На Казанском вокзале было, как всегда, людно и шумно. 11-летняя Вика внимательно вглядывалась в идущих ей навстречу женщин. Мама послала её встретить тётю Зою, которую она никогда не видела. То есть видела, конечно, но только на фотографиях и на экране… Однако, с той поры, как те кадры были сняты, минуло десять лет. Почти целая жизнь Вики. И всё это время тётя была в заключении. Вике и самой пришлось несладко. Их с мамой и старшими детьми выслали в Казахстан. Мама работала целыми днями, чтобы вытянуть большое семейство. Пыталась помогать и заключённым сестрам… Одна из них, тётя Маша, не выдержала сурового климата Воркуты и тяжёлых работ и умерла четыре года назад. А тётя Зоя выжила… Интересно, какая она теперь? Такая же ли красавица, какой была прежде?
- Вика!!!
Этот вскрик перекрыл гомон вокзала. В тот же миг Вика увидела бегущую к ней, распахнув, подобно крыльям, руки, женщину, сияющую радостью. Женщина упала перед ней на колени, обняла, стала целовать. Вика немного растерялась, не ожидая таких сильных чувств от вовсе незнакомой тёти. Хотя она ведь первая родня, которую бедная женщина увидела после девяти лет небытия…
- Ты знаешь, кто я?
- Знаю. Вы моя тётя Зоя…
Что-то дрогнуло в лице тёти. Она вновь обняла Вику и заплакала…
В 1918 году из Петербурга в Москву приехал рабочий и давний член РСДРП Алексей Фёдоров. Алексей сделал завидную партийную карьеру, служил в самом Кремле и имел доступ к Ленину. Сразу по приезде в столицу ему дали шестикомнатную квартиру, обставленную роскошной мебелью. Мебель Фёдоров раздал и купил новую, попроще, более подобающую пролетарию, пусть и поднявшемуся к вершинам власти. Две комнаты уступил нуждавшимся людям. Себе оставил по совести лишь необходимое для достойной жизни своей большой семьи, в которой росли трое дочерей и сын.
Девочки были, как на подбор, красавицы. Но особенно выделялась Зоя, мечтавшая стать артисткой. Ветреная росла она, всё-то танцы, да театр, да наряды на уме… В 17 лет впервые пришлось предстать ей перед следователем. В компании, куда ходила она танцевать запрещённые фокстроты, обнаружился иностранный шпион. В тот раз обошлось всё благополучно: не стал следователь девчонке «шить» дело о пособничестве и ломать едва начавшуюся жизнь.
Вскоре в эту жизнь вошли первый муж и кино. Муж оказался временным, а, вот, кино… Зоя Фёдорова! Кто не восхищался ею в те годы! Кого не пленяла эта полная жизни и радости красота! Она стала истинной звездой советского кинематографа.
Второй звонок прозвенел в 1938 году. Сперва тяжело заболела мать, и отец обратился за помощью к врачу-немцу. Немец не был волшебником и совершить чуда не мог. Мать умерла, а отца арестовали, как шпиона… Конечно, это был лишь повод. Старый большевик и ленинский соратник, Фёдоров позволял себе критически высказываться о новых порядках. И новому хозяину Кремля это не могло понравится…
История давно доказала, что сделки с дьяволом не доводят до добра. Но как следовать этой мудрости, если душа разрывается от боли за родного человека? Зоя стремилась помочь отцу и не остановилась перед тем, чтобы просить помощи у всесильного Берии. Лаврентий Павлович просьбу выполнил и освободил Фёдорова в августе 1941 года.
Вот, только не милостивое освобождение это оказалось, а актация. В заключении отец отморозил руки, ему ампутировали пальцы. Работать он больше не мог и тяжело болел. По возвращении домой он прожил всего лишь месяц…
Следом пришла новая беда – на фронте погиб брат.
А вскоре раздался звонок, которого Зоя боялась. Дьявол, хоть и обманул в сделке, вернув вместо живого человека почти покойника, но желал оплаты своей услуги. Он пригласил её на день рождения жены, сказав, что та большая поклонница Зои, прислал машину с личным шофёром.
Само собой, ни жены, ни гостей в доме наркома не оказалось.
- У неё заболела голова и она уехала на дачу. Гостям она сказала не приходить до своего возвращения. А вас мы не успели предупредить.
- Тогда мне, наверное, также лучше уйти.
- Ну что вы! Как же можно! Стол уже накрыт. Я распоряжусь убрать лишние приборы.
