Вам никогда не доводилось чувствовать после блужданий по соцсетям, словно вы только что вернулись с большого, очень шумного и грязного базара? У меня такое чувство возникает регулярно. Люди, которые никогда не видели друг друга в глаза, ничего не знают друг о друге, клеймят друг друга последними словами, становятся врагами и т.д. Из-за чего? Да чаще всего не из-за чего. Так, «подрались в комментах». В реальной жизни, если вы кого-то назвали словом на букву «м», вам легко может «прилететь в лоб». Поэтому вы, пожалуй, подумаете, стоит ли это делать или же лучше ограничиться внутренним монологом. Соцсети «демократичны». Здесь можно походя обозвать дальнего своего любым непечатным словом и чувствовать себя супер-героем, зная, что «ответка прилетит» в худшем случае лишь в ответном «добром слове». (А на такой неприятный случай есть «бан», избавляющий от оного).
Вы пробовали спросить юное поколение, кем они хотят стать, когда вырастут? Попробуйте. Одним из самых популярных ответов будет: «популярным блогером». Что такое в большинстве случаев «популярный блогер»? Человек, которому удаётся удачно изображать из себя знатока вопросов, к которым он большей частью не имеет отношения, и «ловить хайп» (до сих пор не ведаю значения сего очередного дрянного неологизма) на горячих темах. Бесполезно объяснять «продвинутым» отрокам, что «блогер» - это не профессия. Это… если угодно, сетевой Хлестаков. В том случае, конечно, если речь идёт о сугубо «блогере», а не реальном историке, эксперте, писателе (в хорошем смысле слова, в наш век всеобщий полуграмотности это уже стоит подчеркивать), сумевшем раскрутить свой ресурс именно за счёт своих профессиональных качеств. «Продвинутым» не нужна профессия. Им нужна «халява» и пресловутый «хайп».
Блоги могут быть весьма толковы и достаточно полезны, как и всякое средство, используемое к благой цели. Средство! К благой цели! А не цель – добыть средств…
Возмущаться «контентом» блогов и соцсетей не имеет смысла. Он не отличается от общеновостного. Что-то пролаял очередной Кикабидзе… «Светская хроника», коей с некоторых пор отчего-то именуют жизнь трехгрошового борделя… Жизнь, можно сказать, кипит! Столько тем для обсуждения!
Особенное «удовольствие» доставляют сетевые «политики». Всякий, кому заблагорассудится, объявляет себя лидером какого-нибудь движения, партии или шут его знает чего ещё (института, академии, центра, фонда…). Кто все эти люди? Зачастую неведомо. Кто состоит в этих «фондах» и «движениях»? Неведомо тем более. Обыкновенно, три-пять человек. Бывает, что и того меньше. Но! Вот эти виртуальные псевдосообщества живут вечными драчками друг с другом и выяснением, кто же из них больший негодяй, кто чей агент, в чью кровь примешалось крапивное семя и прочее, и прочее, и прочее.
И данное бездарное и душепагубное «занятие» представляется чуть ли не «общественно-политической жизнью»…
На самом деле «общественно-политической жизни» в РФ просто нет. Ибо таковая подразумевает наличие гражданского общества (затёртое слово, предпочитаю ему термин «национальное самостояние») и возможность реальной политической деятельности, вне расписанных в высоких башнях и оттуда же оплаченных ролей. Первое, с моей точки зрения, несравненно важнее. Ибо политическая деятельность, даже в при относительной дозволенности оной, практически всегда вырождается в политиканство, в разрушительную партийщину. Всё это превосходно описано ещё К.П. Победоносцевым, и повторяться не имеет смысла.
А, вот, национальное самостояние, то бишь готовность к ответственной самостоятельной деятельности, независимой от партий, политики, конъюнктуры, нам жизненно необходима.
Представьте себе на миг, что интернет, соцсети и блоги «умерли»! О ужас! Современный «хомо-вертуалис» должен будет онеметь. С кем общаться? Ведь все его контакты в «контактах» и «мордокнигах»! Как жить, если «мышь» и «клава» стали бесполезны, а руки не привыкли к иной работе? На что убить время, если «игрушки» отключены, а книги забыли как читать? Апокалипсис подкрался незаметно!
Что есть самостояние? Это умение и готовность мыслить и действовать самостоятельно. И соорганизовываться с другими людьми. Не говоря о ситуации некоего коллапса, когда такая самоорганизация и навыки необходимы попросту для выживания здесь и сейчас, возьмём менее драматический сценарий. Вам хочется изменить что-то к лучшему в вашем районе. Вас угнетает вид разорённого храма. Вы сокрушаетесь, что ребята в вашем городке шатаются без всякого дела, потому что им некуда податься. Плоха власть, которая всем этим не занимается. Да, плоха. Но, может, полезнее будет, помимо констатации этой аксиомы, взяться за дело самостоятельно? Как писал А.И. Солженицын, «не все пути добра закрыты». Помните вы, как по камушку, силами обычных людей созидался первый после периода богоборчества храм в городе Гдове? Чем не пример всем нам? Мы все ждём Господня чуда, но чудо даётся тем, кто для оного трудится. Чудо, как и Царствие Божие, нудится. А для этого мало сетовать в соцсетях на «бардак»…
Соцсети, как и любой инструмент, может использоваться во зло или для благой цели. Увы, куда чаще используются они именно во зло. От бесполезных «игрушек» и «тёрок в комментах» до… координации вполне реальной деструктивной деятельности, будь то клубы самоубийц или беспорядки типа «майдана».
Между тем, за пределами соцсетей остаётся реальная жизнь. Реальных людей. Которым нет ни малейшего дела до сетевых дрязг, внезапно становящихся проблемой для людей, угодивших в плен «виртуальщине».
Представьте себе огромную страну, с опустошённым и разграбленным хозяйством, с разрушенным и разрушаемым историко-культурным наследием, с предоставленными самим себе детьми и брошенными стариками… С людьми, у которых отнята память, которые смущены и запутаны, и вынуждены блуждать без компаса. Голое поле, в котором ходит лихой человек? Это тоже мрачный образ, выведенный Константином Петровичем… Но не только лихие люди в нашем русском поле ходят. Ходят и люди созидающие… Которые не имея гроша за душой, пытаются что-то исправлять в этой расхристанной жизни, спасать гибнущее, восстанавливать утраченное, строить, помогать, защищать…
Мало их, этих подвижников, пахарей русского поля, но ими мы стоим. И, вот, кабы наши любители «обустраивать Россию» в соцсетевых пространствах и попутно оплёвывать друг друга, тешась собственной «правотой», вышли бы в пространство реальной жизни и начали делать хоть что-то, может быть, и переменилось бы что-нибудь в нашем больном Отечестве.
Соцсети могли бы помогать такому реальному делу – способствуя координации людей. И отчего бы не использовать их для этого? Для единения и созидания, а не раздора и разрушения? Неужто мало разрушили мы за истекший век? Разрушили храмы, разрушили страну, разрушили души…
Вот, придёт всем нам час давать ответ на Страшном Суде, что сделали мы в этой жизни… И люди созидавшие покажут – храмы, что возродили они из пепла, жизни спасённые, рук своих произведения, души, обращённые к Свету… А что положат на те весы «популярные блогеры» и соцсетевые спорщики? Количество репостов и лайков?
Русскому полю руки работящие и сердца горящие нужны теперь. Делатели. Созидатели. Проповедники. Господни гонцы… Пафосный, быть может, термин, но верный. Ибо Бог, на «управительство» которого мы так любим спихивать собственные долги, управляет посредством нас, нашими немощными руками Своё дело вершит. Но в нашей свободной воле, быть ли проводниками Его воли или же противоположной… «Нейтралитет» - великая ложь. Ибо не может быть нейтралитета между добром и злом, правдой и ложью. Нейтральный ко злу уже предаётся ему…
К чему все эти мои сумбурные рассуждения? К одному лишь призыву: больше души, больше сил, больше времени отдавать предметному делу в нашем русском поле, а не «виртуальщине». Много больше пользы от этого будет и русскому делу, и душе. Русское поле ждёт своих созидающих!
Елена Семёнова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |