По легенде в Древней Спарте хворых детей сбрасывали со скалы. Со школьной скамьи мы читаем об этом в учебниках с праведным гневом. С гневом же частенько обличают нынче отдельные западные страны, где узаконена эвтаназия. Спора нет, с нашей христианской точки зрения процедура эта недопустима. Однако, наблюдая возмущения «тамошней бездуховностью», всякий раз возникает вопрос: а обрекать больных на смерть отсутствием необходимых им медикаментов, процедур, операций – это более «духовно» и «правильно»? А обрекать уже обречённых (и детей в том числе) на уход в страшных муках – опять-таки из-за отсутствия обезболивающих и т.п. препаратов, способных облегчить страдания? Может быть, стоит обращать бОльшее внимание не на то, какие там, за кордоном, эвтаназии, гей-парады и прочие безобразия, а на то, что происходит у нас? Что, в конце-то концов, может постигнуть и нас самих? Конечно, «за чужую шею» болеть проще, спокойнее и безопаснее… В том случае, если «болящих» ещё не припекло по-настоящему, и вся их «боль» - лишь повод для показухи и ни к чему не обязывающей болтовни.
Ведь болеть о том и тех, что под носом, куда затратнее. Это уже не где-то там, не абстрактная говорильня, а реальная беда. А реальная беда требует вовлечения – и душевного, и материального. В нашем патриотическом сообществе, к сожалению, довольно редко поднимается социальная тема. Это даже странно. Ведь это не в «европах», а у нас, на Руси Святой, всегда с особым состраданием принято было относиться к убогим. И это ведь именно наша – глубоко христианская по существу своему – литература неизменно скорбела о маленьких людях и о тех же убогих. И первым скорбел национальный наш пророк Достоевский, чьи романы просто перенаселены всевозможными недужными, оскорблёнными, нищими персонажами.
Тем не менее мы с куда большей охотой рассуждаем о проблемах внешней политики и прочих «высоких материях», а беды маленького человека оказываются слишком мелкими для нас. Некоторые и вовсе норовят прикрыть свое равнодушие особой «духовностью». Дескать, что вы нам всё о материальном, о физических лишениях (чьих-то) – жила бы страна родная! Это конечно, яркий образчик советской закваски. В том смысле, что люди, рассуждающие подобным образом, всё ещё рассматривают других людей, как щепки для (как им кажется) процветания «великой страны». И не понимают той примитивной аксиомы, что страна, в которой лес (народ) переводят на щепки, великой не станет никогда. Она просто прекратит своё существование. За отсутствием народа.
Основой всякого государства является народ. Народ состоит из людей. Общество состоит из людей. И индикатором здравия государства и общества таким образом является отношение именно к людям и благополучие людей. Это ещё Столыпин определи: благосостояние государства слагается из благосостояния каждого отдельно взятого его гражданина.
Впрочем, речь в данном случае не столько о благосостоянии, сколько о моральном аспекте.
Заходя на многие крупные ресурсы, мы сразу видим фотографии тяжело больных детей – это социальная реклама, идёт сбор средств на лечение, на операции, лекарства и т.д. Миллионы рублей! Чтобы собрать их и, может быть, спасти жизнь ребёнку его родным приходится идти с протянутой рукой. Приходится делать фотографии увечий и выкладывать на общее обозрение, подобно тому, как нищие на паперти выставляют на показ язвы – чтобы лучше подавали. Какое унижение! Но и этого мало. Ведь многие болезни прогрессируют стремительно. Что если не удастся собрать по миру нужной суммы? Ведь это же ад для близких болящего!
Почему люди обрекаются у нас подобному мучению? Подобному унижению? И, наконец, в случае упущенного времени – смерти? Потому лишь, что у государства нет денег на лечение. Мои излишне «патриотично» настроенные знакомые не раз пеняли мне на мое неприятие всевозможных чемпионатов-мундиалей-саммитов и прочих дорогостоящих глупостей. Но не устану повторять то, что является для меня аксиомой: страна, не имеющая средств для лечения своих граждан, не имеет права на мундиали и подобные «понты». Это… то же самое, что золотой унитаз в доме без стен. Преступление, не больше, не меньше.
