Бывший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Игорь Степанов вновь вышел в суд, доказывая, что массовые репрессии в СССР были политикой руководителей государства. Он требует от «Российской газеты» опровергнуть слова директора ФСБ России Александра Бортникова из его интервью о том, что массовые расстрелы во время Большого террора были «перегибами на местах». В суде господин Степанов предъявил приказ НКВД о начале репрессий с планами по количеству расстрелянных и постановление ЦК ВКП (б), утверждающее финансирование террора. Суд отклонил его иск, господин Степанов намерен отказ обжаловать.
Господин Степанов подал заявление в Савеловский районный суд Москвы о пересмотре решения за 21 декабря 2018 года по его иску к директору ФСБ России Александру Бортникову и «Российской газете» в связи со вновь открывшимися обстоятельствами — документами НКВД. Иск касался интервью господина Бортникова 20 декабря 2017 года, в котором он, в частности, заявил, что массовые репрессии 1930-х годов были результатом «перегибов в работе ОГПУ-НКВДна местах».
По мнению Игоря Степанова, чекисты «перегнули миллионы раз». Истец ссылался на п. 24 постановления пленума ВС РФ от 15 июня 2010 года, которое позволяет требовать опровержения, если в СМИ допускалось одностороннее представление информации, искажающей восприятие реального события. Господин Степанов считает себя пострадавшим, так как около 20 человек из его семьи были репрессированы. В прошлый раз господин Бортников не явился в суд, а судья, отказавшись его вызывать, отклонила иск, пояснив, что глава ФСБ «освещал свое мнение на исторические события».
В этот раз истец пришел в суд с документами о начале Большого террора в СССР. Это приказ НКВД № 00447 от 31 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» и постановление Политбюро ЦК ВКП (б) об утверждении приказа, которое подписали Иосиф Сталин, председатель Совета народных комиссаров (СНК) СССР Вячеслав Молотов и его заместители Влад Чубарь и Анастас Микоян, нарком обороны Климент Ворошилов, нарком путей и сообщений и тяжелой промышленности Лазарь Каганович, глава НКВД Николай Ежов и председатель ЦИК СССР от РСФСР Михаил Калинин.
В приказе даны конкретные цифры: расстрелять 82 700 человек и еще 193 400 человек выслать в лагеря. В постановлении руководители государства выделяют НКВД на операцию 75 млн руб. Наркомлесу предлагается немедленно передать ГУЛАГу НКВД леса для организации новых лагерей, а также направить туда 10 крупных специалистов по лесному хозяйству и 50 выпускников Ленинградской лесотехнической академии; СНК предписывается выделить 10 млн руб. ГУЛАГу на создание лагерей, регионам — выделить коммунистов и комсомольцев для работы в администрациях лагерей и охраны, Наркомобороны — призвать в ГУЛАГ из запаса Красной армии 240 командиров и политработников, Наркомздраву — выделить в ГУЛАГ 150 врачей и 400 фельдшеров.
В последующие годы количество репрессированных было увеличено. Только на 1937−1938 годы приходится более 1,7 млн арестов по политическим статьям.
По подсчетам международного общества «Мемориал», общее число репрессированных, в том числе раскулаченных и насильственно перемещенных, может достигать 12 млн человек. Исследователи установили имена более 3,1 млн человек.
Как подчеркнул «Ъ» господин Степанов, приказ и постановление опровергают доводы господина Бортникова о «перегибах на местах» и «наглядно показывают преступную деятельность сотрудников ОГПУ-НКВД, направленную на уничтожение граждан СССР». Называя эти документы вновь открывшимися обстоятельствами, господин Степанов пояснил, что раньше не знал о них: «Иначе я бы с самого начала по-другому строил свою позицию», — отметил «Ъ» истец.
Судья Олеся Королева уточнила, что по ст. 392 ГПК РФ вновь открывшимися обстоятельствами являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Однако она пояснила, что указанные документы не могут быть признаны таковыми, и отказала в иске.
«Буду обжаловать это решение. Также ожидаю рассмотрения кассационной жалобы в Мосгорсуде на первое решение», — пояснил господин Степанов. Он не верит, что судьи выступят против господина Бортникова: «Но я вынужден обжаловать его слова. Кто-то должен это делать, иначе будут говорить, что никто на такие заявления не жалуется».
Напомним, сразу после выхода интервью господина Бортникова ряд правозащитников, в том числе Людмила Алексеева, Ирина Прохорова, Лев Шлосберг, Светлана Ганнушкина и Лев Пономарев, потребовали отставки директора ФСБ из-за «ряда возмутительных утверждений, дискредитирующих правовые основы нашей страны».
Анастасия Курилова
Название статьи в оригинале: С именем Сталина на исках
+ + +
Комментарий МВН.
