«До нас дошли сведения о крупных событиях. Прошу Вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого Монарха», - эту телеграмму генерал-от-кавалерии Гусейн Хан Нахичеванский направил в адрес Государя в дни отречения. Генерал М.В. Алексеев этого верноподданического послания, равно как аналогичной телеграммы генерала Ф.А. Келлера захваченному в Пскове генералом Рузским Императору не передал…
Гусейн Хан Нахичеванский родился 9 августа 1863 г. в семье будущего генерала Русской армии Келбали Хана Нахичеванского, сына последнего правителя Нахичеванского ханства. Он окончил Пажеский Его Императорского Величества корпус, готовивший офицеров исключительно для гвардейских полков и в чине корнета был выпущен в Лейб-гвардии Конный полк.
Боевое крещение Хан принял уже в чине полковника - в годы Русско-японской войны. Сформировав из добровольцев 2-й Дагестанской конный полк, во главе его он отправился на фронт, где вошёл в состав Кавказской конной бригады генерал-майора Г. И. Орбелиани. Гусейн Хан отличился во многих боях и был неоднократно награждён. За кавалерийскую атаку позиций японцев у деревни Ландунгоу он получил орден Св. Георгия 4-й ст. «за то, что в бою 14-го января 1905 г., будучи командиром 2-го Дагестанского конного полка, когда расстрелявшая все патроны 1-я Забайкальская казачья батарея была атакована японской пехотой, он, получив от генерал-адъютанта Мищенко приказание атаковать противника, зашел с полком во фланг японцам и с двух верст бросился в атаку, чем заставил японскую пехоту прекратить атаку и бежать за закрытия, а затем, хотя японская батарея повернула орудия и сосредоточила весь огонь против дагестанцев, а японская пехота, заняв глинобитные стенки деревни, открыла тоже огонь против полка, он продолжал атаку, и только дойдя до непроходимого оврага в 300-400 шагах от батареи, вынужден был остановиться и отойти назад, причем полк отступил в порядке, вынеся убитых и раненых».
После окончания войны Хан Нахичеванский был назначен командиром одного из старейших и прославленных полков Русской Армии - 44-го драгунского Нижегородского полка, а годом позже - командиром Лейб-гвардии Конного полка. В этой должности Гусейн Хан, будучи сам мусульманином, организовал сбор средств на строительство в Красном Селе полковой Церкви Святой Ольги в память о битве под Фридландом, в которой отличился Лейб-гвардии Конный полк. Закладка церкви состоялась при участии Государя, а строительство было завершено к 10 июля 1909 г.
Великая война застала Хана в должности командира 2-й кавалерийской дивизии. Он немедленно возглавил Сводный кавалерийский корпус в составе 1-й и 2-й гвардейских кавалерийских, 2-й и 3-й кавалерийских дивизий. Уже в первых числах августа корпус вступил в тяжёлый бой с неприятелем у деревни Каушен. Общие потери русских составили около 380 человек. Немцы потеряли 1200 человек.
Впоследствии Гусейн Хан был награждён вторым орденом Св. Георгия «за то, что 6 августа 1914 г., прикрывая фланг 1-й армии, самостоятельно вступил в решительный бой с неприятелем, угрожавшим флангу, и отбросил его с большими потерями, чем значительно способствовал успеху боя. Командуя двумя кавалерийскими дивизиями, способствовал наступлению армии, разрушая в районе расположения противника железные дороги и мосты, занял после упорного боя узловую станцию и уничтожил большие запасы бензина и керосина. Затем, когда в августе этого же года был обнаружен обход неприятеля, выяснил рядом боевых столкновений силы и направление его и тем оказал помощь своим войскам».
Особо ожесточённые бои происходили у города Вормдитт. Здесь Хан Нахичеванский с оставшимися у него 1 эскадроном, 1 сотней и 6 орудиями лично двинулся через Госпитальную рощу в охват города с севера. Там отряд неожиданно столкнулся с вражеской пехотой и попал под обстрел. Начальник 3-й кавалерийской дивизии генерал В. К. Бельгард был при этом убит, а Гусейн Хан ранен, но остался в строю и продолжал командовать отрядом.
В октябре 1914 г. генерал-лейтенант Нахичеванский был назначен командиром 2-го кавалерийского корпуса, в состав которого входили 12-я кавалерийская дивизия А.М. Каледина и Кавказская туземная конная дивизия Великого Князя Михаила Александровича.
В мае 1915 г. немцы прорвали русский фронт. При отступлении частей 3-й армии на линии реки Вислицы корпус Хана Нахичеванского на глазах пехотных частей под страшным огнём германской артиллерии и пулеметов ринулся в атаку. Эта героическая атака вдохнула силы в деморализованную пехоту. Приободрились и готовы были взяться за оружие даже раненые.
9 апреля 1916 г. Хан был назначен командиром вновь сформированного Гвардейского кавалерийского корпуса, в которой вошли 1, 2 и 3-я гвардейские кавалерийские дивизии. Корпус принимал участие в Луцком (Брусиловском) прорыве.
После отречения Государя Гусейн Хан отказался присягать на верность Временному правительству. 16 апреля 1917 г. назначенный Верховным Главнокомандующим генерал А.А. Брусилов отстранил его в числе 47 монархически настроенных военачальников он должности…
Хан Нахичеванский вернулся в Петроград, где жил с семьёй как частное лицо. 18 мая 1918 г. ЧК арестовала его по обвинению в причастности к контрреволюционной деятельности. Хан был помещён в Дом предварительного заключения Петрограда. Заключение с ним делили Великие Князья Павел Александрович, Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Дмитрий Константинович. После убийства М.С. Урицкого и покушения на В.И. Ленина в оккупированной ими стране большевики развязали красный террор.
29 января 1919 г. Великие Князья и Гусейн Хан Нахичеванский были расстреляны в Петропавловский крепости.
Е. Федорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |