Нам бы высказать муку судьбины суровой
Чистым голосом тех,
Кому не дали слова
За истекшие семьдесят лет. (Константин Фролов)
В течение десятилетий коммунистической лжи и тьмы большевики пытались уничтожить память о лучших людях двадцатого века в России. Русских рыцарей веры, чести, благородства. И если сегодня у нас есть хоть какая-то надежда на возрождение русского мира, то только потому, что в центре притяжения стоят они - Колчак, Юденич и Врангель, граф Келлер и Каппель, Дроздовский и Марков, и как гигантский магнит притягивают нас к себе своим подвигом, своим неугасающим светом, который дошёл и продолжает светить нам. Не удивительно, что и Поэзия Белого Дела после насильственного забвения в столетние дни их подвигов открывается нам с поразительной глубиной. Поэты ведь самые чуткие к чистоте праведников и их жертвенности. С большой радостью в душе отмечу трёх лидеров в современной поэзии. Они разные, как и должно быть у настоящих поэтов, но едины в русскости, в понимании противостояния истины и лжи. А ещё апостолы Христа заповедали нам, что один из самых больших грехов - если ты знаешь истину и не высказываешь её, не открываешь её людям, как бы не было тебе трудно. А истина для нас - это Христос и его заповеди. Его понимание сущности человека пронизывает суть творчества трёх поэтов, которых мне хочется представить современному читателю. Чтение их стихов - это ещё и лекарство от равнодушия…
Дмитрий Валерьевич Кузнецов. Бесспорны лидерские качества этого мастера. Мундир офицера Дроздовского или Корниловского полка был бы очень к лицу Дмитрия Валерьевича.
В полный рост, господа, в полный рост
По февральскому талому снегу…
Жребий ваш беспощаден и прост,
Белый стан ваш подобен ковчегу,
И сулит вам мерцание звёзд
Роковую свинцовую негу.
Стихи Кузнецова энергичны, изобретательны, вдохновенны служат своеобразным мостом высоких пронзающих чувств любви к Отечеству, жертвенности, самоотречения - к нам от того поколения русских людей, которые погибли или вынуждены были покинуть Россию. Стихи Дмитрия Кузнецова соединяют нас с ними, возвращают нам честь и веру в русского человека.
Ни за что, господа, ни за что
Не замедлить мгновения эти.
Но когда-нибудь лет через сто
Вам поклонятся русские дети
За высокую честь и за то,
Что вы всё - таки были на свете.
Елена Владимировна Семёнова. Я легко могу представить себе Елену Семёнову в одеянии сестры милосердия в отряде есаула Чернецова, в Дроздовском полку или в батальоне Марии Бочкарёвой среди лучших тогда русских женщин, доброволиц, атакующих в районе белорусского городка Сморгонь германские окопы.
Присягаю на верность Руси,
Крест целую, упав на колени.
Боже, времени дай мне и сил,
Чтоб подняться по белым ступеням.
Когда читаю стихи Елены Семёновой, часто вспоминаю блоковскую мысль из дневника поэта: «Искусство, как и жизнь слабым не по плечу». Что же «по плечу» Елене Семёновой? Создание и редактирование журнала «Голос эпохи»; руководство Русским просветительским обществом имени Императора Александра Третьего; бои на фронте русской публицистики; книги прозы и поэтические книги; помощь многим начинающим авторам и историкам…Сколько же часов в сутках Елены Семёновой? Тридцать? Или космические тридцать шесть?
В её стихах мы снова - новые поколения! - проходим через Ледяной поход, бои на Перекопе и под Каховкой, отступаем на восток вместе с Каппелем, переживаем «цельтесь в сердце!» вместе с Алексеем Щастным и Александром Колчаком… «На русском фронте насмерть нам сражаться / В тылу врага…»
Мы начинали этот обзор с «Лебединого стана» Марины Цветаевой. Сравните с энергией, с какой Елена Семёнова начинает поэму «Перелом»:
«Веру в брёвнах - огнём пожжём!
Веру в рёбрах - проткнём!
Копьём!
Как Христа на кресте - крестьян
(Христиан!)
Распнём!
Распнём!»
Это стихи, ритм которых и напор говорят о пострижении не в монахини, а в Христовы солдаты,
«Присягаю на верность Руси,
Крест целую, упав на колени.
Боже времени дай мне и сил,
Чтоб подняться по белым ступеням»
Константин Юрьевич Фролов. Поэт, актёр, историк, музыкант, композитор. И все эти ипостаси Константина Юрьевича служат русскому делу, русской истории. С помощью своих многочисленных талантов Фролов вместе с женой Верой создаёт из своих стихов музыкальные композиции, с которыми они объездили всю Россию. А словом поэтическим и русским можно растопить десятилетние льды забвения…
«В желтизне фотографий, потёртых, измятых,
Не узнаете вы наших черт,
Получив из далёких, жестоких, двадцатых
Продырявленный пулей конверт.
В нём - тетрадный листок; цвет чернил - бледно - чёрный;
В слове «миръ» - твёрдый знак на конце.
Фотокарточка мальчика в юнкерской форме,
Без улыбки на строгом лице».
Прекрасный спектакль создан Фроловым по собственным стихам о любви адмирала Александра Васильевича Колчака и Анны Васильевны Тимирёвой…
«И вдруг в ночи, безлунной и туманной,
Одна звезда замедлила свой бег…
Мой ангел Анна, мой хранитель Анна,
Моя судьба, мой тайный оберег».
Читаю прекрасные стихи Константина Юрьевича и думаю, что трагическая судьба Александра Васильевича Колчака всё - таки не поскупилась, наградила его потрясающей наши души любовью. Какие прекрасные дамы любили его! И Софья Омирова, и Анна Тимирёва-Сафонова…Сколько божественной музыки в этой любви! И для сравнения - какие ужасающие ведьмы бегали вокруг Ульянова-Ленина, Троцкого-Бронштейна или Зиновьева-Апфельбаума…
«Среди планет проляжет следом санным
Мой млечный путь, как серебристый снег.
Мой ангел Анна, мой хранитель Анна,
Моя звезда, мой тайный оберег».
В программном стихотворении «Мы русские» Константин Фролов даёт нам урок любви к Отечеству, с державинской гордостью говоря о русской истории и подчёркивая, что настоящие русские никогда не хвалились группой крови, а всегда гордились духовным родством.
«Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы - никто».
Да, быть русским в двадцать первом веке не легко. Если не осознаем этого и не преодолеем этого, загонят нас в доживающий реликт без будущего. Уже и каждый воин на счету. Стихотворение Константина Фролова «Гнедой» заканчивается так:
«Для тебя ведь Россия - роса на траве.
Для меня - это крест на груди».
Дорогой Константин Юрьевич! Бог Вам в помощь ещё долго нести Ваш крест на радость всему русскому миру…
Конечно, три поэта, о которых я только упомянул, заслуживают более подробного и глубокого чтения и анализа их творчества. Думаю, что это непременно впереди…
Приобрести книгу В.С. Правдюка в нашем магазине |