В связи с неоправденно жесткими судебными приговорами участникам протестов против манипуляций власти с сентябрьскими "выборами" в интернете появилось письмо более 100 священников РПЦ МП в защиту осужденных. Это письмо, вернее его подписантов, раскритиковали лояльные православные ресурсы. Но почему они сами, не призывая власть к соблюдению законности и к уважению народа, отдают "печалование о народе" либералам? Ниже приводим и комментируем такую статью из "Благодатного огня". - Ред. СРН.
Михаил Тюренков: Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»
17 сентября на церковно-либеральном портале «Православие и мир» было размещено «Открытое письмо священников в защиту заключенных по “московскому делу”», которое подписали несколько десятков либеральных священников Русской Православной Церкви служащих не только в России, но и в других странах.
«Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов “московского дела”», – говорится в обращении либерально настроенных священнослужителей Русской Православной Церкви.
Письмо, под которым поставили свои подписи четыре десятка священников Русской Церкви, декларируется как выступление в защиту участников несанкционированных митингов в Москве, обернувшихся беспорядками. По мнению руководителя религиозной редакции телеканала Царьград Михаила Тюренкова, оно скорее отдает «гапоновщиной», поскольку подписанты хоть и пытаются представить себя «гласом Церкви», но на деле «их воззвание – это либеральный политический манифест».
Как стало известно ранее, более сорока священников написали открытое письмо, выступив в защиту участников так называемого «московского дела». Письмо было обнародовано на либеральном портале «Правмир».
В этом обращении священнослужители обратились к сотрудникам правоохранительных органов с призывом «не лжесвидетельствовать», суду же пожелали честности и справедливости. При этом авторы выступили за пересмотр сроков заключения для фигурантов дела, не забыв процитировать фразу одного из осужденных о милосердии.
Руководитель религиозной редакции телеканала Царьград Михаил Тюренков отметил, что это коллективное письмо не вызывает удивления. Дело в том, что подписавшие его ранее уже не раз выражали свои либеральные политические взгляды.
«Как граждане того или иного государства они имеют на них полное право. Другое дело, что в данном случае, выступая консолидировано, эти клирики пытаются представить себя гласом Церкви, не являясь таковым. Как и в начале прошлого века, когда в революционном движении и среди его апологетов также встречались представители духовенства (трагически известный священник-революционер Григорий Гапон, священники Григорий Петров и Иоанн Егоров и ряд других либерально-обновленчески настроенных клириков), сегодняшние апологеты протестующих в священном сане, на первый взгляд, поднимают вполне резонные вопросы: о милосердии и жестокости, важности беспристрастности и справедливости в правосудии и так далее. Однако на самом деле это – не декларируемое подписантами «печалование» за пострадавших, но идеологически пристрастный политический акт. Иначе как можно расценить то, что ни один из этих клириков не возвысил свой голос ни за представителей патриотической оппозиции, погибших в центре российской столицы в октябре 1993 года, ни за русских православных людей, чей геноцид проводился в Чечне в те же 1990-е годы, ни против “шоковой терапии” тех лет, оставившей за гранью нищеты десятки миллионов наших сограждан.
Да зачем далеко ходить: разве кто-либо из них поддержал народ Донбасса в 2014 году или выступил в защиту гонимой канонической Православной Церкви на Украине? А потому, при всём уважении к священному сану этих клириков, приходится признать, что их воззвание – это либеральный политический манифест, призванный не столько поддержать конкретных лиц, оказавшихся в заключении (степень виновности которых лично я определять не берусь), сколько выразить собственную оппозиционную позицию. А это уже определённо не дело православного духовенства», – говорит Михаил Тюренков.
Вполне естественно и ожидаемо прореагировал на это письмо либерального духовенства заштатный клирик и национал-предатель протодиакон Андрей Кураев, который встретил обращение восторженным возгласом: «Спасибо, братья!».
Главное, чего добилась группа либеральных священников своим посланием: их цитирует «Интерфакс» и другие серьезные светские информагентства как, якобы, голос духовенства РПЦ (https://www.interfax.ru/russia/676839).
Письмо либеральных священников» в защиту представителей «пятой колонны» продиктовано не милосердием к невинно осужденным, а желанием показать «фигу власти», – заявляет редакция портала «Русская народная линия».
«Действительно, многие из нынешних подписантов обращения известны своей либеральной и обновленческо-модернистской ориентацией (протоиереи Александр Борисов, Георгий Иоффе, Александр Степанов, Алексий Уминский, игумен Агафангел (Белых), иерей Владимир Лапшин, иеромонах Димитрий (Першин), диакон Александр Занемонец). Удивительно только, как это под обращением нет подписей протоиерея Георгия Митрофанова и священника Георгия Кочеткова? Как говорится, для полноты картины...
Но главный вопрос в другом. Почему подписанты-священники обеспокоены судьбой арестованных по делам о беспорядках в центре столицы и при этом равнодушны к участи других невинно заключенных, например врача, кандидата медицинских наук Николая Каклюгина? Из подписавших “письмо священников” только протоиерей Алексий Уминский озаботился судьбой Н. Каклюгина, да и то совсем недавно.
В целом, “письмо священников” производит тягостное впечатление. Налицо двойные стандарты и благостное лицемерие, а разговоры о милосердии выглядят лишь пустой риторикой.
Подписанты заверяют, что они выступают категорически “против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых – обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов”. Возникает законный вопрос: почему же не было письма с осуждением действий демонстрантов, которые игнорировали призывы власти к законности проведения своих акций, провоцируя правоохранителей на применение насилия.
Появились слухи, что письмо это инициировано чуть ли не самим Патриархом Кириллом, который, мол, таким образом пытается продемонстрировать власти свою силу. В доказательство авторы слухов приводят факт многочисленности подписей священников под обращением и участие в этой политической демонстрации священников известных своей крайней осторожностью.
Думается, что слухи о связи обращения с Патриархом Кириллом распространяют сами подписанты скандального обращения. Святейший вряд ли захочет играть в такие игры с властью. Свой выбор в противостоянии власти и несистемной оппозиции Предстоятель Русской Церкви сделал еще в 2012 году, когда решительно поддержал власть, за что подвергся мощной атаке со стороны либералов и “предателей в рясах”.
Вчерашний политический манифест священников только “подставляет” Патриарха Кирилла, ставит его в двусмысленное положение в отношениях с властью.
Впрочем, нельзя исключать возможности поддержки этого демарша священников в поддержку представителей “пятой колонны” со стороны каких-то высокопоставленных церковных деятелей, пытающихся играть в такие политические игры. А значит – снова “предатели в рясах” против Патриарха Кирилла?» – заключает редакция «Русской народной линии.
От редакции сайта «Благодатный Огонь».
Ниже приводим полный список священников-подписантов. При этом необходимо отметить, что в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ подчеркнули, что вряд ли священники, проживающие в Австрии, Белоруссии, Гонконге, Испании, России или на Украине, имеют достаточно полное представление о материалах дел задержанных в ходе протестов в Москве: «Обращаем внимание, что детали соответствующих уголовных дел известны только тем, кто их изучал, и вряд ли священники, проживающие в Австрии, Белоруссии, Гонконге, Испании, России или на Украине, имеют достаточно полное представление о материалах данных дел, чтобы сделать вывод о виновности или невиновности. Этот факт свидетельствует о необходимости профессионального разбора ситуации».
- Протоиерей Олег Батов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
- Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).
- Протоиерей Леонид Грилихес, клирик храма-памятника св. Иова Многострадального (Брюссель).
- Протоиерей Александр Дубовой, настоятель Свято-Введенского храма, пос. Береславка (Волгоградская обл.).
- Иерей Николай Евсеев, клирик Петропавловского ставропигиального храма (Дублин), настоятель приходов Пресвятой Троицы (Корк) и Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Дрохеда).
- Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма в г. Сергиев Посад (Московская область).
- Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).
- Иерей Димитрий Диденко, директор Варницкой гимназии (Ростов Великий).
- Иерей Алексий Забелин, клирик храма прп. Андрея Рублева в Раменках (Москва).
- Протоиерей Владимир Зелинский, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» (Брешия).
- Иерей Дионисий Землянов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (Томск).
- Протоиерей Сергий Золотарёв, настоятель храма св. вмч. Феодора Стратилата на Щиркове (Великий Новгород).
- Протоиерей Георгий Иоффе, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Санкт-Петербург).
- Протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (Калач-на-Дону).
- Протоиерей Андрей Кордочкин, ключарь кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины (Мадрид).
- Протоиерей Петр Коротаев, клирик Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское (Московская область).
- Иерей Сергий Круглов, клирик Спасского собора (Минусинск).
- Иерей Александр Кухта, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви (Минск).
- Иерей Владимир Лапшин, и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (Москва).
- Иерей Андрей Логинов, клирик приходов храмов Смоленской и Владимирской икон Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).
- Протоиерей Андрей Лоргус, заштатный клирик храма свят. Николая на Трех Горах, директор Института христианской психологии (Москва).
- Протоиерей Александр Лыков, клирик храма Преображения в Жуковском (Московская обл.)
- Иерей Федор Людоговский, сверхштатный клирик церкви пророка Илии в Изварине (Москва).
- Архимандрит Савва (Мажуко), Никольский монастырь (Гомель).
- Протоиерей Константин Момотов, настоятель храма прп. Паисия Величковского (Волгоград).
- Иерей Александр Парфёнов, клирик Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (Ростов Великий).
- Протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма с. Макарово (Московская обл.)
- Иеромонах Димитрий (Першин), эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ (Москва).
- Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. Апостолов Петра и Павла (Гонконг).
- Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), клирик Могилев-Подольской епархии УПЦ (МП).
- Иерей Александр Ситников, клирик Всехсвятского храма г. Междуреченска (Кемеровская обл.).
- Протоиерей Димитрий Соболевский, клирик Покровского прихода (Дюссельдорф).
- Протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы (Санкт-Петербург).
- Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва).
- Протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма свт. Арсения Тверского (Тверь).
- Иерей Сергий Шапкин, клирик Томской епархии.
- Иерей Георгий Брылёв, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы.
- Иеромонах Иларион (Резниченко), преподаватель СПбГУ, заштатный клирик.
- Протоиерей Андрей Селин, клирик Изюмской епархии УПЦ, храм Живоначальной Троицы села Волохов Яр, Чугуевского района.
- Иерей Василий Буш, клирик Свято-Никольского собора (Вена).
- Иерей Евгений Ромашкин, клирик Московской епархии (областной), настоятель Пантелеимоновского храма г. Воскресенска Московской области.
- Протоиерей Дионисий Дуденков, Заиконоспасский монастырь.
- Священник Георгий Михайлов, клирик храме свв. Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы.
- Иерей Павел Ушаков, настоятель Свято-Казанского храма с. Першино, Белевская епархия.
- Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы с. Новотроевка, Белгородской обл.
- Протоиерей Сергей Титков, Настоятель Покровского храма пос. Турлатово Рязанской области.
- Протоиерей Константин Гипп, настоятель храма Покрова Божией Матери г. Жиздры.
- Иерей Андрей Мизюк, храм прп. Серафима Саровского г. Саратова.
- Протоиерей Вячеслав Баскаков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» при Клинике им. В.П. Аваева г. Твери.
- Иерей Василий Толстунов, клирик Свято-Никольского собора, Вена.
- Священник Георгий Букин. Клирик Ильинского храма г.Апрелевка Мос.Обл.
- Иерей Максим Бурдин, клирик Астраханской епархии.
- Иерей Димитрий Сафронов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москва.
- Иерей Иоанн Бурдин, настоятель храма Воскресения Христова с. Карабаново Красносельского благочиния Костромской епархии.
- Иерей Фёдор Кытманов, штатный клирик кафедрального храма в честь Преподобного Макария Алтайского (Республика Алтай г.Горно-Алтайск).
- Иерей Алексей Шаров клирик Рязанской епархии.
- Иерей Александр Галькевич, клирик Кафедрального собора прп. Сергия Радонежского, г. Югорск.
- Иерей Сергий Бодань, клирик Успенского храма п. Шиморское.
- Прот. Валентин Бонилья, настоятель Знаменской церкви села Вырец, Лихославльского района Тверской обл. (Бежецкая епархия).
- Иерей Андрей Гринев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы.
- Протоиерей Александр Петренко, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского, села Зелёный Гай Сумской епархии УПЦ (МП)
- Иерей Григорий Гудин – настоятель прихода во имя святителя Софрония Иркутского с. Мамоны, Иркутский район.
- Иерей Александр Хекало. г. Тамбов, клирик Спасо-Преображенского собора.
- Иерей Георгий Гагарин, заштатный клирик Тверской епархии.
- Протоиерей Виталий Шкарупин. Волгоградская Епархия.Свято Троицкий приход г.Камышин.
- Диакон Александр Занемонец. Русская Архиепископия в Западной Европе (Париж-Иерусалим)
- Протоиерей Георгий Эдельштейн, настоятель Воскресенского храма с. Карабаново, Костромская обл.
- Священник Алексий Тимаков, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище г. Москвы и храма свт. Николая Мирликийского при Центре борьбы с туберкулёзом г. Москвы.
- Диакон Дмитрий Павлюкевич, клирик домового храма свт. Николая Чудотворца при Архиерейском подворье (Гродно).
- Иеромонах Иларион (Зайцев), заштатный клирик Московской епархии.
- Протоиерей Андрей Кореньков, клирик Князь-Владимирского собора, Санкт-Петербург.
- Протоиерей Андрей Львов, настоятель прихода Серафима Саровского, г. Иваново.
- Священник Дионисий Костомаров, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Новой Ботанике г. Орла, руководитель молодежного отдела Орловской епархии
- Протоиерей Владимир Федоров, клирик Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга.
- Иерей Николай Сушков, штатный клирик храма Всех Святых г. Тюмени.
- Протоиерей Георгий Мартышевский, клирик храма св. Александра Невского, Рогачев, Беларусь.
- Протоиерей Петр Борновалов, настоятель Иверского храма, с. Покосное, Братской епархии, Иркутской митрополии.
- Игумен Гавриил (Куликов), настоятель Свято-Духовского мужского монастыря г. Волгограда.
- Протоиерей Георгий Добролюбов, настоятель Воскресенской церкви г. Никольска Пензенской области, Кузнецкая епархия.
- Протоиерей Игорь Кропочев, клирик Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка.
- Игумен Филарет (Соловьев), настоятель Воскресенского (старого) прихода г. Вичуги, Ивано-Вознесенская епархия.
- Иерей Дмитрий Ушаков, клирик храма святого священномученика Харлампия, г. Санкт-Петербург.
- Иерей Евгений Агеев, клирик Богоявленского храма, г. Фролово, Урюпинская епархия.
84.Священник Анатолий Абрамов, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве, Москва.
85.Иерей Сергий Творогов, клирик храма иконы Божией Матери “Скоропослушница” на Ходынском поле г. Москвы.
86.Иерей Игорь Подопригорин, настоятель Михайло-Архангельского храма с. Воробьёвка, Воробьёвский р-н, Воронежская обл.
87. Иеромонах Игнатий (Ланге), настоятель прихода храма Богородицы “Скоропослушницы”, г. Череповец.
88. Иерей Алексий Зорин, настоятель храма свт. Тихона Задонского, г. Рыбинск.
89. Иерей Артемий Морозов, клирик Самарской епархии.
90. Протоиерей Глеб Вечелковский, заштатный клирик Тольяттинской и Жигулевской епархии.
91. Иеромонах Прохор (Куксенко), насельник Свято-Духовского мужского монастыря г. Волгограда.
92. Протоиерей Дионисий Кузнецов, клирик храма Казанской иконы Божьей Матери, г. Самара.
93. Иерей Марк Мазитов, клирик храма Покрова Божией Матери г. Мегиона, Ханты-Мансийской епархии.
94. Иерей Евгений Лапаев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Саяногорска, Республика Хакасия.
95. Протоиерей Феодор Верёвкин, настоятель Покровского храма пос. Черкизово Пушкинского р-на Московской области.
96. Иерей Антоний Коваленко, штатный клирик храма в честь Благовещения г. Новосибирска.
97. Иерей Виктор Никишов, руководитель отдела по работе с молодежью Могилевской епархии Белорусского Экзархата РПЦ.
98. Иерей Сергий Ефремов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Вышгород.
99. Иерей Александр Гумеров, клирик храма Святой и Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва.
100. Иерей Александр Колацкий, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы а/г Коптевка, Беларусь.
101. Иерей Сергий Лабунский, штатный клирик Елисаветинского храма в Опалихе, г. Красногорск, Московская область.
102. Иерей Сергий Осипов, клирик храма свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине, г. Москва.
103. Иерей Дионисий Чернявский, клирик Улан-Удэнской и Бурятской епархии
104. Иерей Евгений Мороз, клирик храма Святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы
105. Иерей Филипп Парфенов, заштатный клирик Читинской епархии
106. Диакон Димитрий Григорьев, клирик Саранской епархии.
107. Священник Иоанн Коваль. Храм апостола Андрея Первозванного в Люблино, город Москва
108. Протодиакон Константин Маркович. Преподаватель СПбДА.
109. Иерей Николай Савченко, клирик храма Петра митрополита Московского на Роменской улице в Петербурге.
110. Иерей Алексей Антоновский настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кленове, Москва
111. Иерей Максим Ефимцев, храм Донской иконы Божией Матери с. Началово, Астраханской обл.
112. Протоиерей Андрей Лебедев, Вятская епархия г.Киров (Вятка)
113. Протоиерей Вадим Бойко, настоятель храма Святой Троицы ст. Георгиевской Георгиевская Епархия (Ставропольский край)
114. Иерей Николай Денисюк, клирик прихода Казанской иконы Божьей Матери города Оренбурга
115. Протоиерей Григорий Лыжин, настоятель Воскресенского Храма города Нерехты Костромской митрополии
116. Иерей Анатолий Губин, настоятель храма иконы Божией Матери “Нечаянная Радость” п. Агалатово, настоятель храма святителя Николая Чудотворца п. Стеклянный, Выборгская епархия
117. Иерей Антоний Сенько, настоятель Сергиевского храма с. Трубино. Московская обл
118. Прот. Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, Пучково, Новая Москва
«Благодатный Огонь»
18.09.2019
Что же вы сами-то отдаете "печалование о народе" либералам?
Комментарий М.В. Назарова
В позиции автора этой статьи, как и редакторов РНЛ, "Царьграда" и "Благодатного огня" есть определенная доля правды, но и, к сожалению, еще большая доля лицемерия.
Правда в том, что многие (но не все) подписавшие письмо клирики представляют либерально-экуменический фланг РПЦ МП, да и лейтмотивом письма избран жидовствующий о. Александр Мень, что уже само по себе может только отвратить от этого письма большинство благочестивых православных людей. Лично мне известны от прихожан Храма-памятника в Брюсселе противоречащие традиции РПЦЗ действия присланного туда из Москвы священника (он в числе подписантов), которые в таком символическом месте выглядят кощунственными. Справедлив также и упрек в том, что подписавшие не проявляли ранее свой "пастырский долг печалования" в случаях репрессий против православных и беззакония на Украине и, добавим, в случаях осужденных в РФ по ст. 282 по надуманным обвинениям в "экстремизме" и "разжигании", хотя осужденные всего лишь придерживались православного учения в еврейском вопросе.
Лицемерие же я вижу в том, что лояльные православные патриоты с РНЛ, "Царьграда", "Благодатного огня" и единомысленное с ними духовенство МП не проявили принципиальности и смелости в том, чтобы самим, вместо этих "либералов", призвать власть РФ к уважению своего народа. И дело не только в данных протестах против т.н. "выборов" (их в РФ вообще нет и не может быть при данной олигархической власти). Дело в общей антинародной и антиправославной сущности нынешней государственной системы и идеологии россиянского олигархата, созданного Великой криминальной революцией 1990-х. Дело в беззаконии, коррупции чиновников, нищете, разложении и унижении властью народа, его дерусификации и размывании лавиной мигрантов, ‒ всем этим власть сама создает против себя т.н. "пятую колонну", состоящую не только из "навальнистов", гомосексуалистов и западников. В ней есть и немало русских православных патриотов, считающих нынешнюю власть антирусской, антиправославной и антигосударственной, см.: Кто создает "пятую колонну" в РФ.
Если духовенство МП благословляет это ‒ чего же пенять на то, что народ выходит на уличные протесты против избирательных манипуляций. И на Русские Марши выходит тоже либеральная "пятая колонна"? И против экуменизма и готовящегося "цифрового рабства" ‒ тоже она? И с протестами против крышевания властями христоненавистников тоже? Вы хотя бы в этом проявили свою православную принципиальность?
См. также:
М.В. Назаров. И снова о "пятой колонне" и о "ежовых рукавицах"
Кто создает "пятую колонну" в РФ. Генерал-полковник Леонтий Шевцов с комментарием М.В. Назарова