Потрясшее всех жесткое убийство петербургским историком Олегом Соколовым своей возлюбленной, известным как страстный поклонник личности французского императора Наполеона, обратило также внимание и на явление бонапартизма.
Очарование личностью этого исторического деятеля было свойственно ещё его современникам, среди которых порой встречались личности творческие и известные, как, например, английский поэт-романтик лорд Байрон. Были те, кто посвящал ему восторженные произведения, в которых было видно восхищение Наполеоном. Стендаль в своём эссе о нём восхищается генералом Бонапартом и критикует императора Наполеона. Самые разные деятели культуры отметились своим интересом к нему. Но помимо этого были ещё и политические сторонники династии Бонапартов, выступавшие за её возвращение на французский трон. После смерти Наполеона I на острове Святой Елены в 1821 году, в качестве претендента рассматривался его сын от брака с Марией Луизой под именем Наполеон II. Но юноша скончался в Австрии, не оставив потомства и на политическую арену вышел племянник Наполеона I Шарль Луи Наполеон Бонапарт, сын Луи Бонапарта и Гортензии де Богарне, дочери Жозефины де Богарне от первого брака. С самого детства он восхищался своим знаменитым дядей, пытаясь ему подражать всю жизнь. В молодости он был карбонарием, затем принимал самое активное участие в заговорах против Июльской монархии короля Луи Филиппа, сидел в заключении, откуда успешно бежал. После революции 1848 года принял участие в выборах президента и победил, получив абсолютное большинство голосов. В 1852 году он провозгласил себя императором Наполеоном III (закончилось всё плохо – проиграл войну с Пруссией в 1870 году, отрёкся от престола и умер в эмиграции в Англии). Наиболее массовую поддержку ему обеспечили крестьяне, у которых в сознании была легенда о Наполеоне как 2крестьянском императоре» и «благодетеле». Можно также отметить, что в бонапартисты шли все недовольные положением дел во Франции времён Реставрации и Июльской монархии. Они с ностальгией вспоминали времена Наполеона, про «былые победы». Говорили о том, что в те времена любой простой человек из народа мог выдвинуться и стать маршалом, графом, вообще человеком высокого положения, о том, что французская революция открыла такую возможность. Они считали, что вот только Бонапарт мог бы навести в стране порядок, наказать всех «предателей и врагов», «вернуть Франции её былую славу» и так далее. Можно вспомнить героя романа упомянутого Стендаля «Красное и чёрное» Жюльена Сореля, выходца из простых крестьян, страстного бонапартиста, мечтавшего о славе и считавшего, что если бы родился во времена Наполеона, то достиг бы очень многого, тогда как в годы Реставрации, когда происходит действие романа, он пытается делать карьеру совершенно иначе. В итоге, всё заканчивается тем, что он стреляет в женщину, с которой состоял в отношениях, и за это его казнили на гильотине (жертва покушения скончалась вскоре после казни).
Кем же был Наполеон, если подумать? Он был порождением французской революции, ставшей для Франции роковым событием. Бонапарт начал делать свою карьеру именно в этот период, стал генералом благодаря протекции братьев Робеспьеров – то есть, был активным сторонником якобинцев, устроивших страшный террор. Потом, после пребывания в опале, снова вознёсся, расстреляв из пушек парижан, восставших против термидорианской Директории. Он был циничным и беспринципным человеком, готовым на всё ради власти. У корсиканца Наполеоне Буонапарте был очень темпераментный, бурный и горячий характер, весьма вспыльчивый нрав. Ипполит Тэн приводит такой пример: когда французский учёный Константин Франсуа Вольней сказал Наполеона, что «Франция хочет Бурбонов», то император французов ударил его ногой в живот, да так, что учёный упал без сознания и потом несколько дней провёл в постели. «Нельзя себе представить человека более раздражительного и вспыльчивого; тем более, что часто он намеренно бросает поводья и дает волю своему гневу, потому что, взорвавшийся кстати, да еще при людях, гнев этот вселяет ужас, вынуждает на уступки, поддерживает повиновение», пишет Ипполит Тэн о Наполеоне. И подобных случаев было немало. Люди, лично знавшие его, нередко становились свидетелями подобных вспышек гнева. Не будем забывать, что он мог спокойно отдать приказ о казни совершенно ни в чём не виновных людей. Он же откровенно безжалостно приказать расстрелять герцога Энгиенского, который не принимал никакого участия в заговоре против Наполеона. Тот знал об этом, но всё же приказал похитить, привезти его во Франции и казнить.
Но если понять французов-бонапартистов ещё хоть как-то возможно, то вот русский горячий поклонник Наполеона является чем-то попросту вопиющим и возмутительным. Ведь как можно восхищаться человеком, который напал на нашу страну, принёс ей столько бед и невзгод, нанёс столько урона. Подобные мысли могут высказывать люди наподобие лакея Павла Смердякова из «Братьев Карамазовых» великого русского писателя Фёдора Достоевского. Есть и термин, которым обозначаются люди, желающие поражения собственной стране, жаждущие её оккупации врагом – смердяковщина. Смердяковский образ мыслей был у предводителя большевиков Ленина, активно агитировавшего за поражение России в Первой мировой войне, а потом сдавшего немцам немалую часть русских земель. Маниакальное увлечение личностью человека, пытавшегося завоевать Россию, принесшего ей горе и разрушения, ещё и при этом выливающееся в его оправдание («он-де не виноватый, его спровоцировали, он хотел мира, а вот русский император был агрессором и сам хотел напасть на Францию» - напоминает известного перебежчика Резуна, написавшего книгу «Ледокол», где с Гитлера снималась вина за начало Великой Отечественной войны) – само по себе ненормально.
Печально то, что у Соколова появился ещё и его своеобразный последователь – его ярый оппонент параисторик Панасенков. Точно также он поливает потоками грязи светлое имя Русского императора Александра Благословенного и славит наполеоновскую Францию. Спор этих двух персон идёт лишь о том, кто у кого эту мысль об «агрессии императора Александра» и «превентивной войне Наполеона» списал. На самом же деле в России это лживое обвинение выдвинул первым большевицкий «историк» Покровский. По сути же, неважно, кто у кого списывал, важнее то, что носители смердяковщины по-прежнему существуют и действуют, выплескивая свою отраву на прилавки магазинов в виде книг. Надо понимать, что чрезмерное увлечение Бонапартом, поклонение ему и оправдание французской революции – страшное зло. Порой – воистину инфернальное. Французская революция в своё время была образцом для тех, кто творил революцию уже в России. У нас в стране воплощали те же ужасы и преступления, что и во Франции, но их масштаб был уже намного больше. Вдохновлённые идеями французской революции устроили в России настоящий кровавый ад, в котором погибло много сотен тысяч добрых русских людей. Нужно помнить одно: любая революция – зло, желать её – преступно и отвратительно. Наполеон был детищем революции, чего и сам никогда не скрывал. Русский человек, восторгающийся Наполеоном – это нечто возмутительное и невозможное в приличном обществе, как и тот человек, который восхищается личностью Гитлера, Чингисхана, Ленина или Сталина.
PS Закончу свою статью словами одной из умнейших женщин Франции, которая была личным врагом Наполеона, Жермены де Сталь о русском Императоре Александре Благословенном (фрагменты текста выделены мной): «Первое, что особенно изумило меня в нём, это выражение необычайной доброты и величия, которыми озарено его лицо; эти два качества казались нераздельны в нем. В первых же словах, сказанных мне, тронула меня благородная простота, с которой подходил он к великим вопросам, волновавшим Европу. Я всегда считала признаком посредственности боязнь говорить о важных вопросах, боязнь, которая свойственная почти всем государям Европы. Александр, наоборот, беседовал со мною так, как сделали бы это государственные люди Англии, которые видят силу в самих себе, а не в цепи заграждений, которыми можно себя окружить. Александр, достоинства которого умышленно не признавал Наполеон, человек выдающегося ума и редкой образованности, и я не думаю, чтобы он мог найти в государстве министра, более, нежели он сам, способного разбираться в делах и направлять их к цели». Вот тот человек, которым стоит восхищаться, который действительно достоин всяческого почитания.
Сергей Зеленин
для Русской Стратегии |