8 июня 2019 г. в Симферополе в Доме книги «Родное слово» состоялась очередная лекция члена попечительского совета межрегиональной общественной организации «Русское просветительское общество имени Императора Александра III» и его координатора на территории Крыма, севастопольского исследователя и краеведа Дмитрия Соколова.
Продолжая знакомить аудиторию с малоизвестными страницами истории Крыма в ХХ столетии, докладчик обозначил тему текущего выступления. Оно было посвящено положению Русской Православной Церкви в Крыму в годы войны с нацистской Германией.
Д.Соколов отметил, что до настоящего времени тема церковной жизни в Крыму в годы Великой Отечественной войны остается белым пятном. Также докладчик посетовал на то, что данный аспект истории полуострова по-прежнему малоизучен.
Суммируя имеющиеся свидетельства, исследователь поведал о том, какие процессы в церковной жизни происходили в регионе в период оккупации. Картина сложилась парадоксальная. Преступления гитлеровцев и их союзников общеизвестны. В то же время – именно под властью агрессора в Крыму возродилась церковная жизнь. Вызвано это было особенностями оккупационной политики.
В условиях противоборства религиозные общины использовались в интересах враждующих сил. И это необходимо учитывать.
Известно немало примеров, когда на временно оккупированной территории священнослужители произносили перед собравшимся населением проповеди с призывами оказывать сопротивление врагу, поддерживать партизан, служили молебны о даровании победы советской армии, организовывали сборы денежных средств в ее пользу.
Большинство крымских пастырей, служивших в период оккупации, заняли патриотическую позицию.
Бесспорно и то, что в годы войны произошли перемены во взаимоотношениях советского государства и Церкви. К ним можно относиться по-разному, но именно в ситуации 1941-1945 гг. прежний антирелигиозный курс временно был свернут.
Так, после освобождения полуострова весной 1944 г. происходит восстановление Крымской епархии. Правда, одновременно сокращается количество храмов и священнослужителей. Несмотря на это, религиозная жизнь в регионе, в сравнении с довоенным периодом, била ключом, а государство даже временами содействовало религиозным общинам в улучшении условий их деятельности.
При этом Д.Соколов предостерег от иллюзий, отметив, что перемены носили сугубо прагматичный характер, и после войны жизнь епархии была далеко не спокойной.
Этим страницам церковной жизни Крыма будут посвящены грядущие лекции.
Информационная служба Русского просветительского общества
им. Императора Александра III |