Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Сентябрь » 18 » Возвращение Белой столицы
    16:29
    Возвращение Белой столицы

    Этому городу было отведено совсем немного времени – один год и неполные пять месяцев. Стремительно возникший среди сибирских степей новый Вавилон, где одни устраивали пир во время чумы, а другие в роковой час находили силы писать удивительные стихи, рисовать картины и помогать страждущим. Где проходили бесчисленные балы и парады, и не хватало самого необходимого. Где жили на переделе. Он исчез с карты, формально на ней оставшись, причем даже под прежним именем. Впрочем, некоторые весьма зримые напоминания о столице Белой Сибири остались. И они наконец возвращаются из мрака забвения.

    В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля до 6 октября работает выставка под названием «1919. Белый. Из забытого и уцелевшего наследия». В экспозиции более 130 работ художников, оказавшихся в годы гражданской войны в Сибири, на «белой территории. Живопись, графика, плакаты, листовки, книги, иллюстрации…. Некоторые, ввиду ветхости – в репродукциях.

    - Долгие десятилетия деятельность художников в Белой Сибири замалчивалась, под страхом репрессий скрывались факты самого пребывания на востоке России, к их уцелевшему наследию в музеях относились с пренебрежением. До сих пор некоторые исследователи предпочитают обходить в биографиях художников эпизоды их деятельности на антибольшевистской стороне, считая, что принадлежность к Белому движению оскорбляет их память. Но такой подход обедняет панораму российского искусства, - поясняет куратор выставки главный научный сотрудник музея, хранитель коллекции русской живописи Ирина Девятьярова.

    Малоизвестные и запретно-забытые произведения белых художников впервые в России экспонируются в таком объеме. Их собирали по всей стране. Оригинальные произведения для выставки поступили из Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова, Томского областного художественного музея, Омского государственного историко-краеведческого музея, Государственного исторического архива Омской области, Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Растровые изображения предоставили Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив литературы и искусства, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Центр социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки России, Научная библиотека Томского государственного университета, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Музей антибольшевистского сопротивления (Подольск, Московская область).

    Омск, получивший статус Белой столицы  России,  стал центром притяжения для многих. По свидетельству писателя Николая Анова, в 1919 году «на Любинском проспекте вперемежку с интервентами сновали толпы москвичей, петроградцев, самарцев. Много было чехов, англичан, американцев, французов, сербов, поляков. Сибирская столица жила шумной веселой жизнью». И теперь об этой жизни мы можем судить не только по газетным публикациям и воспоминаниям современников, – мы можем увидеть ее воочию.

    В Белой столице регулярно проходили выставки и вернисажи. Здесь собрались художники, бежавшие от произвола новой власти из Москвы, Петрограда, городов Поволжья. Многие из них уходили от трагических реалий в мир искусства и поэзии. Два молодых талантливых художника Николай Мамонтов и Владимир Тронов познакомились в Омске в 1919 году. Тронов любил исторические и мифологические сюжеты. Таким же фантазером и сказочником был и Мамонтов. Друзья часто посещали бывший любимым местом отдыха горожан сад «Аквариум» на берегу Оми. По воскресеньям и праздничным дням там играли оркестры военной музыки. На летней сцене давали представления опереточные артисты, певцы, рассказчики, куплетисты. На картине Мамонтова «Ночной город» узнаваемый и одновременно фантастический Омск, словно бы сотканный из туманных видений и синих теней. На скамье на речном берегу любуется луной влюбленная пара. Рядом по знаменитому «железному мосту» на фоне ночного неба и сверкающих на воде городских огней едет автомобиль, свет фар которого высвечивает в темноте встречный экипаж.

    Работы Владимира Тронова завораживают праздничной яркостью красок. Можно долго любоваться кораблями у причала в шумном и пестром шумном восточном порту или  освещенными последними лучами заходящего солнца слободкой на берегу и  крепостью вдалеке.

    Эти работы сохранились буквально чудом. Сто лет назад в Омске жил весьма нетривиальный человек, именовавший  себя «королем сибирских писателей» и «шутом Бенеццо». Антон Сорокин очень много писал, рисовал собственные деньги и собирал картины. У Антона Сорокина, — вспоминал художник Виктор Уфимцев, — можно было раздобыть карандаши, тушь, акварель, бумагу, но за это надо было отдать свои этюды или рисунки. Антон был разборчив. Он брал не все…». Купленные рисунки Сорокин складывал в огромный невьянский сундук, обитый радужной жестью, в котором он хранил свои рукописи. Судьба его коллекции сложилась весьма драматично. В1935 году она поступила в Западно-Сибирский краевой музей, но через несколько лет ее распорядились уничтожить – как не отвечавшую духу нового времени. И тогда музейщики спрятали сорокинский архив под половицами одной из пристроек в музейном дворе. Там папки пролежали почти полвека – их нашли в 70-е, когда эту пристройку стали разбирать.. И началась кропотливая многолетняя работа. Многим картинам понадобилась длительная реставрация - листы отсырели, покрылись плесенью… Установить имена авторов также было весьма непросто., но ведь удалось. 

    Акварели академиста подпоручика Петра Добрынина запечатлели города и села, которые встречались на пути Белой армии, отступавшей из Симбирска на восток в 1919 году. Лодки на реке и водонапорные башни, колоннады храмов и живописные домики… От этих ярких работ ощутимо веет тревогой. Художник воплотил в своих картинах трагическое ощущение времени, отметив приметы суровых реалий. Встретившись с Добрыниным в Уфе, Давид  Бурлюк включил его акварели в свою передвижную выставку на маршруте «Большого сибирского турне», и в марте 1919 года показал в Омске. В годы войны и разрухи эта выставка произвела настоящий фурор. Одну из стен выставочного зала украшает «Газета футуристов» с беспроигрышной рекламой посредством нарисованного Бурлюком осла: «Только я не покупаю газету футуристов. Но ведь я – осел!»

    В одной из витрин совсем другая газета, раскрытая на стихотворении «Облачная грамота» замечательного поэта-пушкиниста Георгия Маслова.

       Протянулось облако – меч золотой,
    Протянулось облако над моей землей.
    Будь подобен облаку, – если плыть нельзя,
    Стань мечом отточенным и плыви разя.
    Все ворота заперты, не проси стуча:
    Есть одна дорога – только для меча!

    А подпоручик Добрынин продолжил свой путь в восточном направлении. Так его акварели оказались в Красноярске, затем поступили в краеведческий музей. В 1957 году их без сожаления передали во вновь созданный художественный музей (ныне Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова), сопроводив словами «А этого белогвардейского офицера нам не надо».

    Разумеется, художники-военные писали не только мирную жизнь. Одинокий всадник , вдоль дороги – покосившийся голые деревья, на горизонте – какие-то руины.  Буквально физически ощутимое тотальное одиночество. И неизвестность впереди. Стоп-кадр эпохи. Хотя это зарисовка не времен гражданской, а более ранняя - времен Первой мировой. Отважный конный разведчик и вестовой выпускник Пензенского художественного училища Карлис Балтгайлис в спокойные минуты  переносил свои фронтовые впечатления в альбом. Балтгайлис был бойцом 5-го стрелкового Земгальского полка, который воевал на стороне былых и в конце 1918 года оказался в Омске. Здесь он организовал   выставку латышских художников. Балтгайлису повезло – вместе с отступающей Белой армией  он благополучно добрался до Владивостока и вернулся в Латвию. Там стал он известным художником-авангардистом. Но об этих рисунках, с фотографической точностью запечатлевших военную драму, не знают даже латвийские искусствоведы.

    Те, кто находился на передовой имели иногда возможность вернуться к любимому занятию, запечатлеть эпизоды фронтового быта и лица сослуживцев. По понятным причинам рисунки, исполненные на колчаковских позициях, не уцелели. Иной оказалось судьба карандашных набросков выпускника Казанской художественной школы, офицера 15 Михайловского Стрелкового полка Дмитрия Либерова, включенных в мемуарную книгу видного деятеля Белого движения генерал-лейтенанта Константина Сахарова «Белая Сибирь. (Внутренняя война 1918–1920 гг.)». Рисунки, выполненные после поражения белых в Челябинской операции близ Ишима не только дополняют наши представления о составе армии в августе 1919 года, ее буднях и проблемах, они запечатлели горечь поражения и крах всех надежд.

    Самая уникальная часть экспозиции – белогвардейские плакаты и листовки. Они издавались огромными тиражами, но почти все погибли в огне Гражданской войны или были уничтожены по идеологическим соображениям в и последующие годы.

    Больше всего плакатов сохранилось в Российской национальной библиотеке, благодаря известному литературоведу Николаю Яковлеву. Оказавшись в Омске, он развернул работу по созданию Книжной палаты этого региона, и 15 мая 1919 года правительство Колчака приняло постановление «Об учреждении Временного бюро Книжной палаты и краевых ее отделений». Став его директором, Яковлев и после восстановления Советской власти до февраля 1920 года продолжал сбор сибирской печати. Затем коллекция была переправлена в Петроград, в Книжную Палату. 

    Многие художники участвовали в работе агитационно-пропагандистских учреждений,  вдохновляя на борьбу с большевизмом. Увы, среди беженцев в Сибири не было художников, специализирующихся именно на плакате. Потому белому плакату не хватало энергии и эмоционального заряда в выражении своей идеи. К тому же, эти плакаты создавались на весьма ограниченной материальной базе.

    Многие из них весьма лаконичны: «Сибиряки! Вы не хотите стать беженцами и мыкаться по чужим углам? Так защищайте свои углы, свои дома. поступайте в добровольцы!»

    Впрочем, среди них есть настоящие шедевры. Вот плакат «Федеративная советская монархия», автором которого, как удалось установить, является художник-авангардист, будущий известный советский иллюстратор и монументалист Лев Бруни. Он изобразил Ленина и Троцкого в виде царей, покрытых одной горностаевой мантией и коронованных черепами и пауками. Плакат распространился во всей Сибири и имел большой успех.

    Московский  журналист и график Алексей  Громов в Белой столице был сотрудником газеты «Сибирская речь», в которой публиковал многочисленные обзоры театральной и художественной жизни, очерки и фельетоны.   Осенью 1919 года, когда пропаганде стало уделяться особое внимание, Громов занялся созданием агитационных плакатов. Плакаты он подписывал своим псевдонимом «Аргус» или буквой «А». 

    Условия Гражданской войны требовали оперативности, от этого часто страдало образное решение произведения. Пример тому – опережающий события, поспешно исполненный плакат о взятии Петрограда «Удар в сердце большевиков», автором которого, вероятно, является Аргус.  Совсем иначе выглядит другой плакат, также предположительно его авторства, где красная когтистая рука тянется к сибирскому хлебу. Он в свое время произвел на обывателей очень сильное впечатление.

    Потом Громов эвакуировался с отступающими белыми под Новониколаевск. В декабре, воспользовавшись разрухой, вернулся в Омск, к семье. И даже сумел встроиться в новую действительность – устраивал выставки, писал о событиях культурной жизни. Но в 1937 году он был расстрелян – в один день с Сергеем Ауслендером.

    Среди создателей агитационных плакатов были даже иностранцы из числа военнопленных Первой мировой войны. Ганс Франта работал иллюстратором томской газеты «Сегодня». В организованном Томским комитетом помощи армии конкурсе на лучший агитационный плакат был отмечен исполненный им плакат «Ваша Родина зовет вас». Именно он стал  прообразом знаменитого большевистского плаката: «Ты записался добровольцем?»

    В томских газетах публиковались сатирические рисунки журналиста и художника Генриха Эйдригевича. Они привлекали читателя злободневными общественно-политическими сюжетами. Вот «Большевистская ловушка» - наивные мужики идут в клетку, польстившись на приманку с надписью «свобода». Впрочем, сатирой художник не ограничивался. Эйдригевич стал автором портрета адмирала Колчака, который был опубликован в газете «Русский голос» 5 ноября.

    14 ноября Белая столица перестала существовать. Впрочем, посетив эту выставку туда можно на некоторое время вернуться. Красочный визуальный ряд дополняет музыка, которая звучала в Белом Омске.  «Гимн «Коль славен» марш британских солдат, Марсельеза – в тогдашнем Омске было много иностранцев... И романс «Гори, гори моя звезда» в исполнении знаменитой Марии Каринской – любимая песня Верховного Правителя адмирала Колчака.

    Елена Мачульская

    для Русской Стратегии

     

    Категория: - Новости | Просмотров: 875 | Добавил: Elena17 | Теги: россия без большевизма, елена мачульская, белое движение, мемориальная работа
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru