Web Analytics


Русская Стратегия

"Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов." Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Категории раздела

- Новости [3969]
- Аналитика [3001]
- Разное [984]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Сентябрь » 6 » Мельпомена и ГУЛАГ: Дмитрий Консовский
    03:16
    Мельпомена и ГУЛАГ: Дмитрий Консовский

    - Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг…

    Под эту песенку выросло уже не одно поколение детей. И многие девочки, слыша:

    - После мороженного я сказал бы, что люблю вас… - из уст нежного принца мечтали о том, что и в них однажды влюбится такой же принц – добрый, красивый, заботливый…

    И никто не знал, что после съёмок в праздничной сказке, возвращаясь домой, принц не спит ночами и пишет такие строки: «Чушь — умирать совсем не страшно. Я боялся в 1934 году после ареста Димы, ждал, когда они придут… каждую ночь, каждый день. Ждал, боялся. Боялся, когда высылали родителей. Боялся в 1937 году, когда арестовали брата моего отца. Я устал это делать в 1942 году, после расстрела Зинаиды Консовской. Все, вся большая семья замерла, опустив головы. А во мне это чувство вдруг сгорело. Чувство страха сгорело — его больше нет. Надежда, что я снова смогу увидеть Диму, согревает мое сердце».

    Братья Консовские происходили из дворян. Один дед – надворный советник, служил по таможенному ведомству. Другой – судебный пристав. Для Страны Советов рекомендация худая, но братья были молоды и верили в лучшее. Их было двое – Дмитрий, родившийся в 1907 году, и Алексей, пятью годами младше. В актёры Алексей пошёл по стопам брата. Дмитрий делал успешную карьеру в тогда ещё немом кино. Высокий, статный, с красивым мужественным лицом – он прекрасно подходил на роли героев.

    «Когда старший сын, окончив трудовую школу-девятилетку, поступил на Высшие литературные курсы, отец смолчал. Когда отчислили с формулировкой «классово чуждый элемент» — утешал. Когда же Дмитрий поступил в школу-студию театра Вахтангова — заболел. «Не понимаю! Мой сын — фигляр?!»

    Дмитрий ушел из дома. Характер его был целеустремленный и неукротимый. Все всегда решал сам. В восемнадцать лет снялся в своей первой роли. Фильм вышел на экраны в 1926 году», - пишет внук Алексея Консовского Николай Вершинин-Консовский.

    Молодой человек писал стихи, был влюблён в режиссуру Мейерхольда, обладал взрывным темпераментом и… независимостью суждений. Тоже негодная черта для страны восторжествовавшего пролетариата. Дмитрий окончил Вахтанговскую школу и вскоре сам стал педагогом в театре Вахтангова. На его сцене актёра увидел мастер – Мейерхольд. Увидел, запомнил и оценил. После этого старший Консовский посоветовал младшему идти именно к Всеволоду Эмильевичу, что тот и сделал. В дальнейшем Алексей успешно играл в спектаклях учителя вплоть до его ареста…

    Карьера Дмитрий шла вверх. Снимались первые звуковые ленты. Во время одной из съёмок актёр чуть не погиб, заболев тифом из-за тяжёлых условий, в которых пришлось работать.

    В 1934 году режиссёр Абрам Роом приступил к съёмкам картины «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши «Волшебный комсомолец». Эта картина должна была представить зрителю идеал советского комсомольца, которому бы захотели подражать все молодые люди. На главную роль Роом выбрал Дмитрия Консовского. Была отснята половина фильм, оставалось снять павильонные сцены, но…

    1 декабря 1934 года был убит Киров. Волна арестов накрыла Страну Советов. Дмитрий Консовский был арестован уже 3 декабря. А через 12 дней из в недрах «органов» явился следующий документ: «Я, уполномоченный СПО ГУГБ НКВД Шулишов, рассмотрев следственный материал по делу №... и приняв во внимание, что гр. Консовский Дмитрий Анатольевич достаточно изобличается в том, что он, Консовский, являясь выходцем из социально враждебной советской власти среды (быв. дворяне), вел систематическую антисоветскую пропаганду в защиту фашизма, постановил гр. Консовского Д. А. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».

    - Вашего мужа будут судить, как участника контрреволюционной шайке! – сказал следователь жене актёра Тамаре Чистяковой.

    «Шайку» старались сколотить старательно.

    - На допросе 4/XII Вы отказались назвать лиц, с которыми Вы вели политические беседы в антисоветском духе, скажите, велись ли Вами беседы к.-р. характера? – настаивал следователь.

    - Да, политические беседы в резко к.-р. духе с моим участием велись, у меня на квартире, лиц, с которыми велись эти беседы я, повторяю, назвать отказываюсь, - ровно отвечал арестант.

    - Где и с кем Вы вели беседы о фашизме и кому конкретно Вы высказывали одобрение фашистской политике и свое преклонение перед Гитлером?

