В годы Первой Мировой войны было изобретено много видов военной техники и вооружения. К примеру, именно к этому периоду относится появление первых гидропланов, создание морской авиации. Одним из первых русских морских авиаторов стал Михаил Иванович Сафонов.
Он родился 13 ноября 1893 г. в г. Острогожске Воронежской губернии в купеческой семье. Мальчика неудержимо влекло море, и, окончив гимназию, он поступил в Военно-морскую академию. Её Сафонов окончил за два года до войны и был направлен на Балтийский флот. Здесь в его жизни появилась новая страсть, не уступающая морю - небо. Окончив школу морской авиации Балтийского флота, Михаил Иванович получил звание лётчика и был зачислен в штат Ревельской авиастанции. Местом службы Сафонова стал 1-й авиаотряд 2-го дивизиона, носивший наименование «Г» / «Глагол».
На вооружение этого соединения были поставлены летающие лодки конструктора Дмитрия Григоровича «М-9», которые были успешно опробованы 9 сентября 1916 г., над Ирбенским проливом. В том бою в воздушном поединке сошлись 5 немецких аэропланов и 5 русских гидросамолётов. Сафонову удалось сбить одну из неприятельских машин, ещё две получили повреждения.
26 сентября два русских гидросамолёта во время разведки были атакованы сразу 20 немецкими аэропланами. Сафонов был ранен в ногу, его стрелок также получил ранение, машина была сильно повреждена. В этот отчаянный момент им на выручку пришёл второй гидроплан - лейтенанта А.Н. Горковенко и унтер-офицера Д.П. Фая. Отважной атакой им удалось отвлечь на себя внимание неприятеля и тем спасти самолёт Сафонова. За это лётчикам пришлось заплатить своими жизнями: Горковенко погиб ещё воздухе, а Фай в водах Рижского залива, куда упал сбитый гидроплан. Сафонову же удалось довести свою машину до аэродрома.
После месячного лечения в госпитале Михаил Иванович получил должность штабного адъютанта, но офицер стремился вернуться к активной боевой работе. В июле 1917 г. он был назначен командиром авиаотряда «Г» / «Глагол». 7 сентября в составе группы из пяти русских самолётов Сафонов атаковал три немецкие машины и сбил одну из них.
Осенью 1917 г. он женился на сестре милосердия Людмиле Чеботарёвой, с которой познакомился ещё во время своего пребывания в госпитале. С той поры Людмила сопутствовала мужу повсюду до самого его последнего часа.
На Балтику Михаил Иванович вернулся лишь в ноябре и, приняв командование над отрядом «Д» / «Добро», участвовал в известных боях за Моонзундский архипелаг. В них им были уничтожены два немецких двухмоторных бомбардировщика. Это были последние победы русской авиации на Балтике и последние победы в Великой войне русского аса. Всего их было на его счету шесть.
После заключения большевиками предательского мира с Германией Михаил Иванович покинул Россию и подписал контракт с финским правительством на службу в гражданской авиации. В реальности, впрочем, служба предполагалась военная - финское правительство Маннергейма вело борьбу с финскими же большевиками. И в этом благом деле Сафонов был готов всемерно помогать финскому народу. Впрочем, самолётов у Финляндии насчитывалось лишь 4 штуки, и те большей частью находились в ремонте. Однако, русские лётчики немного улучшили это положение.
11 апреля 1918 г. с Комендантского аэродрома в Петрограде взлетели 4 самолёта и взяли курс на Финляндию. Эти самолёты, которые самозваное советское правительство считало своей собственностью, русские лётчики справедливо таковой не сочли и угнали в помощь Финляндии. Примечательно, что, совершая этот побег-угон, Михаил Иванович летел вместе с женой. В годы лихолетья эта редкая женщина не только неотступно сопровождала его, но и родила ему двух детей.
Под именем Микко Вуоренхеймо, которое ему пришлось взять, чтобы не подвергать угрозе оставшихся под красным владычеством родных, Сафонов поступил на службу к Маннергейму. Впрочем, финская гражданская война в итоге обошлась без воздушных боёв.
После подавления красных в Финляндии Михаил Иванович поспешил в Новочеркасск, где вступил в Добровольческую армию. После поражения белых он перебрался сперва в Персию, затем в Индию, где поступил инструктором в английскую авиационную школу, и, наконец, в Китай.
В Китае Сафонов, как и многие белые офицеры, поступил на службу к правителю Маньчжурии Чжан-Цзо-Линю, сражавшемуся с поддерживаемым большевиками Гоминьданом. Михаил Иванович де-факто создал ВВС Маньчжурии, преподавал в одной из первых китайских авиационных школ, сам спроектировал новый гидроплан…
С активизацией военного противостояния Чжан-Цзо-Линя и Гоминдана в 1924 г. русский ас вновь избрал боевую службу. В мае того же года его самолёт был сбит наземным огнём противника во время патрулирования над рекой Минг. Тело лётчика так и не было найдено.
Е. Федорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |