– Виталий Юрьевич, 16-17 сентября 2019 года наша с вами Луганская епархия отмечает 75-летие со дня своего образования. История отбрасывает нас в тяжелейший военный 1944 год, но уже пронизанный верой и надеждой на скорую Победу 1945 года. «Этот день мы приближали как могли», в том числе и молитвами. Как Вы оцениваете этот продолжительный период становления духовности на Луганщине, которому предшествовали ещё более жёсткие богоборческие 20-30-е годы? Что означало для нашего региона создание Луганской кафедры в духовных лавах Русской Православной Церкви?
– Луганск является уникальным – единственным городом на территории бывшего СССР, в котором был построен новый храм в советское время, причём в сталинскую эпоху. Это наш Свято-Николо-Преображенский собор, построенный в 1949-1950-х годах. Меня в нём крестил о. Сергий (Сулаков) в 1995 году, когда мне было 23 года. Я считаю для себя очень знаменательным, что Господь привёл креститься в таком уникальном храме. Правда, построен он был вместо двух храмов, взорванных большевиками в 1930-х годах. И построен, как раньше говорили, «в яме» – то есть в таком низком месте, по сути, в овраге, чтобы его не видно было. Соседние дома его почти полностью закрывают, так что его трудно найти. В 1950-м году купол делать власть запретила, но первый настоятель всё равно сделал четыре опоры под будущий купол – он был уверен, что времена безбожия когда-то закончатся. Вот какую нужно иметь веру! Этот храм является своего рода символическим изображением того, как существовала Православная Церковь в этот период – с 1944 года до конца СССР.
В 1943 году, как известно, Сталин прекратил систематическое истребление священников и верующих и разрешил Церкви существовать на уровне простого выживания. Это было обусловлено тем, что в 1943 году Красная Армия начала наступление почти на всех фронтах и возвращались земли, которые были под оккупацией. Но было хорошо известно, что на оккупированных землях немцы открыли все церкви, и разведка доносила, что в них полно народу, как и до революции. Сталин был прагматик и хорошо понимал, что снова закрыть церкви после возвращения советской власти – это значит настраивать против себя население, значительная часть которого и без того втайне плохо относилась к советской власти. Поэтому решил действовать мягче. Фактически, только благодаря этому Церковь и выжила, даже не смотря на последующие хрущевские гонения. Сбылась поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В свою очередь, крушение СССР также, безусловно, произошло по Божиему Промыслу – ведь ещё пару советских новых поколений, и вера просто умерла бы в народе из-за того, что её невозможно было передавать детям и внукам. Господь не мог допустить такого, поэтому СССР был изначально обречён, а все внешние, материальные причины тут уже вторичны.
В период 1940-1980-х годов произошла передача «эстафеты» православной веры от старых поколений к новым – через трагический разрыв, через мученическую гибель огромного числа верующих и потерю живой традиции. В Луганске тоже были свои мученики, сохранились о них свидетельства и документы, но, к сожалению, они не исследованы в полной мере и поэтому пока вопрос о канонизации кого-то из них не ставится. И это не только почитаемый в народе и далеко за пределами Луганщины старец Филипп, но есть и другие мученики, память о которых не погибла.
В свою очередь, с 1990-го года шло быстрое возрождение Церкви, строительство множества храмов и увеличение числа верующих, возвращение православных традиций в быт. Сейчас земли Русской Православной Церкви – это вообще единственный регион в мире, где происходит возрождение религии, а не её упадок под воздействием современной безбожной цивилизации.
– Вернёмся в наше время. К сожалению, оно опять военное и мы, православные люди, вновь с верой и надеждой возносим сугубые молитвы ко Господу о мирном разрешении геополитического конфликта. Но вопрос к Вам будет не о войне, не о следствии, но о причинах такого попущения народу. Каким Вы видите наше современное общество в плане духовно-нравственного состояния?
– В целом духовно-нравственное состояние нашего общества является катастрофическим. Институт семьи почти разрушен, люди в основной своей массе живут самыми низменными интересами, поэтому происходит физическое вымирание народа. Такое же состояние общества и на Западе, но у нас ситуация усугубилась трагедиями ХХ века – уничтожением христианской нравственности и гибелью части народа, причем далеко не худшей. Однако эта ситуация очень похожа на первые века нашей эры – на то время, когда созидалась Церковь Христова. Тогда тоже языческое общество деградировало и вымирало, на место коренных народов переселялись варвары. Христиан было очень мало, как и сейчас, и первоначально они тоже истреблялись и были гонимы, как и в советское время. Но тем не менее, уже через несколько веков общество уже стало христианским. Похожий процесс происходит и сейчас – хотя общество в целом вымирает, но часть его остается нравственно здоровой, создает семьи и воспитывает детей. И подавляющее большинство этих семей – в той или иной степени христианские, просто потому что в современном мире нормальная семья сохраняется только в том случае, если она хотя бы в какой-то степени живет по религиозным заповедям. У тех же, кто живет по своим прихотям и ради удовольствий, как правило, семьи распадаются. Тем самым, происходит такое же естественное обновление народа, как и в первые века нашей эры. И точно так же христианство постепенно входит в жизнь людей. Но это процесс длительный, он растягивается на много поколений, однако он уже идет. Мы знаем из пророчеств наших святых, что Православная Русь воскреснет снова, и сейчас мы находимся в начале этого пути.
– Ни для кого не секрет, что воцерковлённых православных людей не так много, чтобы мы могли уверенно говорить, что Луганщина у нас не атеистическая, не иноверная, а именно православная. Какой путь какими шагами нам предстоит пройти, чтобы пробудить светское общество к вере, к спасению самих себя и своих близких? Каким хотелось бы видеть современное общество в плане религиозного рвения и выполнимо ли это?
– Господь, как мы помним, уподобил своих учеников «закваске», от которой образуется новый христианский народ. У нас эта закваска есть, и активно верующие, воцерковленные люди обычно активно действуют на окружающих. Все новые и новые люди приходят в храмы, причем из них, как минимум, половина – это люди молодые и среднего возраста, а вовсе не «бабушки», как до сих пор некоторые думают. Другое дело, что в современном мире реально воцерковляться очень трудно, поскольку вся современная цивилизация построена на антихристианских принципах. Все, что мы видим вокруг – это побуждения самых низменных страстей и человеческого эгоизма. Поэтому обычно человек верующий далеко не сразу становится человеком церковным – часто на это уходит вся жизнь, и то слава Богу, если хоть в самом конце человек успеет вразумиться, покаяться и причаститься. Чаще всего людей от Церкви отталкивает гордыня. Они специально выискивают какие-нибудь пороки у церковных людей, чтобы их обвинить и, тем самым, найти причину, чтобы отойти от Церкви. Дескать, «Бог у меня в душе», а Церковь не отвечает моим возвышенным требованиям. Вот это и есть самая тяжкая гордыня, которая даже хуже слепого атеизма. Я таким людям всегда отвечаю: «Бес у тебя в душе, а не Бог. Бога ты знать не хочешь». Часто людей в храм приводят разочарование в жизни, какие-то беды. Святые говорили, что в последние времена люди будут спасаться скорбями, и вот мы видим, что это время пришло. До 1917 года люди имели христианское воспитание, это был Божий народ в самом буквальном смысле слова. Но за 100 лет из этого народа сделали рабов своего брюха и гордыни, и исключения крайне редки. И теперь привести человека к Богу может только какой-то особый жизненный опыт, чаще всего страдальческий. Поэтому все жизненные невзгоды с христианской точки зрения – это огромное благо, обычно только они и открывают нам путь ко спасению.
– Какой из наших многих прекрасных храмов Вы считаете своим?
– В Луганске очень много храмов, если считать на душу населения. Достаточно сказать, что примерно такое же количество храмов, как у нас – в Харькове, Донецке и Днепропетровске, а ведь это города-миллионники, там в несколько раз больше людей, чем у нас. Тем самым, уже сейчас в какой-то мере начинает сбываться пророчество старца Филиппа о «Святограде Луганском». Я живу на квартале Шевченко и являюсь прихожанином Свято-Благовещенского храма, который у автовокзала, почти с самого начала его существования – с 1996 года (построен он в 1995-м). В нашем храме особое почитание святых Царственных Мучеников было с самого начала, еще до их официальной канонизации в 2000-м году. Икона святой Царской Семьи у нас находится с 1996-го года, и написана она была специально для нашего храма в Псково-Печерском монастыре. Такое почитание у нас существует благодаря настоятелю – протоиерею Валерию (Лазору). Он большой просветитель, доктор юридических наук, преподает в университете. В 1990-е годы он сам вел воскресные школы для верующих. Неподалеку находится храм Всех Святых и часовня старца Филиппа на его могиле. Много людей приезжает туда, в том числе и из России. Но, конечно же, самыми выдающимися достижениями нашего города являются возведенные уже в XXI веке монументальные Свято-Владимирский собор и храм Богородицы «Умиление» в самом центре города. Улица Советская застраивалась в хрущевские времена, и понятно, что никаких храмов там быть не могло. И вот здесь появился в самом центре храм – красавец. Когда его строили, я любил сидеть напротив и наблюдать – было такое ощущение, что это настоящее чудо. Нам посчастливилось жить во времена этого чуда – возрождения Церкви. Поздравляю всех православных людей нашей Луганской епархии с ее 75-летием!
Беседовала Светлана Тишкина
Источник |