Прежде всего следует отметить, что "большой террор" 1937-1938 гг. выделяется на фоне общего коммунистического террора лишь концентрацией жертв в короткое время. В годы революционного чекистского "красного террора" и т.н. "гражданской войны" (оккупации России Интернационалом) наш народ потерял около 15 миллионов человек, в годы голодоморной "коллективизации" около 10 миллионов. Проф. И. Курганов дал убедительный подсчет числа жертв в 1917-1959 гг. на основании советских статистических данных: 66 миллионов человек только в невоенное время.
Напомним, что большое интервью с Александром Бортниковым вышло в "Российской газете" в декабре 2017 года, перед 100-летием ВЧК. В интервью под названием "ФСБ расставляет акценты" глава спецслужбы заявил, что "чрезвычайные меры" чекистов были продиктованы чрезвычайностью ситуации, массовые расстрелы 1930-х годов были результатом "перегибов на местах", а репрессии закончились после 1938 года. О расстрелянных и заключенных простых гражданах Бортников не упомянул.
В ответ академики РАН подписали открытое письмо с критикой слов Бортникова, вслед за ними директора ФСБ раскритиковали литераторы, журналисты и правозащитники.
"Такой подход является надругательством над памятью бесчисленных погибших и лагерников - великих писателей, ученых, военачальников, артистов, и безвестных тружеников, чьи имена возвращаются из забвения ценой подвижнического труда, вопреки сопротивлению сегодняшних чекистов, до сих пор отказывающих исследователям и гражданам в допуске к своим архивам", ‒ отмечали авторы заявления.
В то же время удручает, что во главе таких протестов стоят либералы-западники (напр., Л. Гозман, Н. Сванидзе), которые дискредитируют свою справедливую критику общим антирусским духом, ‒ этих критиков центральные СМИ и выставляют лукаво на первый план, чтобы, давая отпор их русофобии (в т.ч. на различных "ток-шоу"), затемнить и всю проблему. А ведь русофобия тут присутствует с обеих сторон, и со стороны власти РФ и ее пропагандистов она наносит нашей стране гораздо больший вред.
Уже не раз приходилось писать о том, почему при Путине началась усердная ресоветизация с "отмыванием" преступного коммунистического режима: нынешний правящий слой РФ во многом вышел из "шинели КПСС" и вместо покаяния в служении антирусскому режиму стремится его "облагородить", тем более что ведет от него свою преемственную легитимацию: таковы помпезные празднования в Кремле 100-летних юбилеев различных советских структур, в том числе ЧК.
Поражает, однако, тупость этих потуг: нынешнему советско-россиянскому народу пропагандисты еще могут в значительной его массе "втюрить" свои "патриотические" кощунства и фальсификации истории, но в исторически грамотной части народа РФ и тем более за ее пределами правда достаточно известна. В том числе о карательной деятельности органов ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ как внутри СССР, так и за границей, где чекисты убивали и похищали русских эмигрантов: в частности, до войны ‒ руководителей РОВСа (Врангеля, Кутепова, Миллера), после войны ‒ руководителей НТС (Трушновича и неудавшиеся попытки, были также теракты со взрывами).
Если правители РФ считают нынешнее ФСБ "достойной преемницей" тех советских карательных служб и их "подвигов", то стоит ли удивляться тому, что западная русофобская пропаганда охотно использует эту преемственность для обвинения РФ в отравлениях Литвиненко и Скрипаля (тем более, что последняя западная информационная атака с раскрытием имен "солсберийских туристов" осталась с российской стороны без должного объяснения, просто решили "гордо молчать", ‒ что честных патриотов России наводит на грустные мысли...)
Наглядное последствие неосоветизации мы видим на Украине, где дерусификацию хунта лукаво выдает за декоммунизацию, а российские СМИ захлебываются от негодования "вандализмом" ‒ сносом памятников Ленину... Западные СМИ выдают возвращение Крыма за "восстановление агрессивного СССР"... «Бывший глава ЦРУ назвал Путина "подарком для НАТО". Генерал в отставке Дэвид Петреус, ранее возглавлявший ЦРУ, назвал российского президента Владимира Путина "самым большим подарком НАТО со времен холодной войны", ‒ сообщает РБК со ссылкой на трансляцию конференции Raisina Dialogue, проходящей в Индии. Петреус заявил, что приход Путина к власти стал для Североатлантического альянса "новым поводом жить", а политика российского лидера помогла США "во многом остаться опорой" для ряда стран мира».
Разумеется, США действуют по правилу: "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"... Однако неосоветизация дает этому аппетиту и всей западной антирусской пропаганде огромную подпитку.
Почему-то товарищи Путин и Бортников другого мнения... Или, быть может, они завербованные агенты ЦРУ?..
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250944960 |