Ужин был роскошным. Жареный барашек, чёрная икра, другие деликатесы – и всё это в военной Москве! Зоя, однако, не была впечатлена этим изобилием и мечтала лишь об одном – как можно скорее покинуть логово зверя.
- А что вы, Зоя Алексеевна, думает о евреях? Их в кино явное засилье…
- Мой первый муж был евреем…
- Но сейчас-то вы не замужем? – блеснули стёкла пенсне. По губам наркома скользнула плотоядная ухмылка, и его рука легла на талию Зою. – Вам ведь наверняка очень не хватает тех радостей, что даёт муж? Не так ли?
Зоя вскочила, как от удара током:
- Как вы смеете!
Что она крикнула дальше? Она не помнила, слишком велики были отвращение и негодование. Зоя бросилась к дверям. На выходе охранник Берии вручил ей огромный букет. Вместе с ним, не помня себя, она выбежала на улицу.
- Зоя Алексеевна!
Берия стоял на балконе.
- Это букет на вашу могилу!
Зоя ждала ареста в ту же ночь. Но ничего не произошло. Не произошло и через неделю, через месяц, через год… Ей стало казаться, что и на сей раз беда прошла мимо неё. За это время она потеряла своего жениха – летчика Клещева, погибшего на фронте, и встретила новую большую любовь, заставившую позабыть обо всём на свете.
Джексон Тейт, американский моряк и дипломат. В то время СССР и США вместе боролись с фашизмом, и казалось, что альянс двух великих держав будет долговременным. По крайней мере, в это верили двое влюблённых, появлявшихся вместе на всех приёмах и премьерах и даже не думавших скрывать свои отношения.
Вместе они отметили и День Победы. За этой радостью пришла другая – Зоя поняла, что беременна. Но сказать об этом Тейту она не успела. Её срочно отправили на гастроли в Крым, а, когда она вернулась в Москву, Джексона там уже не было – его выслали из СССР. Дружба между великими державами закончилась.
Боясь, что станет известно, что отцом её ребёнка является американский гражданин, Зоя спешно вышла замуж за давнего поклонника, но это уже не могло её спасти.
В 1946 году знаменитая актриса Зоя Фёдорова была арестована. Последовали долгие месяцы жестоких пыток: её избивали, обливали кипятком, не давали спать. Обвинение звучало чудовищно: участие в организации покушения на самого товарища Сталина! Не менее чудовищным был приговор: 25 лет ИТЛ. Узнав свою участь, Фёдорова попыталась повеситься в камере, но надзиратели помешали самоубийству.
Её поместили во Владимирский централ. Некоторое время она сидела в одной камере с Лидией Руслановой. А ведь та считалась любимой певицей вождя! И вот тоже – враг? Изменница?..
Из заключения Зоя Алексеевна написала отчаянное письмо дьяволу, моля простить её за давнюю грубость, сжалиться над ней и её родными, спасти её, вернуть к жизни. Но дьявол не прощал обид и оставил мольбу сломленной жертвы без внимания.
Однако, наступил 1953 год. Сперва покинул мир Хозяин. А затем у его драчливых наследников вышел из доверия Лаврентий Палыч Берия… В 1956 году Фёдорову освободили. В заключении она провела более девяти лет. Всё это время единственное, что придавало ей сил жить, это знание, что где-то, под опекой сестры Саши, растёт её дочь. И теплилась надежда однажды увидеть, обнять её.
Наконец, эта лелеемая годами мечта сбылась. Она видела свою дочь, оказавшуюся копией своего отца. Она, наконец, обнимала свою девочку… Вот, только…
- Вы моя тётя Зоя…
Сестра Саша всё это время выдавала себя за мать Вики. Таким образом она хотела защитить девочку от клейма «дочери врага народа», от травли в школе. Зоя понимала, что Александра была права, но сердце протестовало против этой правоты.
Со временем Зоя Алексеевна рассказала дочери всю правду. Они стали жить отдельно от сестры. Фёдорова возвратилась в кино, Виктория пошла по её стопам, став одной из самых красивых актрис советского кинематографа. В 70-е годы Зое Алексеевне удалось разыскать Тейта, и в 1975 году Виктория навсегда уехала к отцу. Фёдорова успела навестить их обоих, но соединиться семье было не суждено. В 1981 году Зоя Алексеевна была застрелена в собственной квартире. Преступление это так и осталось нераскрытым.
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |