Мы, православные люди, знаем, словами апостола Иоанна, «что мы от Бога и что весь мир лежит во зле». И мы, православные русские люди, наследники Святой Руси, потомки славных предков наших святорусских, призваны восстать за правду Христову – каждый на своем месте. И особенное из мест этих – место служения воинского, армейского. Труден путь военного человека, но и хорош для души. Трудно и опасно военное поприще: тяготы и лишения воинской службы сопряжены бывают со смертельной опасностью и в мирные годы. Но смерти никто из нас не избежит. Жизнь земная коротка, миг по сравнению с вечностью. Так уж и да пожелаем достойной, доброй смерти – доброго перехода в вечность, доброго ответа на Страшном Суде Христовом. Хорошая, праведная смерть – это результат праведной временной жизни и хорошее рождение в жизнь вечную.
Один из любимейших русских святых батюшка Иоанн Кронштадтский, говоря о полях брани, произнес в их адрес: «Не назову вас полями смерти или могилами мертвых, но полями жизни, сокровищницами бессмертия, ибо все тела убиенных воинов восстанут нетленными и процветут бессмертием». И еще говорил отец Иоанн: «Блаженны все, скончавшиеся смертию мученическою, воины наши – они теперь почивают от трудов своих и вкушают блаженный, всерадостный покой в Боге и видят то, чего наши очи не видят и видеть не могут до времени: видят Господа, святых ангелов и всех святых, и с ними торжествуют и ликуют. Ведь умирать всем надобно в свое время, и никто смерти избегать не может, так стократ лучше умереть смертию за Веру, Царя и Отечество!» И еще: «Российский воин православный, защищающий Отечество, уподобляется ангелам Царства света, сражающимся с духами зла. – Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного; потому любите его горячо и будьте готовы душу за него положить».
Военная сила призвана противостоять силам зла ответственностью власти, данной от Бога. Апостол Павел учит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо не есть власть, если не от Бога, истинные же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».
Апостол говорит об истинных властях, но есть в мире власти не от Бога, власти самозваные, лжевласти, которые тоже имеют военную силу. Это есть власти тьмы, и с ними призвано сражаться Христолюбивое воинство. Ярким примером для уяснения этого служит нам кроткий и смиренный преподобный Сергий Радонежский, благословивший русское воинство на Куликовскую битву, чем от имени Православной Церкви засвидетельствовал, что ратное дело является делом священным. Священным и доблестным. Н.С. Лесков устами одного из своих героев сказал: «Это доблестное дело врагов Отчизны смирять».
Христианин, несущий воинскую службу, являясь служителем добра, вынужденно применяет насилие, чтобы остановить зло. Когда вооруженное зло посягает на веру и Церковь Божию, тогда православное воинство восстает на священную войну. И Церковь молится о воинстве своем. Святитель Филарет Московский говорил: «Бог любит добродушный мир, но Бог же благословляет праведную войну».
И когда воин поставлен перед выбором: убить убийцу или позволить ему злодействовать, то православный воин знает, что никакого выбора тут и нет. Позволяющий другому убивать соучаствует ему; останавливающий другие убийства даже и убийством злодея более угоден Богу, ибо из двух зол выбирает меньшее. Сам Господь изволил сказать: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Еще Он заповедал нам любить Господа Бога всем сердцем и всею душою и всем разумением и любить ближнего. И в осуществление этой заповеди любви русские воины всегда защищали Церковь Православную и Отечество Российское, объединяющие все святое и возвышенное, все близкое и родное – защищали, не щадя живота своего.
Здесь, думается, хорошо нам будет отвлечься от общих рассуждений и познакомиться с одним очень ярким примером из жизни, описанным В.С. Соловьевым. Вот рассказ некоего генерала о событиях, бывших в XIX веке:
«Во время Кавказской кампании, когда шла война с турками в связи с Арменией, мы медленно продвигались за противником, и однажды перед нами открылось огромное армянское село. Мы увидели там жуткую вещь: не только совершенно спаленную деревню, но телеги, к которым были привязаны армяне, не успевшие убежать, а под телегами разведены костры – их садистски убивали. Но одна картина поразила всех до глубины души. К оси телеги навзничь на земле была привязана женщина, так, чтобы не могла головы повернуть. Она была мертва, у нее никаких ран, лишь лицо было искажено. Что же случилось? Буквально перед ней был вбит шест, на котором привязан голый младенец, видимо, ее сын, весь почерневший и с выкатившимися глазками, а рядом валяется решетка с потухшими углями. Ясно, что сделали изверги.
Вдруг из какого-то сухого колодца к нам выбрался армянин. Кричит, что турки пошли в рядом находящееся село. – Сколько их? – Спрашиваю. – Сорок тысяч. А у нас было порядка пятисот человек и шесть пушек.
Тем не менее, мы спросили короткий путь, – продолжал генерал, – и по этому пути, не рассуждая, двинулись. Получилось так, что наш отряд вышел как раз в то время, когда турки (их оказалось около четырех тысяч) входили в другое армянское селение. Тогда небольшой отряд казаков поскакал к ним, а основная наша часть осталась в засаде с замаскированными пушками. Турки, заметив казаков, не раздумывая, погнались за ними. Мы же, подпустив их, открыли по басурманам огонь картечью буквально в упор, так что успели сделать всего два залпа. Если бы турки оказались посмелее и продолжали наступление, то нам бы всем несдобровать. Но они испугались и стали отступать. Тут мы еще произвели залп картечью и потом все ринулись на них. Турки бросали оружие, просили пощады, но мы изрубили их всех, никого не оставили. И вот теперь, господа, говорю вам: у меня нет никаких добрых дел, но до сих пор, когда я вспоминаю этот случай, у меня на душе светлое Христово Воскресение. Я считаю единственным в своей жизни святым, истинно добрым делом то, которое тогда совершил!»
Этот рассказ и это чувство генерала вполне соответствуют учению святых Отцов Православия: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно», – научает нас святитель Афанасий Великий. А одно из правил святителя Василия Великого звучит так: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия».
Русский преосвященный Гедеон (Вишневский), епископ Полтавский говорил: «Облекается ли кто в воинственное мужество: оно возвышенно, когда дышит Верою; ибо тогда не отчаяние, не страх, не боязнь, не ожесточение живет в груди воина, но великодушие, поражающее врага без презрения к нему; тогда не лицемерие, не злоба, но благодушное сознание своих достоинств наполняет его сердце».
О том, как мусульмане искушали святого равноапостольного Кирилла о применении оружия христианами и о его ответе можно читать в житии святого. Однажды сарацины спросили святого: «Если Христос есть ваш Бог, то почему же вы не делаете того, что Он велит вам? Ведь написано в Евангелии: молитесь за врагов, делайте добро ненавидящим и притесняющим вас и бьющим вас подставляйте щеку. Вы же поступаете не так: против противников ваших вы оттачиваете оружие». На это святой Кирилл отвечал: «Если в каком законе будут написаны две заповеди и даны людям для исполнения, то кто из людей будет истинный исполнитель закона: тот ли, кто исполнит одну заповедь, или тот, кто – две?» «Конечно, лучшим исполнителем будет тот, – отвечали сарацины, – кто исполнит две заповеди». «Христос Бог наш, – сказал на это святой, – повелел нам молиться за обидящих нас и благотворить им, но Он также сказал и это: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Мы переносим обиды, если они направлены только против кого-либо в отдельности, но мы заступаемся и даже полагаем души свои, если они направлены на общество, чтобы наши братья не попали в плен, где могли бы быть совращены к богопротивным и злым делам». Так говорил святой Кирилл.
Добавим к этому, что эта богоугодная традиция укоренилась и в русской культуре и, в частности, в литературе. Вспомним, например, хотя бы стихотворение Н.М. Языкова «Кудесник» или повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
В «Кудеснике» поэт воспел подвиг правоверного Новгородского князя Глеба Святославовича, который, приложившись к кресту, идет затем и поражает обольстившего народ чародея.
«Тарас Бульба» Гоголя – произведение огромной духовной мощи, в котором показано православное казачество XVI века, вся жизнь которого проходила в бесстрашных битвах с врагами веры Православной. Казачий полковник Тарас Бульба – пламенный патриот, ценящий в товарищах своих превыше всего преданность Родине и верность Церкви. Вот его знаменитая речь о товариществе: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской Земле, не было таких товарищей. Нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а!.. – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!»
Да, велико достоинство и велика честь принадлежать к христолюбивому воинству. Но при этом важно помнить, что воинствовать мы должны не только против внешних врагов, но и против зла в себе. Потому что граница между добром и злом проходит не столько между государствами или между людьми, но скорее – посреди сердец наших. В каждом, даже и последнем, злодее есть хотя малая частица добра. С другой стороны, и подвизающиеся в святости на земных поприщах имеют хоть мало злого в себе. Пока не перешел человек в жизнь высшую, загробную, в нем, в душе его идет борьба между добром и злом. Переход же человека в вечную жизнь Господь определяет в его определившемся состоянии, когда говорят: он приспел. А пока еще есть возможности к улучшению, земная жизнь продолжается. Поэтому для нас важно вести брань с врагами невидимыми в себе. И эта брань – брань духовная, она часто требует больших сил, чем брань с врагами видимыми.
«Бог нас водит: Он нам – Генерал!» – Говорил А.В. Суворов. Вера в Бога учит нас по-настоящему любить Отечество. Ведь что есть наше Отечество, Русь Святая? Она есть образ Отечества Небесного, место жизни и подвигов родных предков наших и место нашей нынешней жизни, которой должно проходить в сражении с силами зла. «Царство Небесное, – сказал Господь, – силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Трудно бывает соблюдать Устав Царя Небесного – Заповеди Его святые и не хочется бывать порой на богослужениях. Здесь так же, как у купающегося человека, не желающего входить в холодную воду, но бросившегося в нее и вознагражденного затем бодростью. Восхитить Царство Небесное – это ведь никаких усилий не жалко! Молитвою, особенно в храме святом, оживляется дух наш и укрепляется приобщением Тела и Крови Господних.
Хорошо воину, если у него есть возможность посещать храм и окормляться у священника. Но если нет такой возможности, то и тогда душа не одинока. Бог дал каждому из нас совесть. Живая совесть и есть подсознательное чувство Бога. Надобно к ней прислушиваться. И так понятно, так очевидно и по совести все хорошее, и так подавляет, так гнетет все нехорошее. Надо ли говорить о том, что душа-христианка и сама знает: надлежит устраняться грехов – невоздержания, сквернословия, лжи, любодеяний, воровства, жестокости по отношению к ближним.
Старец-протоиерей Валентин Бирюков, участвовавший в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, рассказывал:
«Много страшного пришлось пережить в войну – видел, как во время бомбежки дома летали по воздуху, как пуховые подушки. А мы молодые – нам всем жить хотелось. И вот мы, шестеро друзей из артиллерийского расчета, решили: давайте, ребятки, будем жить с Богом. Все мы договорились, что во всю войну никакого хульного слова не произносить, никакой раздражительности не проявлять, никакой обиды друг другу не причинять. Где бы мы ни были, всегда молились. Бежим к пушкам, крестимся: «Господи, помоги! Господи, помилуй!» А когда с фронта пришел, был такой случай. Пришел ко мне незнакомый человек, сказал стать на колени и трижды перекреститься. Затем пересказал мне всю мою жизнь – настолько точно, что я от страха даже заплакал. А потом спросил: «Помнишь о вашем уговоре не произносить хульных слов и не обижать друг друга?» – «Как же, помню». – «Вы просили Господа остаться живыми, вас Господь и оставил – всех. Так знай, что если бы вы говорили тогда хульные слова... Видел, сколько трупов было?» – «Как же, видел». – «И вы бы среди них лежали, и косточки ваши уже сопрели бы».
Во всех делах, мыслях, чувствах своих мы должны быть христианами, Христовыми. Как бы трудно порой ни было. Не зря армию называют школой мужества. Укрепимся словами Христа: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
В настоящем издании приведены высокие примеры верности Богу и Отчизне святых и великих русских людей, составляющих цвет и гордость русской нации. Автор призывает своих читателей с доверием и в простоте души принять опыт славных наших предков в свои сердца. Да возгорятся сердца наши доброй гордостью за народ наш и да воспламенятся пламенной любовью ко Господу, Отцу нашему, давшему нам жизнь, любящему каждого из нас и с любовью – даже и наказывая порой! – влекущего нас к Себе, в Царство Небесного Православия.
И примем, и помнить будем слова гениального сына Русской Православной Церкви Н.В. Гоголя, и вдохновимся ими: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что Вы русский», ибо свободная во Христе Россия – это страна православная, а русский – то же, что православный: «Высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя высокое слово Евангельское».
Вячеслав Иванович Марченко
|