Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7881]
- Аналитика [7332]
- Разное [3020]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Июль » 20 » Дискуссионный клуб: Есть ли альтернатива "демократии" и правам "человека"?
    01:39
    Дискуссионный клуб: Есть ли альтернатива "демократии" и правам "человека"?

    Универсальные права человека - одна из самых вредных идей, когда-либо пришедших в голову политическому мыслителю. Вызванное к жизни исторической необходимостью, их изобретение одновременно оказалось серьезной моральной ошибкой. Неотъемлемые, неотчуждаемые, естественные и т.п. права означают, что общество должно гарантировать каждому своему члену определенные возможности, не гарантированные или даже не существующие в природе, для начала - жить, иметь собственность и свободу. За какие заслуги? Просто так, ни за что.

    Очевидная нелепость идеи видна сразу: даже самого неотъемлемого "права" - на жизнь - лишены не только приговоренные к смерти, но и солдаты, полицейские, все занятые на опасных работах. Но дело не в этой технической детали. В чем главная ошибка? Люди не равны, а значит равных прав быть не может. Почему люди не равны? Обычно ссылаются на природные данные. Это верно лишь отчасти: важнее, что люди не равны морально. Говоря прямо, есть хорошие люди, а есть плохие - точно также как есть добро и есть зло. Это самоочевидная истина, она не нуждается в доказательстве. Другая самоочевидная истина: самое замечательное общество созданное самыми прекрасными людьми исчезнет, если хорошие люди окажутся неспособны сохранить его. Отсюда следует самоочевидный вывод: только хорошие люди имеют право управлять обществом, в том числе определять права других.

    Все это - банальные, давно известные истины, о которых даже неловко говорить [1]. В чем с ними проблема? Никто не знает как достоверно отделить хороших людей от плохих. Это можно сделать только в самых примитивных, вопиющих случаях - и тогда плохих людей наказывают. Именно для этого существует уголовное право. Но достаточно ли уголовного права для построения хорошего общества? Очевидно нет. Однако более тонкий моральный анализ оказался людям до сих пор не под силу. Ни философия, ни религия, ни наука так и не сумели дать убедительного ответа на "детский" вопрос - что такое добро и что такое зло? А без надежной моральной шкалы выстроить единственно верную - моральную - иерархию людей невозможно.

    Однако, как говорят, правильно поставленный вопрос - половина ответа. Более того, вторая половина вполне может оказаться ближе, чем мы привыкли думать. Этика предлагает ныне если не точный ответ, то вполне правдоподобное направление поиска [2]. Лучшие те, для кого высшая ценность - общее благо, кто способен преодолеть собственный и групповой эгоизм. Отсюда и возможный критерий отбора: только хорошие люди способны честно достигнуть согласия и открыто заключить общий договор, эгоисты всегда предпочтут сговор против остальных, обман и насилие. Однако этот критерий слишком абстрактный чтобы быть легко реализованным на практике.

    Этика нуждается в помощи политической теории, которая должна предложить практическое решение. Увы, выросшая из Эпохи Просвещения либеральная демократия, хоть и опирается на теорию "общественного договора", не имеет с договором ничего общего. Именно эта, давно пережившая свой век политическая модель - одна из решающих причин нынешнего плачевного состояния общества. Задуманная как средство реализации свободы и справедливости, как противоположность тирании наследственной аристократии, она выродилась в ширму для другой, худшей тирании - аморальной олигархии, враждебной не только образу жизни и культуре подвластных, но и самому их существованию.

    Почему это произошло? Почти все фундаментальные положения как либерализма, так и представительной демократии оказались теоретически несостоятельны и практически неработоспособны. В частности:

    1) Свобода трактуется как эгоистичное своеволие, по сути как свобода любых форм эксплуатации сограждан, кроме самых примитивных. Ирония в том, что в либерализме индивидуальная свобода эгоиста - высшая ценность, т.е. не что иное, как "общее" благо. Зло обьявлено добром!

    2) Демократический процесс, формальное избрание власти, порождает не "легитимную власть", а диктатуру наиболее влиятельной части общества - обладающей превосходящими избирательными возможностями. Причины очевидны, однако с точки зрения этики уже сам метод выборов неверен, поскольку является насилием большинства над меньшинством. Кроме того, важно кто выбирает. Если хорошие еще могут выбрать лучших, плохие всегда выберут худших. Эгоисты, в частности, выберут самых эгоистичных.

    3) Политический плюрализм означает свободу политического насилия и способствует образованию групп, нацеленных на захват ресурсов и возможностей влияния, на экономическое, культурное и идеологическое доминирование. Свобода "политической борьбы" раскалывает общество, ставит крест на самой идее общественного согласия.

    Эти ошибки не только дискредитируют идею общественного договора, но и морально оправдывают захват власти эгоистичными группами, что неизбежно ведет к появлению олигархии, эксплуатирующей остальное общество. В итоге, паразиты оказываются обладателями не просто равных, а фактически больших прав, чем продуктивные члены общества. Либеральная демократия не способна создать политический процесс гарантирующий свободу и справедливость. Необходима политическая модель на основе настоящего, а не фиктивного общественного договора.

    Концепция Общества Доверия (High Trust Society, HTS) предлагает новый, альтернативный подход к этой задаче [3]. Концепцию HTS можно назвать метаполитической, поскольку находясь на стыке моральной и политической философии, она описывает не конкретное устройство политической сферы, а ее общий нормативный фундамент. В чем суть концепции? Начнем с очевидного: цель и смысл политической сферы общества - общее благо, именно ради этого принимаются законы и работают высшие должностные лица. Соответственно доступ в нее должны иметь только люди способные видеть общее благо и ставить его выше личного. Следующий тезис не менее очевиден: общее благо может быть достигнуто только путем договора, консенсуса - в этом смысл слова "общее". Договор, в свою очередь, требует взаимного доверия.

    Общественное доверие означает три вещи. Каждый участник политической сферы верит, что 1) всеми другими участниками движут идеалы общего блага, 2) они способны непредвзято оценивать чужие аргументы и находить компромиссы, 3) они будут неукоснительно следовать принятым решениям. Эгоист на это все не способен - он видит в других таких же эгоистов, врагов и конкурентов, ему нет смысла следовать договору. Но как распознать эгоиста? Эгоизм многолик: это не только примитивные жадность и зависть, но также злоба и высокомерие, невежество и беспринципность, идеологический и религиозный фанатизм, клановая и этническая лояльность, членство в тайных сообществах, не говоря уже об эгоизме клиническом: психо- и социопатии.

    Проблему доверия можно решать по-разному. HTS решает ее единственным этичным путем: честной оценкой политической дееспособности каждого гражданина. Для этого вводится особый этический суд, который как наделяет политическими правами, так и лишает их в случае этического проступка. В основе суда лежат три принципа: общедоступность, открытость и формальность, а сама процедура представляет собой что-то вроде многоступенчатого экзамена, даже испытания - ведь важны не столько слова человека, сколько его дела. Результат оценки ведет к неравенству прав, однако в отличие от других социальных моделей фактическое правовое неравенство отражает добродетель граждан, а не их способность к сговору, обману и насилию.

    Граждане, облеченные по результатам испытания общественным доверием - истинная моральная элита - подписывают Общественный Договор (аналог конституции) и тем формально принимают на себя ответственность за благополучие общества. Практическая организация работы политической сферы, чьей частью является суд, есть предмет постоянного улучшения и поэтому заранее нельзя сказать как она будет выглядеть. Граждане выберут ту форму политического устройства, которая покажется им наиболее удобной, будет оптимально соответствовать традициям и культуре.