На прошлой неделе в Москве разыгралась очередная драма. На почте задержали женщину, получившую из-за границы лекарство для своего больного сына. Ребёнок страдает жуткой патологией: не может передвигаться и разговаривать, питается через трубку в желудке и мучается страшными судорогами. Единственный препарат, облегчающий обречённому муки, в России не зарегистрирован. И, вот, мать заказывает его за границей. Нетрудно догадаться, во что обошлось это бюджету семьи имеющей на руках тяжёлого инвалида. И что же? Наши доблестные органы, не находя себе лучшего применения, задерживают женщину вместе с посылкой. Наркотики! Многие часы матери угрожают тюрьмой, в это время у ребёнка начинается внутреннее кровотечение, приступ… Вмешательство правозащитников, добравшихся до самой администрации президента, женщину спасло. Правда, её несчастный сын так и не получил необходимое ему лекарство, которое было конфисковано. Можно поздравить правоохранителей с данной «победой».
Этот случай стал достоянием гласности. А сколько подобных ему! Проблема наркотиков решается в РФ точно по пословице «заставь дурака Богу молиться…» Да если бы дураки расшибали лбы собственные – так нет же, они расшибают наши. По всей России люди, которые не могут вынести мучений дорогих людей, вынуждены идти на риск схлопотать уголовное дело и нарушать закон, чтобы добыть необходимые лекарства, ибо на выписку оных рассчитывать практически не приходится. Врачи запуганы. Врачи боятся, что их накажут. Поэтому выписывают лишь то, что «положено» (а «положено» из года в год всё меньше…). И вот начинаются «партизанские» продажи с рук, «закладки», пересылки… На горе доведённых до отчаяния людей наживаются всевозможные аферисты. Самих людей ловят «органы». Так, год назад была арестована ещё одна мать, купившая с рук лекарство для сына-эпилептика… «Наркотики!»
Какое же извращённое, безумное сознание нужно иметь, чтобы создать подобный ад для людей, чьей жизни и так не позавидует и мёртвый?
А дров и щепок – чем дальше в лес, тем больше. «Мы пишем не то, что есть, а то, что положено», - честно признаются иные врачи, давая больным справки, согласно которым они вполне себе здоровы. А раз здоровы, то какие вам лекарства? Главное, диспансеризацию проходите каждый год. Для чьих-то галочек и бумажек. А лечиться… Что там депутат Толстой советовал? Кору? Вот, ей и лечитесь.
В России вовсю побеждают онкологию, туберкулез и другие заболевания! В России принята и подписана президентом новая концепция здравоохранения! И в этой концепции… чётко приписано, на сколько должно сократиться в ближайшие пару лет количество больных, курильщиков, алкоголиков. Вплоть до последней цифирки прописанная директива. Больные, понятно, возьмут под козырек и, как мухи… выздоровят. По крайней мере, несомненно, что в официальных отчётах через два года будет зафиксировано резкое сокращение больных. Места на погосте, правда, уже в дефиците, но урн покамест всем хватает…
У нас много говорят о проблемах рождаемости. Это одна из излюбленных патриотических тем. И, само собой, она, действительно, ключевая для существования народа и страны. Но эта проблема не может рассматриваться в отрыве от других проблем. Рождаемость – это не только вопрос желания, материнского капитала и т.д. Это ещё проблема семейных ценностей с одной стороны (если разрушена семья, если нет ответственности за семью, нет полноценных родителей, то не может быть и рождаемости) и социальной защищённости с другой. О какой защищённости можно говорить в государстве, проводящем прямо антисоциальную политику? Русский человек в России не чувствует себя защищённым ни в социальном, ни в правовом отношении. А чувство постоянной опасности менее всего стимулирует рождаемость.
Наконец, не говоря об этих государственнических аспектах, было бы куда как невредно озаботиться людьми, детьми, которые уже есть. Мы же не Древняя Спарта, чтобы сбрасывать со скалы своих более слабых и болезненных сограждан… А ведь, прочтя историю задержанной на почте матери и её несчастного сына, невольно приходит в голову мысль, что спартанцы-то были в чем-то гуманнее, чем наша нынешняя система!
Говорят, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. К этому с ещё большим основанием следует добавить – от недуга. Раньше или позже мы, наши близкие сталкиваемся с испытанием немощами. Именно поэтому вопрос положения дел в нашей медицине актуален для всех и каждого. Несравненно актуальнее, чем многие вопросы, о которых мы так любим рассуждать. Потому что это – наша жизнь. И наших родных и близких. И совсем не стоит дожидаться, когда весь ужас сотворённой сегодня системы мы познаем на себе. Тогда будет уже поздно сопротивляться и пытаться чего-то добиться. Просто не хватит сил. Но к сожалению почему-то мы слишком склонны бываем ждать, пока грянет гром, призрак которого в виде чужой беды мы старательно отгоняем, чтобы он не пугал нас, не смущал наш покой. А кажется на, что и боль – чужая, и война – чужая, и всё – чужое, что впрямую не коснулось нас.
Елена Семёнова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |