Первый Русский марш я помню очень хорошо. Как непосредственный участник. Оставляя за скобками будущность отдельных его предводителей, и теперь скажу – горжусь участием. Ибо это было настоящее русское действо, демонстрация русской силы, воли и единения. То, чем только и должен быть Русский марш, ради чего он был нужен. Это была атмосфера действительной борьбы – русских за свои права, и это вдохновляло, как и ощущение локтя…
В последние годы РМ явно исчерпал себя, обратившись в демонстрацию слабости и разъединённости, ибо маршей нынче не то два, не то три, и все они немногочисленны. Почему так случилось? Причин много. Отсутствие признанных вождей (те, кто в той или иной степени виделся таковыми в тот первый раз, избрали в итоге пути иные). Изобилие провокаторов и политшизофреников, способных дискредитировать решительно всё и успешно этим занимающихся. Прессинг со стороны власти. Трусость обывателей. За время, прошедшее с первого русского марша, народ успели в достаточной степени застращать «русской статьёй». Попасть в число экстремистов на ровном месте никому не хочется. Да и во имя чего? Если нет лидеров? Если нет доверия? Зато негатива в избытке? Иные люди, пожалуй, готовы рисковать за правое дело, за то, в чём есть и правда, и сила. За то, что способно вдохновить. Но РМ в нынешнем его состоянии отживающего ритуала, наблюдение за которым вызывает то чувство неловкости, какое возникает при виде немощного человека, вдохновляющей энергии в себе не несёт.
И это большой минус для нас. Ибо РМ в исходной задумке своей должен был стать хорошей традицией, национальным праздником русскости, ежегодной масштабной демонстрацией силы и сплоченности правых, национальных, консервативных сил. То же, что выходит теперь, лучше, пожалуй, и вовсе не демонстрировать. Ибо демонстрация слабости на руку лишь нашим врагам.
И тут возникает вопрос – что же, вовсе отказаться от РМ? Что же, вовсе не собираться русским? РМ хотя бы разрешают, а что-то иное ведь и вовсе не разрешат!
Начнём с того, что нам нужно единение. И разделённый РМ, проведение которого (которых) сопровождается постоянными перепалками, уже явно не может играть объединяющей роли.
Прозревающий прогрессист Вернадский после революции писал, что народ един в Божием храме. В наше время – когда и сама Церковь разделена – это тоже не совсем так, но всё же близко к истине. Но я не к тому веду, чтобы просто разойтись по храмам и помолиться. Ибо это уже превращается по существу в частное дело, а нам, повторюсь, нужна демонстрация силы и единения – в Православии и русскости. Не для того, чтобы напугать врагов. Но, во-первых, чтобы власть видела, что русские – это не забитая масса, с которой можно делать всё, что угодно, но сила, с которой нужно считаться. Во-вторых, и, может быть, в-главных, чтобы самим нам ощущать локтевую связь друг с другом, силу, сплочённость. Что мы не разрозненные одиночки, что мы – вместе. Вместе – за Русь Святую и Веру Православную.
В этом году в Екатеринбурге в царские дни прошёл массовый крестный ход. Однако, ни в Москве, ни в северной столице, ни в других регионах ничего подобного не было. Почему? Вопрос без ответа. В Петербурге, однако, ежегодно проходит масштабный крестный ход к дню перенесения честных мощей Александра Невского. В этом общегородском мероприятии принимают участие как приходы, так и общественные организации – со своими стягами и символикой.
Чем плохо? Мы ежегодно наблюдаем массовые байрамы на наших площадях и улицах. Так почему бы нам, православным, не отмечать знаковые для нас даты крестными ходами? Ведь это и было бы демонстрацией единения во Христовой вере и русскости, той силы, которую не видим ни мы сами, ни те, кому бы неплохо видеть её для понимания, что нас ещё рано сбрасывать со счетов.
Конечно, крестный ход – это не та акция, на которой можно выдвигать остро-политические лозунги. Но от того, что оные будут озвучены где-то на отшибе при малом числе участников, никому и ничему не прибудет.
Форма крестного хода хороша своей совершенной легальностью. Если в политическом шествии наши запуганные граждане не без основания поостерегутся принимать участие, то крестный ход опасений не вызывает.
Есть, правда, в этой форме одна большая угроза. Политизация её с другой стороны. Церковь у нас, как известно, не отделена от государства. И ничего бы не было хуже, если бы руководящая и направляющая додумалась смешать крестный ход с, условно говоря, первомайской демонстрацией, и возглавили бы его наряду с представителями Церкви члены правящей партии. Поэтому важен выбор даты. Например, Царские дни в этом отношении наиболее перспективны. В эти дни крестные ходы уже по определению являются монархическими, национальными. И это теоретически позволит отфильтровать хотя бы часть любителей примазаться…
Этой краткой заметкой я нисколько не претендую на рецепт, на ответ на вечный вопрос «что делать». Но только лишь предлагаю подумать всем нам, в какой форме в существующих, скажем прямо, враждебных русским условиях, можем мы легально и с достаточной масштабностью заявлять о себе.
Максим Герасимов
Русская Стратегия |