    Важным условием правильной работы модели является принцип невыгодности: неравенство политических прав не должно приводить к социальному расслоению или имущественному неравенству - в ином случае в политическую сферу обязательно захотят проникнуть те, кто этих прав недостоин. Этот принцип кажется утопичным и даже парадоксальным - как участие в управлении обществом может быть невыгодно? Однако эта утопичность кажущаяся, ведь движущая этичными людьми забота об общем благе как раз и означает, что они пекутся не о своих личных интересах, а об общих, и делают это добровольно и бескорыстно. Но значит ли это, что политическая деятельность - что-то вроде общественной нагрузки? Нет конечно. Как и любая работа, она должна оплачиваться, вопрос только в том, что компенсация не должна быть чрезмерной. Этичным людям важна не материальная компенсация, а моральное удовлетворение и именно оно, включая гордость за успехи страны, является конечным результатом их деятельности: принадлежать к лучшим и вести страну к процветанию - высокая честь.

    Как конкретно проверяется гражданская зрелость человека вопрос дискуссионный. Разработаны обещающие подходы [4], о которых есть смысл говорить отдельно, однако первое требование - и к соискателям прав, и к участниками дискуссии - глубокое понимание этики и безусловная приверженность ее принципам. Участники дискуссии - это участники договора и взаимное доверие им необходимо уже на этом, начальном этапе.

    Откуда возьмется доверие сейчас, в расколотом либеральном обществе, где у каждого собственные цели, идущие вразрез друг с другом? Этика считает общественное доверие следствием осознания и усвоения сущности общего, одного на всех блага. Именно общее благо, общий интерес открывает людям глаза и научает их видеть в другом соотечественника, а не врага или конкурента. Но разве общее благо не противоречит личным целям? Нет. Ставить собственные цели можно только если общество позволяет это делать, если оно достаточно свободно. А значит свободно выбранные личные цели должны укреплять и улучшать общество, приносить пользу всем - в этом смысл свободы. Тем не менее общее благо не следует называть "свободой" - понятие свободы слишком расплывчато. Участникам дискуссии необходимо сформулировать Общее Благо в Общественном Договоре ясно и конкретно. Тогда, будучи осмысленным и положенным в основу ценностной системы человека, оно обьединит людей, станет гарантией взаимопонимания и доверия.

    Не приводит ли замена либеральной "свободы" выборочным доверием и вытекающее неравенство прав к тому, что общество формально утрачивает статус свободного? Напротив, именно HTS реализует истинную свободу - ведь граждане подчиняются законам, которые приняли сами. Более того, оно гарантирует свободу не только тем, кто имеет политические права. У каждого человека изначально есть выбор - выбрать Общее Благо и стать полностью свободным, полноценным членом общества со всеми правами и обязанностями, или выбрать "свободу от политики" и следовать законам принятым другими.

    ...Проверенную веками социального опыта, несправедливо забытую мудрость полезно повторить. "Универсальные", "естественные" и любые другие права человека, сами собой упавшие с неба - красивая, но ошибочная идея, которая давно отыграла свою историческую роль, утратила моральную силу и стала тормозом развития общества. Права надо заслужить, ради них надо прикладывать усилия - и из результатов этих усилий складывается неравенство людей. Это и моральный, и естественный закон. Разница между моральным и естественным в том, что первое требует высоких устремлений, идеалов заставляющих людей стать лучше - честнее, культурнее, ответственнее. Без таких идеалов в дело вступает животная природа гомо-сапиенса, право заменяется силой и наверху оказываются не лучшие, а худшие - те, кто озабочен не общим, а собственным благом, кому чуждо само понятие "общественного" договора.

    Отличить одних от других трудно, но теоретически возможно, а главное - практически необходимо. Людям свойственно менять мир, и хорошие люди стараются сделать его лучше. Первые из неизбежных вопросов стоящих перед ними звучат приблизительно так:
    - Каковы наши цели и идеалы? Как их можно сформулировать в нашем общественном договоре?
    - Каковы критерии приверженности нашим целям и идеалам? Как с их помощью отделить достойных договора от тех, кто не хочет или не может посвятить себя общему делу?

    Поиск ответов на эти вопросы помогает выявить общую моральную "систему координат", что в итоге порождает доверие и позволяет организовать честное сотрудничество, отвергнув тех, кто сеет рознь, недоверие и вражду. Искомые ответы, вероятно, потребуют пересмотра некоторых привычных истин, зато при удачном стечении обстоятельств они вполне могут лечь в основу нового национального проекта или, как минимум, помочь лучшей части общества сформировать его новое, здоровое моральное ядро, без которого ни выход из нынешнего кризиса, ни правильная организация политической сферы невозможны.

    Литература

    [1] См. напр.: Платон. Государство, Книга 8, или: Аристотель. Политика, Книга III.
    [2] T.Prisoner (2013). Cult of freedom and ethics of the public sphere, vol. I-II. ISBN 9781304753472.
    [3] См. High Trust Society (2018), In Moral alternatives to liberal democracy (pp.3-41). ASIN B07L54Y5WC.
    [4] См. напр.: L.Kohlberg (1976). Moral stages and moralization: The cognitive-developmental approach. In T.Lickona (Ed.), Moral Development and Behavior: Theory, Research and Social Issues (pp. 31-53). ISBN 978-0030028113.

    Илья Субботин

    Источник

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 731 | Добавил: Elena17 | Теги: дискуссионный клуб
    Всего комментариев: 3
    avatar
    1 pefiv • 12:16, 21.07.2019
    "Люди всякие бывают, люди всякие нужны." От звероподобных до ангелоподобных. //
    Демократия. Опиум для народа. //
    В концлагере демократии. //
    Демонократия. Антихрист на дворе. Спасите свои души. //

    Геекратия. //

    Не покриви душой. (Иоан. 12:25,26) 

    Вас занимает выживаемость, 
    Куда важней, однако, праведность. 
    Кто за неё жизнью пожертвует, 
    Сквозь смерть за Мной к Отцу последует.
    avatar
    2 savliy • 12:00, 23.07.2019
    По современности нам хорошо известно: после получения властных полномочий любые подписи и обязательства не стоят ничего. Предвыборные обещания даже нигде не фиксируются как форма ответственности. Мир людей куда более жесток, чем кажется. Фантазии о демократии - именно ширма для тирании. И никогда другой функции у демократии не было. Ильин: демократия чего-то стоит, лишь когда она выдвигает подлинную аристократию. Цель - аристократия, и больше ничего. Если нет установки выдвигать лучших и наделать их властными полномочиями, все бесполезно. Нынешняя установка большинства русскоязычных россиян (подлинно русских - поди еще найди в этой толпе) имеют иную установку: ни в коем случае не поддерживать лучших - только худших, оскверняя при этом лучших плебейской ненавистью.Именно поэтому в РФ произошел захват власти тупицами, невеждами, моральными уродами. Этика не имеет никаких оснований, кроме религиозных, которые воспитываются с детства. Нет этических норм - и охлос поддерживает тиранию. Охлос и тирания совместно душат любые зачатки аристократии. И из этой ситуации нет выхода. Этика сама собой зародиться не может. И просто хождения на церковную службу ничего не дает. Слом однажды произошле, а за ним - доживание. Лучшие все время нарождаются, но уже неизбежно подавляются. Спасение - только в божественной случайности, которая помимо любых сложившихся процедур приводит к власти сверхчеловека (аристократа). У нас других надежд не осталось, но и эта надежда фантазийна, призрачна. Охлос уже отрекся от России, а тирания убедила его в том, что только так и нужно жить. У кого каким-то чудом сохранилось чувство России - это как белые вороны, подлежащие изоляции или отстрелу.
    avatar
    3 tlc400 • 22:08, 15.08.2019
    Очень точно подмечено! Спасибо.
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru