомбардировщик ВМС России, улица, вуз и аэропорт в Киеве, там же, во дворе местного политехнического института Сикорскому установлен памятник. Чтят его и в Америке, где вертолетами, созданными русским конструктором, пользовались и пользуются многие президенты США. Вместе с тем, почитание великого авиаконструктора на его Родине явно недостаточно. Этим пользуются власти незалежной Украины, стремясь присвоить имя выдающегося русского деятеля, хотя, по логике вещей, Сикорский – такой же слуга «царизма», как, к примеру, Суворов или матрос Кошка, памятники которым снесены киевскими властями. Возможно, когда-нибудь Россия заявит о своем сыне Игоре Ивановиче Сикорском в полный голос.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
|