    - Никому не высказывал ни одобрения фашистской политике, ни преклонения перед Гитлером.

    - Какое участие Вы принимали в националистических беседах в группе лиц вокруг Олеши?

    - Никакого участия не принимал в этих беседах и об этих беседах ничего не знаю.

    - В протоколе от 8/XII с. г. Вы показали, что принимали участие в беседах контр­революционного характера. Изложите, на какие темы велись беседы?

    - Эти контрреволюционного характера беседы с моим участием носили не систематический характер. Основное их содержание заключалось в следующих основных положениях:

    1) В нашей стране методы осуществления идеи социализма в жизнь не верны.

    2) Принцип демократизма в нашей стране нарушен, и страной правит партийное меньшинство, а большинство идет на поводу у этого меньшинства.

    3) Методы осуществления коллективизации крестьянства неверны и не могут привести к благоприятным результатам, и как один из показателей неверности этого пути коллективизации — наличие в стране большого количества нищих, в частности в Москве.

    4) Большевики не умеют овладеть техникой производства, и качество продукции не отвечает требованиям культурно-бытового порядка.

    Он не предпринял ничего, чтобы «обелить» себя. Юноша, игравший «волшебного комсомольца», уже чувствовал, понимал, где он живёт, и что его ожидает. Оставалось одно – сохранить достоинство, не дать растоптать себя. Он никого не выдал, никого не предал. А на него написали донос… Агент НКВД актёр Аркасов.

    - Я могу привести несколько примеров, - говорил он на допросе. - Первое — о роли личности и коллектива в условиях Советской действительности. Общим лейтмотивом высказывания Консовского по этому вопросу было, что вся Советская действительность (по его мнению) тормозит развитие и формирование личности: «Кругом тебя потрясающий шаблон и трафарет». «Всякое проявление личности квалифицируется как выпирание, как проявление индивидуализма», — говорит Консовский. Окружающих его людей в огромном большинстве — Консовский квалифицирует как «безликих, без индивидуальностей». «Но еще ужаснее было бы соглашаться и плыть по течению — борьба облагораживает человека», — делал вывод Консовский.

    Второе — о фашизме. Величайшей личностью Консовский считал Муссолини. «Это родоначальник фашизма, и будущее этого движения в нем». — «Гитлер меньше фигура, но также большой величины». — «Те сведения, которые доходят до нас о фашизме, тенденциозны, а потому искажены, т. к. выхолощена ценность, идейность этого движения. Фашизм несет огромные возможности для развития личности, так как там нет всепоглощающего коллектива», — говорил Консовский.

    Третье — о войне и активизации враждебных элементов внутри страны. Консовский говорил, что то положение, что в последнее время не слышно ничего о раскрытии заговоров, вредителей и т. д., говорит отнюдь не о том, что таких людей нет, но что теперь они стали работать «без дураков» и что активизироваться будут они лишь в нужный момент, т. е. достаточно лишь разразиться политическим осложнениям. Война принесет, по мнению Консовского, целый ряд неожиданностей в смысле «активизации враждебных сил».

    27 февраля 1935 года заключённый Бутырской тюрьмы Дмитрий Консовский объявил голодовку. За это его бросили в карцер.

    Приговор актёру был сравнительно «гуманным» - всего лишь пять лет ИТЛ. Его этапировали в Ухтпечлаг. Физически сильный молодой человек справлялся с тяжёлой работой землекопа. Начальство отмечало, что работает он с охотой, даёт норму.

    В 1935 году в клубе имени Косолапкина лагеря Чибью Консовский и отбывавший срок там же начинающий актёр Михаил Названов организовали театр. Лагерные театры спасали жизнь многим актёром. Но Дмитрию не повезло.

    «Огненноволосый Дмитрий Консовский поражал своим темпераментом и умением перевоплощаться. Характер у него был не сладкий. Кому-то из начальников сказал что-то резкое. За что был отправлен на лесоповал, где и погиб», - коротко сообщает Юрий Аскаров («Арестованный театр»).

    Причиной новой беды вновь стал донос. Его написал ещё один актёр «театра» Косолапкина Эдуард Понс.

     «Консовский крайне озлоблен, невоздержан, мстителен, - сообщал товарищ Понс Это может подтвердить буквально каждый. В присутствии актеров не раз высказывал резкие замечания в адрес работников 3-го отделения, а также критиковал постановления нашего правительства в области искусства». И подытоживал: «Дерзкий он человек и строптивый. И какой-то неугомонный (неумный). Наблюдаю за ним год и понимаю: такие не поддаются исправлению. Он совсем не может понять воспитательного значения нашего лагеря. Особенно улыбка, с которой он говорит».

    Для понимания «воспитательного значения лагеря» Консовского отправили на асфальтовый рудник. Шёл 1937 год…

    С рудника Дмитрий однажды вернулся в Чибью. Был канун 1938-го. На вопрос, как живётся ему на новом месте, актёр гневно бросил:

    - Как живется?! Фабрика мертвецов! С какой бы радостью расстрелял я всех этих… называется еще гуманное правительство!

    Само собой, донесение об этот тотчас легло на стол «куму». Последовал очередной арест. И, вот, новый допрос:

    - Говорили ли Вы в присутствии з/к, что Вас в лагерь пригнали для физического истребления, доказательство тому, Вы считали, что Вам не дают работать по специальности?

    - Нет. Не говорил.

    - Призывали ли Вы з/к, что почему вы все молчите, ну ладно, придет время, мы еще молодые, возьмем свое?

    - В отдельности з/к я никогда не призывал, но возможно, вопрос шел о бытовых условиях, о работе. Да, такие разговоры вел. Я говорил, что не надо молчать, а надо говорить и не надо бояться и шушукаться по углам.

    - Говорили ли Вы, что в НКВД сидят кровожадные, желающие хорошей жизни и это охлократия господства худших хотят перевоспитать интеллигенцию?

    - Отказываюсь отвечать

    «Тройки» в те дни работали по-стахановски. В Ухтпечлаге за 18 дней было вынесено 2633 расстрельных приговора. А 5 января нового 1938 года было вынесено 214 приговора. Один из них – Дмитрию Анатольевичу Консовскому…

    Расстрелы производили в двух специальных лагпунктах: «Ухтарка» и «Кирпичный». Смертников было так много, что палачи не справлялись с их потоком и прибегали к другим методам расправы. Бывший узник К.П. Гурский вспоминал: «Меня забрали из лагерного барака и доставили прямо в «Ухтарку». В набитом до отказа бараке нечем было дышать. Окна были закрыты толстыми деревянными щитами, а двери обиты толстым листовым железом с обеих сторон и заперты на массивные засовы. В этом бараке мы пробыли трое суток. Из него никого никуда не выводили, но часто вызывали по спискам. Обратно они не возвращались. Возле нашего барака постоянно тарахтел трактор, заглушая все шумы. Даже глубокой ночью. На место ушедших то и дело приводили новых. Когда в бараке собралось более двухсот человек, пришли какие-то чины, десятка два человек перевели в другой барак. В их числе оказался и я. Ночью мы проснулись от выстрелов, слышных несмотря на работу тракторов. Сквозь щиты на окнах проникали багровые отблески, как при пожаре. До нас доносились крики, стал проникать удушливый дым. Часа через два все стихло. Сутки мы провели под впечатлением прошедшей ночи. Мы понимали, что произошло нечто страшное. А на следующий день нас всех выгнали из барака: предстало ужасное зрелище… На месте того барака чернело пожарище. Нас заставили вытаскивать обугленные трупы и относить их в длинную глубокую траншею, метрах в сорока от пожарища. После того как все трупы были преданы земле, траншея была засыпана и утрамбована ногами. Потом нас, обессиленных, водворили обратно в барак. Прошло еще несколько дней. Меня и еще двух человек вызвали из барака, и какой-то чин с кубиками в петлицах объявил нам, что мы можем возвращаться на старое место работы, в свой лагпункт. Предварительно взяв подписку, чтобы мы никому и никогда не рассказывали об увиденном на «Ухтарке» и вообще обо всем забыли. И добавил, что при разглашении государственной тайны мы будем расстреляны без суда».

    Консовский всё же «ушёл» от своих палачей. Ушёл на небо. Прежде, чем его настигли пуля или пламя. Тридцатилетний актёр скончался в лагерном стационаре от энтероколита 15 февраля, не дожив 12 дней до расстрела. Его роли в «театре» Косолапкина унаследовал Михаил Названов…

    «Помнишь, Алеша, «Сквозь улицы сонные протянулась длинная цепь фонарей»? Я помню. Мамочка, Папа. Как всё теперь? Ты один, наверное? Знаешь, все сгорит. Ничего не останется… и я… хожу здесь и горю», - писал Дмитрий Консовский брату Алексею.

    И Алексей, и их мать, Елена Павловна, ещё долго отказывались верить своему горю и надеялись на то, что произошла ошибка, и их Дима вернётся к ним. Уже в 1955 году, незадолго до своей смерти, Елена Консовская с какой-то отчаянной, почти безумной надеждой обзванивала по телефонному справочнику всех московских Консовских и даже приходила к ним. Ей чудилось, что её Дима всё-таки жив, живёт где-то, но почему-то просто не возвращается домой.

    Русская Стратегия

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: - Разное | Просмотров: 158 | Добавил: Elena17 | Теги: актеры, преступления большевизма, россия без большевизма, мельпомена и гулаг, нет в россии семьи такой
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1489

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru