«Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» – научно-практическая конференция под таким названием состоялась в Воронеже в областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина.
Поль Рикер в своём фундаментальном труде «Память, история, забвение» описывает ситуацию, когда в целях насущной социальной терапии и достижения воображаемого единства выстраивается политика памяти, существующая под знаком пользы, а не истины, призывающая к забвению преступлений и трагических страниц прошлого. В итоге и общество в целом, и любой человек, в частности, будущие поколения лишаются возможности преодолеть «травмирующий опыт истории», понять и обрести себя, своё подлинное место в жизни и её смысл.
Россия вступила в XXI век обременённая «травмирующим опытом» ХХ столетия, в памяти о котором многое до сих пор остаётся недостаточно исследованным, осмысленным, часто предано забвению. Есть и различные искажения памяти или её подмены. Как обретать память истины? Какие проблемы существуют в связи с передачей памяти о трудном прошлом и как их преодолевать?
Над этими и другими вопросами размышляли как ученые-теоретики (историки, филологи, философы, социологи), так и лучшие специалисты-практики из разных городов России (основатели и сотрудники музеев, краеведы, общественные и культурные деятели и др.), имеющие серьёзный опыт сохранения и передачи исторической памяти. Поэтому помимо докладов на пленарных встречах, ключевую роль играли дискуссионные площадки: «Музеи совести: история репрессий в музейных экспозициях», «Как сегодня говорить о репрессиях: документы, мемуары, художественное слово», «Драматургия памяти»: образы трудного прошлого в театре и кино», «Кто выигрывает в памяти о войне?» и «Молитва памяти».
Протоиерей Андрей Изакар, председатель Воронежской комиссии по канонизации святых Воронежской епархии:
- Память церкви отличается полнотой и глубиной, потому что церковь старается хранить память о каждом человеке, и жизнь каждого человека драгоценна в очах Господних. Человеческая же память стирает судьбы, пользуется идеологией, которая является врагом памяти. Церковь хранит память не избирательно, в отличие от человека. Она хранит память и о хорошем, и о событиях, которые были скорбными для неё.
Юлия Балакшина, доктор филологических наук, доцент РГПУ им. Герцена, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института (Санкт-Петербург-Москва):
- Нужно принять самих себя такими, какими мы являемся. Даже трудное прошлое это наше прошлое, это часть нас. Его нельзя вынести за скобки. Понимать себя вне прошлого невозможно. Конференция — это попытка понять, что сегодня в современной России мы можем сделать для обретения памяти истины и чем мы можем содействовать тому, чтобы памяти истины становилось больше.
Галина Умывакина, поэт, председатель регионального отделения Союза российских писателей (Воронеж):
- Нынешняя конференция подоспела ко времени. Последний год в нашем обществе активно идет дискуссия: какая история нужна нашему обществу, какая должна быть память? Единого ответа в нашем обществе на сегодняшний день нет…
Дмитрий Рогозин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН, старший научный сотрудник Института социологии РАН, один из участников соцопроса «Дилеммы XX века», представленного на конференции (Москва):
- Какое-то время назад возникли вопросы на тему памяти. Как вообще подходить к памяти? Есть такое понятие, как продолженное настоящее. Очень часто не проговорив, не осмыслив, забив в дальний угол то, что происходило в прошлом, мы оставляем это в настоящем. Оставляем через боль, через то, о чём нельзя говорить. Память у нас на уровне семейном довольно странная, построенная через умолчание. Пожилые люди считают, что трудное прошлое не касается их детей, у них своя жизнь. Как своя жизнь? Это общая жизнь.
Сергей Лапенков, один из основателей гражданской инициативы «Бессмертный полк» (Москва):
- Бессмертный полк – это не только колонна. День Победы – не достояние чиновников. Это история многих людей, и не только тех, кто был на фронте – это история поколений. Бессмертный полк – это моя семья и моя память. Народная летопись является приоритетной работой. Бессмертный полк для каждого человека является тем, что он сам находит. Кто-то селфи делает, кто-то использует это как политическую манипуляцию. Человеческая память – лучшая прививка от манипуляции прошлым… Солдаты той войны смогли воспитать нас под девизом «это не должно повториться». Нынешние поколения воспитываются под другими лозунгами: «можем повторить». Это самая опасная мина, которую наша идеология закладывает в будущее.
На площадке «Кто выигрывает в памяти о войне?», где ведущим дискуссии выступил известный режиссер-документалист Виктор Правдюк, была обсуждена тема мифологизации исторических событий и манипуляции общественным сознанием с целью изменения индивидуальной и коллективной памяти.
Уличный театр и «Пункты семейной памяти»
День проведения конференции «Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» был выбран не случайно. 7 ноября для истории России – день скорби, если учесть трагические последствия 1917 года. Так он отмечался и в кругах русской эмиграции первой волны.
В знак памяти о миллионах пострадавших устроители и гости конференции прошли по проспекту Революции и улице Кирова с зажженными фонариками, символизировавшими поминальные свечи, раздавая фотографии великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, основательницы Свято-Мариинской обители милосердия, живьём сброшенной большевиками в шахту под Алапаевском.
Шествие являлось частью театральной постановки о последних днях мученицы: импровизированный конвой, Елизавета Фёдоровна в монашеском одеянии… Участники напоминали прохожим о трагических итогах 25октября / 7 ноября и приглашали посмотреть сцену из спектакля о последних днях великой княгини и её близких. Шествие завершилось в центре города исполнением фрагмента из спектакля «Живые» по пьесе В. Зуева «Восемь», а также импровизированным совместным пением русского романса, рожденного в изгнании – «Замело тебя снегом, Россия» и пасхального тропаря.
В то же самое время в книжном магазине «Амиталь» на Пушкинской и в фойе кинотеатра «Спартак» в рамках конференции работали «Пункты семейной памяти»: известные историки, генеалоги, специалисты по семейной истории помогали всем желающим узнать о судьбе своих родственников, воевавших на фронтах Первой и Второй мировых войн, пострадавших в годы репрессий.
«Молитва памяти»
8 ноября на одном из круглых столов обсуждалась акция «Молитва памяти», которая ежегодно проходит в Воронеже, как и во многих городах России 30 октября. В Санкт-Петербурге, в частности, она называется «Возвращение имён».
Анатолий Разумов, историк, составитель книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» и базы данных «Возвращённые имена», руководитель центра «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке, один из создателей мемориала «Левашовская пустошь» (Санкт-Петербург):
- В 1989 году уже разрешили публиковать имена репрессированных и открыли места массовых погребений. То время было каким-то началом, нулевой точкой для памяти… Алая лента на кладбище несколько лет висела на дереве по пути к центру кладбища. Её повесили в 1990-м году. "Отцу от сына. Отец, прости! Я узнал, что ты расстрелян через 53 года". Сын чувствует необходимость рассказать о своей памяти и как-то ей поделиться. Люди с больной памятью жили десятилетиями, они даже таким же как они не рассказывали. А другие, которым всё равно, в таком месте что-то поймут, что-то переймут… Позже появились объединяющие идеи: единый электронный ресурс «Возвращённые имена», церемония чтения имен. Нам надо только растить это деревце и не останавливаться, и превращать места злодеяний в места Памяти.
Нужно ли нам покаяние?
Конференция завершилась круглым столом о том, в какую конкретную нравственную, духовную, общественную работу могут сегодня воплотиться усилия по преодолению трудного прошлого. Призыв к покаянию, отчётливо прозвучавший в российском обществе в 1990-е годы, сменился замалчиванием этой темы или резко негативным отношением к ней. Каково сегодня отношение к покаянию в различных слоях нашего общества? Большинство участников свидетельствовали о том, что это необходимый этап жизни общества в трудные исторические периоды, он был в русской истории в 17 веке и в опыте новомученников, в труднейшие моменты истории других государств. Были приведены примеры пережитых свидетельств исцеляющей силы личного покаяния за свой род, своих ушедших из жизни родных, готовность взять ответственность даже за их историческую вину. Ведь у них нет возможности просить прощения, а у нас ещё пока есть.
Михаил Ордовский-Танаевский, кинорежиссер-документалист, сценарист (Санкт-Петербург):
- Я хотел бы напомнить каждому сидящему в зале о том сладком моменте в детстве, когда что-то сделал, с твоей точки зрения, страшное, безобразное, когда ты плачешь и кричишь: «Мама я больше не буду!», – в этом призыве чистой и детской души – сладкие слезы. В момент, когда может быть пять минут, может быть десять, а может десять дней, ты больше не будешь. Но потом это проходит, и мы становимся взрослыми. В детском опыте каждого из нас есть такие вещи, когда мы говорили, что мы больше не будем, и есть такие вещи, которые мы действительно больше не делали. Главное, что этот опыт не может быть механическим, внешним. Прежде чем ты не поставишь этот вопрос к самому себе, ты не имеешь права обращать его к кому бы то ни было другому.
Инна Ткаченко, председатель малого православного братства во имя прп. Силуана Афонского:
- Источником темы конференции послужил один из тезисов Форума общенационального покаяния и возрождения «Имеющие надежду», инициатором которого выступило Преображенское братство в 2018 году. Тезисы Форума сформулированы как творческая задача, и один из них звучит так: «Преодолеть историческое, культурное и духовное беспамятство, как в отдельных семьях, так и во всем народе». Мы надеемся, что одним из плодов нашей конференции будет этот вопрос, обращенный к самому себе: нужно ли нам покаяние, и в чём оно может быть для каждого из нас?
В конференции приняли участие: декан факультета истории Европейского Университета Юлия Сафронова (Санкт-Петербург), главный редактор Калининского Мартиролога и книг памяти жертв политических репрессий по Калининской области, сооснователь музея мемориального комплекса «Медное» Елена Образцова (Тверь), настоятель церкви Казанской иконы Божьей Матери в городе Чудово Новгородской епархии, создатель уникального мемориального музея под открытым небом на территории храма протоиерей Сергий Стольников, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый (Москва), кинорежиссер-документалист, сценарист и продюсер Дарья Виолина (Москва) и др.
Также горячо откликнулись представители воронежской общественности: председатель Воронежского историко-культурного общества, доцент кафедры истории России ВГУ Александр Акиньшин, руководитель Научно-образовательного центра устной истории Наталия Тимофеева, директор издательского дома Воронежского государственного университета, публицист Дмитрий Дьяков, председатель Воронежской историко-просветительской организации «Мемориал» Вячеслав Битюцкий, художественный руководитель театра кукол «Шут» Светлана Дремачева, заведующая информационно-аналитическим отделом ВРРО «Историко-патриотическое поисковое объединение “Дон”» организатор музейной экспозиции «История политических репрессий в Воронежской области» Евгения Попова, и др.
Организаторами конференции «Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» выступили Преображенское братство, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Воронежское историко-культурное общество и Воронежское региональное отделение Союза российских писателей при поддержке Воронежской митрополии и областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина.
Конференция проходила по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии.
Источник: https://culturavrn.ru/starred/28818
|