Считается, что демографические проблемы России начались в 1992 году, когда Росстат зафиксировал, что смертей на 220 тыс. больше, чем рождений.
О том, что в некоторых областях Русской равнины вымирание идет с 1960-х об этом замалчивалось. Считалось, раз население страны увеличивается, то отдельные местные проблемы не стоят внимания. В общем как в кинофильме «Волга-Волга»: «Мы не можем заниматься каждой балалайкой в отдельности!»
Но вымирающие с 1960-х области Русской равнины – это то «Русское ядро», в котором русский народ развивался - как минимум, 1000 лет. Именно отсюда русская жизнь распространилась до Тихого океана. Географически «Русское ядро» неразрывно — от земли Псковской до земли Вятской, и от Северной Двины до Дона. В «Русском ядре» - половина русского народа. Еще половина - в регионах до Тихого океана. Демографическое поведение русских одинаково - хоть в регионах до Тихого океана, хоть в областях «Русского ядра».
Предлагаю рассмотреть «Русское ядро» на интервале 30 лет.
Столетиями рождения и смерти объединяли в показатель «естественный прирост». А вот в последнее время в обороте понятие «естественная убыль». Вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова так даже «козыряет этим понятием. И как это язык поворачивается так говорить, если гробов для кладбищ больше, чем в домах детских колыбелей.
Надо все же понимать, что эта «убыль неестественная».
Измерения типа «средней температуры по больнице» тоже следует отложить в сторону. Смерти и рождения надо рассматривать раздельно. Ежегодные данные смертей и рождений в каждом регионе есть в таблицах Росстата.
http://www.gks.ru/
Чтобы «не грузить» читателя тысячами статистических «цифр», данные за 30 лет выражу графиками. Начну рассмотрение со столичных регионов.
Город Москва
На примере Москвы рассмотрим процессы смертей и рождений, и найдем в них показатели для сравнения регионов «Русского ядра».
Как видите, в Москве уже в 1989 году смертей больше, чем рождений.
В 1992 году взметнулась волна сверхсмертей от «шоковой терапии».
Создатели «шоковой терапии» уверяют: «шок» сделан в интересах народа». Поразительно, многие в это веруют.
В реальной жизни «шок» создал ситуацию, при которой почти все жители России потеряли свои сбережения «на книжках» и «в чулках», а многие работающие люди – еще и зарплату. В такой ситуации сотни тысяч людей охватила ДЕПРЕССИЯ и БЕЗИСХОДНОСТь. И как следствие последовало увеличение смертей от болезней систем кровообращения, пищеварения, от отравления алкоголем и т. д.
Возрастное распределение «шоковых» сверхсмертей имело вид «волны», которая поднимается с возраста 30 лет и спадает к возрасту 70-летних. Выпуклость «волны» находилась между 40 и 50-летними. Причем сверхсмертей мужчин в 1,2 раза больше, чем у женщин. Так что «шок» имел явно выраженную нацеленность на активных и трудоспособных.
Жестокость «шоковой терапии» ощутили на себе именно люди трудоспособного возраста. Фактически «шоковая терапия» - это инструмент войны против народа в мирное время.
И уверять, что «шок» сделана в интересах народа – значит уверять о пользе «войны против народа в интересах самого народа».
Полезно численно определить жестокость «шоковой терапии» для каждого региона «Русского ядра». Ее можно оценить отношением чисел смертей: максимума при «шоке» к «до шокового» тренда.
Для Москвы жестокость «шоковой терапии» оценивается величиной 1,4.
Нормализация жизни победила «шоковую войну». И на интервале 2000-2019 годы динамику смертей в регионах стали определять факторы мирной жизни. Их два – поток жителей по годам рождения и таблица смертности \life table survivors, l(x), at exact age (x)\.
В потоке жителей «Русского ядра» есть важная особенность - перелом в 1947-1948 годах рождения. Поток до и после этих годов отличается в разы.
В таблице смертности также есть два важных свойства. (Их можно увидеть ниже на графиках, построенных по таблице смертности). Первое свойство - 3/4 взрослых смертей приходится на возраст старше 60 лет. Второе свойство – после возраста, примерно 50-55 лет, скорость возрастного потока смертей ускоряется. (Детские смерти не учитываю, их доля – несколько процентов).
В реальной жизни перелом в потоке рожденных в 1947-1948 годы и свойства таблицы смертности должны проявиться в мирном тренде смертей.
В Москве мирный тренд смертей изменил «знак» с увеличения на уменьшение в 2003 году.
Конечно, в этом уменьшение числа смертей есть влияние мер правительства по сокращению смертности. Но не следует преувеличивать результативность этих мер. По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) есть два десятка главных причин смертей и еще дополнительные: несчастные случаи, травмы, отравления, самоубийства и т. д. - это же тысячи чисел. Представляете, как из них можно за десятилетие «надуть пузырь» достижений, если вынести за скобки два главных фактора: структуру пожилых возрастов и таблицу смертности?!..
Впрочем, вспомните Грибоедова: «…обмануть меня нетрудно. Я сам обманываться рад».
Для сравнения регионов полезно использовать показатель – среднее сокращение смертей за год на интервале устойчивого уменьшения.
Для Москвы среднее сокращение смертей в 2003-2017 годы оценивается величиной - 0,6% за год
В рождениях Москвы 1990-х крутой обвал. Обычно его объясняют той же «шоковой терапией». Но в 1990-х годах 90% рождений (следовательно, и не рождений) приходится на возраст 20-30-летних женщин, а инструмент «шоковой терапии» был нацелен на 40-50-летних. В структуре - это существенное разделение. И факторы, влияющие на них – тоже разные.
Так что кроме «шока», инструмента увеличения сверхсмертей, «реформаторы» 1990-х для сокращения рождений применили иной инструмент.
Вообще-то в обвале рождений 1990-х две причины.
Одна причина – естественная. Это «демографическое эхо» от обвала рождений первой половины 1960-х. «Эхо» не может быть больше половины обвала. Среди не рожденных в 1960-х половина – девочки, которые к концу 1980-х и не выросли в женщин. Реально «эхо» в 1990-х – не более 40% обвала 1960-х, так как есть врожденная и сознательная бездетность, неудачные браки, смертность.
Вторая причина – искусственная. Это либеральная «мораль», внедренная в русскую жизнь. Она принципиально подавляет рождаемость. Либеральная «мораль» - это второй инструмент войны в мирных условиях. В 1990-е годы в русскую жизнь были внедрены или искусственно размножены все «прелести» либеральной «морали»: проституция, сексуальные извращения, которые принципиально уничтожают ценность семьи и детей.
Еще в 1980-х большинство семей «Русского ядра» были настроены иметь двоих детей, во многих семьях - троих. Либеральная «мораль» сделала законодателями «моды» вертихвосток без детей, с разводами. Итог 1990-х – один ребенок или вообще ни одного.
Полезно численно определить для каждого региона «Русского ядра» губительность либеральной «морали». Ее можно оценить отношением рождений: в дореформенные годы к минимуму рождений 1990-х.
Для Москвы 1990-х губительность либеральной «морали» – 1,6.
С 2000 года в регионах «Русского ядра» начался устойчивый прирост рождений. В нем два фактора.
Один независимый, который существовал еще до 2000 года – это прирост в потоке женщин, рожденных в 1965-1985 годы. Он рассчитывается в потоке женщин переписи 2010.
Второй фактор – действие Закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, известного как «закон о материнском капитале». Для исполнения его правительством применялись меры по повышению рождаемости.
Полезно численно определить эффективность мер правительства по повышению рождаемости в каждом регионе «Русского ядра». (Далее кратко - эффективность мер правительства). Ее можно оценить простой формулой. (Числитель – это разность между средним приростом рождений в 2005-2015 годы и приростом, существующим в потоке женщин, рожденных в 1965-1985 годы. Знаменатель - прирост, существующий в потоке женщин).
Средний прирост рождений в Москве за 2005-2016 годы - 4,4% в год.
Существующий прирост в потоке женщин Москвы, рожденных в 1965-1985-е годы - в среднем 2,5% в год.
Эффективность мер правительства в Москве оценивается величиной (4,4%-2,5%)/2,5% = 0,8.
По диаграмме видно, что в 2010 году в Москве рождений больше, чем смертей. Казалось, неестественная убыль в Москве устранена. Но в 2017 году началось сокращение рождений. Это начало влияния «демографического эха», которое проявилось через 28 лет после начала крутого спада рождений в 1989 году. Не исключено, что в 2020 году рождений в Москве будет меньше, чем смертей. «Эхо» – это неизбежность, в 2020-х спад рождений продолжится.
По результатам рассмотрения смертей и рождений в Москве за 30 лет можно выделить 4 полезных показателя:
- жестокость «шоковой терапии» 1990-х;
- среднее сокращение смертей за год на интервале устойчивого уменьшения смертей;
- губительность либеральной «морали» 1990-х;
- эффективность мер правительства 2005-2015.
Для каждого региона «Русского ядра» полезно также знать потери от неестественной убыли. Их можно оценить отношением потерь к численности региона 1990 года.
Численность Москвы 1990 года – 9000 тыс. чел. Потери от неестественной убыли (красные числа на диаграмме) за 1990-2000 годы – около 10%.
Суть процессов в остальных регионах изложу кратко: диаграмма, численные результаты, сравнение с Москвой, особенности динамики процессов в регионе. |