В октябре компания–проектировщик "Кант" собирается подать в строительную экспертизу проект воссоздания колокольни Новодевичьего монастыря на Московском проспекте, 100, чтобы к концу года заручиться всей необходимой для строительства документацией. Летом "Кант" уже пытался получить положительное заключение по колокольне, но не слишком удачно. "Мы заходили в экспертизу на консультационные услуги. Нам проверили проект и сказали, что нужно подготовить еще часть исходно–разрешительной документации. Сейчас этим занимаемся, — сказал "ДП" владелец фирмы Игорь Пасечник. — Я надеюсь, что мы до конца года получим согласование экспертизы по этому проекту".
Правда, планы эти могут корректироваться в зависимости от выделяемого "заказчиками и спонсорами" финансирования. Пасечник отметил, что даже стоимость экспертизы довольно высока, однако от оценки затрат на реализацию задумки он воздержался.
Напомним, на территории монастыря на Московском проспекте планируется построить пятиэтажную колокольню высотой около 55 м. Формально речь идет о воссоздании постройки 1895 года, взорванной в начале 1930–х. Заказчиком выступает ООО "Группа Три С" (3S Group). Проект сначала готовило ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть–91", позднее на смену ему пришло ООО "Кант". Около года назад эта идея обсуждалась на заседании совета по наследию. Финансировать работы предполагается в том числе на частные пожертвования, которые собирает сам монастырь.
"Противников у этого проекта (колокольни. — Ред.) нет, вопрос упирается в финансирование", — прокомментировал "ДП" планы по воссозданию башни член ВООПИиК Дмитрий Литвинов. Он не сомневается, что проект реализуют, как только деньги будут найдены. Отметим, что предыдущие попытки воссоздания градостроительных доминант были связаны с участием бизнеса.
Как завещал Растрелли
Когда планировалось строительство "Охта–центра", "была полемика" о возможности возведения существовавшей в планах, но в итоге так и не построенной колокольни Смольного собора, вспомнил в беседе с корреспондентом "ДП" архитектор "Охта–центра" Филипп Никандров. Эта идея активно продвигалась пиарщиками небоскреба, которые тем самым стремились доказать, что высотная доминанта в этом месте предполагалась самим Растрелли.
Напомним, что в соответствии с макетом Смольного монастыря, который выставлен в Академии художеств, перед храмом планировалось построить высокую башню. Сначала архитектор планировал ее 140–метровой, потом — выше 160 м. Первые ярусы уже начали строить, но потом бросили.
До конца не ясно, почему отказались от проекта: то ли по творческим причинам (сам Растрелли мог переосмыслить проект), то ли по экономическим. Никандров высказал мнение, что проект колокольни "не был воплощен в связи с выходом барокко из моды".
В 2010–м на месте, где должна была стоять колокольня, взялись за археологические раскопки. Но после переноса "Газпромом" "Охта–центра" в Лахту интерес к проекту монастырской доминанты естественным образом угас.
Вновь разговоры о строительстве колокольни Смольного пошли в 2013 году, когда о таких планах сообщили в компании "Арсенал–недвижимость". Башню на сей раз задумывали как памятник эпохе правления Елизаветы Петровны. "Арсенал–недвижимость" известна не только как застройщик жилья, но и как заказчик строительства Нововоронцовского дворца на Мебельной улице (Приморский район) — возведенной в 2013 году копии Воронцовского дворца с Садовой улицы, в которой сейчас квартирует частная школа. В колокольню предприниматели планировали вложить как собственные средства, так и деньги из создаваемого для этих целей фонда. Но эта попытка улучшения Смольного, как известно, также пока не привела к успеху. Тем не менее идея до сих пор витает в воздухе. "Колокольня Смольного монастыря — один из самых спорных объектов, которые пока не реализованы, но мысль о реализации которых периодически возникает", — сказал Дмитрий Литвинов. Он добавил, что "есть довольно большая группа сторонников" ее воссоздания.
В рамках регенерации
Место, где задумывалась колокольня, сегодня формально находится на территории памятника архитектуры. Строго говоря, по закону "Об объектах культурного наследия…" возводить там что–то новое нельзя. Но закон допускает весьма неопределенные работы "по сохранению". КГИОП весной подготовил поправки в этот закон, разрешающие регенерацию, то есть восстановление историко–градостроительной среды (планировок, объемов или стилистических решений) методом реконструкции и строительства. Из примеров ансамблей, никогда не существовавших воедино, можно вспомнить реконструированный Летний сад с сооружениями разных эпох.
Не в первый раз
Среди доведенных до конца проектов воссоздания доминант можно вспомнить башню на бывшем торговом доме "С. Эсдерс и К. Схейфальс" на углу набережной реки Мойки и Гороховой улицы (у Красного моста), споры о которой не стихают до сих пор. Башню эту разобрали в 1960–е как аварийную и не отвечающую тогдашним представлениям о гармонии. Само здание работало как швейная фабрика. Воссозданием занялся новый владелец постройки, "БТК девелопмент". Там отмечают, что шпиль "уже стал архитектурной доминантой Петербурга и вошел в путеводители по Северной столице", а также "возвышается над "золотым треугольником" города". Критики же говорили, что без сохранившихся точных обмеров башня могла быть воссоздана не вполне точно. А кроме того, она дополнила собой панораму Гороховой улицы. Шпиль не уравновешивается в перспективе этой улицы, отмечал, например, искусствовед Борис Кириков. Новостройка единолично бросила вызов Адмиралтейской игле.
Завершается возведение еще одной спорной доминанты — Рождественской церкви, стоявшей на площади на пересечении 6–й Советской улицы и Красноборского переулка и снесенной в 1934 году. Разговоры о восстановлении шли долго, как и согласования. Закладка воссоздаваемой церкви произошла в феврале 2018 года, после чего стройка пошла быстрыми темпами — на фоне того, как главным меценатом (ктитором) храма согласился выступить совладелец группы "Эталон" Вячеслав Заренков. Его же компания, "ЛенСпецСМУ–реконструкция", стала подрядчиком стройки.
По оценке бизнесмена, для завершения работ требовалось 280 млн рублей. Правда, благой жест смогли оценить не все. Общественное мнение раскололось, но заметную активность проявляла выступавшая против строительства инициативная группа местных жителей, ведь с советских времен на этом месте был сквер. Их протесты, по–видимому, ни к чему не привели: сейчас на здании уже стоит крест.
Источник |