В начале 60-х годов прошлого века в связи с ростом Морского Флота СССР в Министерстве Морского Флота, а также в управлении флота Рыбной Промышленности был рассмотрен вопрос о форме одежды командного и рядового состава. Морскую форму также обязаны были носить все береговые работники ММФ и пароходств. Самыми крупными тогда были: «Черноморское морское пароходство» с управлением в Одессе и «Балтийское морское пароходство» с управлением в Ленинграде. Полушутя тогда говорили: «моряки» (подразумевая управленцев) и «плавсостав». Конечно, управленцы при обсуждении (кому, сколько и каких нашивок нашивать) считали, что у них на рукавах форменных морских тужурок нашивки должны быть на ранг выше, чем у «плавсостава».
На это Министр Морского флота Бакаев сказал: «Нашивайте хоть до самого плеча, но четыре капитанских не трогайте». Бакаев Виктор Георгиевич пользовался огромным авторитетом. И его слово было законом. На флотах нашивки нашивали так: 4 средних (верхняя с вензелем) = капитан; 3 средних (верхняя с вензелем) = старший помощник капитана. 2 средних и одна узкая сверху с вензелем = 2-й помощник капитана; 2 средних = 3-й помощник капитана. Начальник Пароходства согласно Приказа Министра Морского Флота носил три нашивки: нижняя - широкая и над ней две средних, из них верхняя с вензелем.
Первая женщина, надевшая морскую тужурку с капитанскими нашивками, была Анна Ивановна Щетинина.
Родилась Анна Ивановна 26 февраля 1908 года на небольшой станции Океанская под Владивостоком. С детства мечтала о море. В 1925 году по окончании школы ей удалось поступить на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума, после окончания которого началась её тяжёлая и героическая морская жизнь.
Сначала Анна Ивановна Щетинина год отработала матросом на промысловых рыболовных судах, преодолев тяжёлый физический труд в суровых погодных условиях дальневосточных морей. А затем уже на судоводительских должностях. Через 6 лет Анна Ивановна Щетинина стала первой в мире женщиной капитаном. Современным капитанам, имеющим в своём распоряжении гирокомпас; эхолот; лаг; радиолокатор; авторулевой и спутниковые навигационные системы, выдающие координаты одним нажатием кнопки, трудно даже представить: как можно водить суда в условиях штормов, туманов, рифов и мелей, имея из навигационных приборов только магнитный компас (который никогда не показывает верно, т.к. зависит от магнитного поля своего корабля, меняющегося при перемене курса); ручной лот (верёвки с грузом) и вертушечный лаг. Вот в таких условиях работала капитан Анна Ивановна Щетинина на дальневосточных морях. Во время Великой Отечественной войны Анна Ивановна Щетинина работала на Балтике капитаном парохода «Сауле». Минуя минные поля, под огнём артиллерии и авиации противника перевозила грузы и войска; участвовала в эвакуации Таллина. Была награждена боевым орденом Красной Звезды. В своё 90-летие Анна Ивановна Щетинина получила поздравления от морских капитанов всего мира.
Но вот настала эпоха «Перестройки». «Плавсостав» исчез, т.к. были разворованы и разгромлены Пароходства. А капитанские нашивки появились у людей, которые, как говорится, «не нюхали моря» даже в должности матросов. Ярким примером тому является Татьяна Ивановна Чекалова. Госпожа Чекалова Т.И. окончила техникум «Промышленной теплотехники», затем Технологический институт имени Ленсовета по специальности «инженер-электромеханик». Преподавала в Химико-технологическом техникуме, а впоследствии занимала разные бюрократические должности в учреждениях Ленинграда. Но ни одного дня не проработала на море даже юнгой, однако, каким-то образом госпоже Чекаловой Т.И. удалось занять должность помощника Президента Балтийского Морского пароходства, имевшего в своём составе 178 судов различного назначения и активов 2,5 млрд долларов. В течение 5-ти лет Пароходство перестало существовать. Пароходство было загнано в долговую яму управленческим персоналом. Россия лишилась всего торгового морского флота на Балтийском бассейне. Какую помощь в этом разгроме Балтийского Пароходства и разворовывании флота оказывали помощник Президента БМП и руководители пароходства - сейчас уже трудно представить. Тем не менее, когда «Плавсостав» остался не у дел, а некоторые из руководства «БМП» отправились «в края не столь отдалённые», «Моряки» (то бишь береговая бюрократия) не растерялись и создали «Морской Совет» при Правительстве Санкт-Петербурга. А возглавила «Морской Совет» «непотопляемая» госпожа Чекалова Т.И., облачённая в «мундир» с капитанскими нашивками.
Татьяна Ивановна, видимо, не соображает, насколько кощунственно она выглядит на фоне Капитана Дальнего Плавания Щетининой Анны Ивановны. Понятно, что никакого дельного морского совета не может посоветовать человек, никогда не работавший ни на море, ни в судостроении. Поэтому, в основном Т.И. Чекалова предпочитает общественную деятельность с обязательной саморекламой в морской форме.
Сейчас госпожа Чекалова Т.И. нашила уже адмиральские нашивки. Конечно, перещеголять «Героя Советского Союза», «полковника», а теперь уже и «генерал-майора» Гриняеву Ш.К. вряд ли удастся... Но параллель всё-таки просматривается. И та, и другая, как равная среди равных в окружении генералов и адмиралов.
И эти адмиралы признают не только равенство, но и верховенство госпожи Чекаловой. Магия нашивок! Татьяна Ивановна не единственная в «Морском Совете» щеголяет нашивками «не по чину». Господин Барышников Сергей Олегович, будучи ректором морского высшего учебного заведения, согласно положению о форме одежды, обязан носить нашивки: одну широкую и среднюю над ней с вензелем.
Однако предпочитает носить нашивки Начальника Пароходства. И ведёт себя соответственно. Казалось бы: «Ничего страшного!», но на самом деле «нашивконосцы» влияют на решение некоторых вопросов, связанных с морем; морской историей; морским делом. И влияют негативно.
Константин Павлович Державин, капитан дальнего плавания, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран боевых действий, ветеран труда, на морской службе с 1944 года по настоящее время
Источник |