Web Analytics


Русская Стратегия

"Добродетель и нравственная красота состоит не в бессилии, не в слабонервности, не в апатичности, а в том, чтобы человек, имея силу и нервы всё разрушить, - в то же время, по любви к добру, не разрушал, а сохранял и созидал жизнь. Такими сильными и самоотверженными людьми живёт мир и держится добро. Такую личность должно уважать, ставить примером для себя и для других как идеальную и героическую." Л.А. Тихомиров

Категории раздела

- Новости [4304]
- Аналитика [3230]
- Разное [1159]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Декабрь » 7 » Святой Александр Невский и Русский Север
    02:32
    Святой Александр Невский и Русский Север

    Имя Александр в переводе с греческого означает "защитник людей". По имени и житие. Невский защитил Русь, русских людей от лютой католической ереси (ложного учения) и от оккупации иноземными захватчиками.

    Наиболее ярко и в то же время достоверно о князе рассказывает русский летописец в древней "Повести о житии Александра Невского", созданной по инициативе сына Александра Ярославича, князя Димитрия Александровича. Приведу начало жития:

     

    "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

     

     Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: "В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается". Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою Святой Богородицы и помощью святого князя Александра.

    Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: "Так говорит Господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их"". И воистину – не без Божиего повеления было княжение его.

    И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте..."( Портал "Слово" https://www.portal-slovo.ru/history/35614.php).

     

    В те страшные годы тринадцатого века само существование Святой Православной Руси было поставлено под вопрос. Батыем и его ордой были разорены Владимир, Рязань и множество городов, в декабре 1240 года татары сожгли Киев - матерь городов русских. Последняя вольная Русь оставалась в Великом Новгороде и Пскове, но их ждала еще большая опасность - духовное, а не только политическое порабощение. По велению римских пап на Северную Русь устремились военными походами шведы и немцы, авантюристы и разбойники. Их задачей было не просто завоевать, но еще и окатоличить Русь. На пути их встал юный русский князь Александр Невский, разбивший в возрасте 20 лет шведов на Неве 28 июля 1240 года, и немецких рыцарей 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Кроме того, святой Александр, как говорит об этом летопись, возрождал испепеленные татарами земли и города, воздвигал храмы.

     

    Невский защищал православных от духовного порабощения

     

    Почему же благоверный князь Александр терпел власть язычников  - свирепых и кровожадных татар, и в то же время дал военный отпор западным завоевателям? Ответ один. Запад осуществлял католическую экспансию. Католичество - еретическое (ложное учение). В католической вере искажены догматы. Вот как говорит об этом протоиерей Митрофан Зноско- Боровской в книге "Православие. Римо- католичество. Протестантизм и сектантство", изданной Троицкой Сергиевой Лаврой в 1992 году: "Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух «от Отца и Сына исходит»: в Никео-Цареградский Символ Веры, не обсудив вопроса на Вселенском Соборе, односторонне, Римский епископ внес добавку «и от Сына».

     

    Внесение в Никео-Цареградский Символ Веры «и от Сына» осудил и папа Иоанн VIII, признав, что добавление это сделано «по безрассудству» (879 г.), а уже его преемник Адриан III, личный враг Константинопольского патриарха Фотия, учение об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына» возвел на степень догмата. Так, под влиянием мирской власти и человеческой страстности, новый догмат к концу Х столетия распространился по всему западу... Обратимся  к Евангелию. «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух Истины, Иже от Отца исходит» (Ин.XV, 26). Спаситель говорит о том, что: 1) Святой Дух будет послан Им Апостолам, и 2) что Дух Святой исходит от Отца. Здесь указаны два разных состояния, два разных явления: исхождение Духа Святого и посольство Его в мир".

     

    Искажение в католичестве Символа веры, православных догматов - это ересь, ложное учение. Католическая вера - еретическая.

     

    Вот почему Невский решительно отказался от перехода в католичество. Об этом рассказывает церковное житие святого, а также дореволюционный исследователь жизни Невского протоиерей Михаил Хитров в своей книге "Святой благоверный великий князь Александр Невский" 1893 года издания:

     

    "Решительные победы Александра Ярославича принудили наших западных врагов навсегда отказаться от мысли о порабощении Руси наподобие Ливонии. Ни шведы, ни немцы не могли сокрушить доблестного князя. Даже литовцы, проснувшееся мужество которых грозило сделаться опасным даже для соединенных сил двух орденов, приведены в трепет непобедимым героем. Папы увидали, с каким противником они имеют дело, и вот вместо грозных булл, призывавших к крестовым походам против русских наравне с язычниками, папская политика избирает другой путь. Оставалось испытать последнее средство - уловить Александра в свои сети коварством, хитро рассчитанными речами, пышными обещаниями. В 1248 году папа Иннокентий IV отправил к Александру посольство и во главе его двух хитрейших кардиналов, Галда и Ремонта, которые должны были вручить ему папское послание и употребить все усилия к тому, чтобы склонить его к подчинению Риму. Послание было составлено весьма искусно, но, как это часто бывает, слишком большая хитрость и тонкость приемов при встрече со светлым, возвышенным умом, с правдивостью благородной души потерпели полное крушение.

     

    «Святейший отец много слышал о тебе, славном и дивном князе. Поэтому он прислал нас из числа своих кардиналов, чтобы ты выслушал нас»,- говорили папские послы, представляясь князю.

     

    Александр, без сомнения, в присутствии православных пастырей, знатнейших бояр и всего своего двора принял от послов папское послание. Оно было следующего содержания:

     

    «Иннокентий епископ, раб рабов Господа, знаменитому мужу Александру, князю суздальскому…

    «Конечно, ты не должен отвергнуть нашей просьбы,- говорилось далее в послании,- которая, служа с нашей стороны исполнением долга, послужит в то же время и твоим выгодам, потому что, когда мы таким образом требуем, чтобы ты боялся Бога и, любя Его всею душою, исполнял Его заповеди, конечно, ты не оказался бы в здравом разуме, если бы отказал в повиновении нам и даже Самому Богу, наместником Которого, хотя и не по заслугам, мы являемся на земле (cujus vices licet immeriti obtinemus in terris)".

    В приведенных строках, как в зеркале, отражается характер папства.

    папа приглашает русского князя привлечь к послушанию «апостольскому престолу» и своих подданных!.. «Это будет служить и твоим выгодам, это укрепит и твою власть»,- пишет папа; другими словами, ты можешь тогда безнаказанно угнетать твоих подданных, опираясь на высший авторитет, подобно сонму средневековых державцев. Подобное представление о власти должно было показаться диким и чуждым на Руси, где власть понималась скорее как служение родной земле, где идеалом князя был страдалец за землю Русскую…

    «Так как опасностей всегда легче избегнуть, если вооружиться против них щитом предусмотрительности, мы особенно просим тебя, чтобы, лишь только узнаешь, что татары направляются против христиан, ты тотчас постарался бы уведомить об этом братьев Тевтонского ордена в Ливонии, чтобы, получив сведения об этом от тех же братьев, мы могли заблаговременно позаботиться о противодействии татарам с Божией помощью.

    Сверх сего за то, что ты не захотел преклонить выи пред свирепостью татар, мы прославляем твое благоразумие достойными в Боге похвалами. Дано в Лионе 8 февраля 1248 года»

     

    Какая трогательная заботливость о Русской земле! Но давно ли возбуждались крестовые походы против русских? Александру Ярославичу великодушно предлагается содействие братьев Тевтонского ордена и всего Запада к отражению татар. Но давно ли эти братии грозно ополчались на Русскую землю? Давно ли на льду Чудского озера Александр с Божией помощью разгромил наголову этих борцов папства? Можно ли было хотя на один миг поверить искренности столь внезапно проявившегося благоволения к Русской земле? Но, без сомнения, более всего оскорбило благочестивого князя то, что папа дерзнул обругать «святая святых» его души - святую православную веру, назвав се «путем погибели, приводящим к осуждению вечной смерти». Глубокая личная обида послышалась ему и в этом приглашении постараться о привлечении к латинству своего народа… Долго сдерживаемое при чтении послания чувство гнева вырвалось наружу и сказалось в следующем сухом и грозном ответе:

     

    «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».

     

    Письменный ответ Александра, врученный послам папы, насколько можно судить по дошедшему до нас пространному изложению веры, приписываемой св. Александру, является необходимым дополнением устного. Указав на то, что существо православия заключается в неизменной верности божественным и вечным основам Церкви Божией,- в письменном изложении, «сдумав с мудрецы своими», Александр в существенных чертах раскрыл основные пункты христианского вероучения.

     

    В папском послании говорится о чести властителей, покоряющихся святому престолу, о материальных выгодах, которые последовали бы для Русской земли за подчинением Риму,- словом, все послание отличается чисто практическим духом, смещением небесного и земного, временного и вечного. Политика, земные расчеты решительно преобладают над интересами религиозными. Ничего этого мы не видим в ответах Александра. О, как много он мог бы сказать по адресу пап, которые уже достаточно заявили себя в качестве национального врага русского народа!"

     

    Военные подвиги благоверного князя

     

    Понятно, что святой Александр стоял на страже чистоты Православия, и с оружием в руках защищал святую веру и свое Отечество от шведов и псов- рыцарей. Где мы можем прочитать о его подвигах?

     

    Известный духовный писатель, расстрелянный коммунистами в 1931 году, Евгений Погожев ( псевдоним - Поселянин), в своей книге "Святые вожди Земли Русской" так рассказывает о подвигах святого Александра Невского:

    "В 1240 г., подстрекаемый папою, шведский король снарядил многочисленное войско, посадил его на лодки и под начальством зятя своего Биргера послал в Неву. Биргер думал дойти Ладожским озером и по Волхову до Новгорода и послал сказать Александру: «Ратоборствуй со мной, если смеешь. Я уже стою на земле твоей».

    Ни страха, ни гордости не изъявил послам Александр. Он поспешно собрал войско, с горячею верой помолился в храме св. Софии, принял благословение архиепископа.

    «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, — молился Александр, — Боже предвечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы языком и жить повелевый не преступая в чужая части: суди, Боже, обидящим мя и возбрани борющимся со мною. Прими оружие и щит, стани в помощь мою!» Отирая на пороге храма слезы умиления, он передал исход дела воле Божией и с веселым лицом вышел к дружине. Тут он сказал ей краткое, но великое историческое слово, которое много раз было подтверждено в жизни русского народа:

    — Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите с вашим князем!

    Не имея времени дождаться помощи от отца, великого князя Ярослава, Александр выступил в поход и 15 июля 1240 года пришел к берегу Невы. Здесь встретил его с донесениями один из военачальников его Пелгус и рассказал ему чудное явление, которое он видел ночью, ожидая князя и погруженный в молитву на берегу Финского залива.

    Уже начинало светать, как по простору морскому пронесся шум. Показалась большая ладья, сидевшие у весел гребцы были как бы одеты мглою. Посреди лодки стояли в великом сиянии, в червленых ризах два витязя, первые князья-мученики, Борис и Глеб. И раздался голос Бориса: «Брат Глеб, поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу на неистовых немцев». Когда видение кончилось, Пелгус пошел от берега и встретил Александра. Князь запретил Пелгусу разглашать это видение. Как молния, ударил он на шведов и быстрым, внезапным ударом привел их в смятение. Сам он добрался до Биргера и своим копьем возложил печать на лицо ему.

     

    Шведы были разбиты наголову. Темная ночь спасла их остатки. Они нагрузили, не дожидаясь утра, две лодки телами знатнейших лиц, зарыли прочих в яму и поспешно удалились. Главный воевода, также епископ их, были убиты. Наша же убыль была едва заметна.

    Великою радостью пронеслась по Руси весть об этом одолении врага. За победу Александр получил прозвище Невского. Как эта, так и последующие победоносные битвы, где участвовал св. Александр, были невыразимым утешением для униженной, бедствующей России. В самые дни ига он доказывал, что русская воинская слава не сгинула, что русский меч так же грозно обороняет русскую землю на севере, как в ясные дни Мстиславов и Всеволодов".

     

     

      

     

       Надо сказать, что почитание как исторического русского национального героя Невского стало понемногу оживать ещё накануне Великой Отечественной войны. И тогда, и теперь русские люди с восхищением смотрят фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" 1939 года. Во время войны начала возрождаться церковная жизнь, разрешили открывать храмы, избрать Патриарха. В своём обращении к нации  22 июня 1941 года вспомнил о Невском герое митрополит Сергий Страгородский.

    И навсегда запечатлелось в памяти народа, что контрнаступление под Москвой началось именно 6 декабря 1941 года в день память святого Александра Невского, через 700 лет после победы над немцами в Ледовом побоище, которое состоялось в апреле 1242 года.

     

    Печально, что эта традиция  рушится в наше время. Так например, в своем трехтомнике "Кольский Север в средние века", изданном в 2017 году в т. 2 на стр 9 митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (в то время ещё епископ Митрофан (Баданин) пишет: "Историки советского и постсоветского периода сомневались, что Биргер участвовал в этом походе... Аргументы почерпнуты из не авторитетных источников...некоторых редакций жития".

    Это что же получается, житие, составленное по просьбе сына самого святого князя и отредактированное  митрополитом Кириллом - неавторитетное?!!

     И вот так довольно ловко автор подводит к мысли, что якобы все новейшие русские историки 20- 21 века отвергали поединок святого Александра с Биргером! Можно сказать, такая мысль подаётся сразу же, в первых строках и вбивается в головы читателей намеренно. Затем идут какие- то смутные пояснения, извинения, уточнения. Но реально они дела не меняют. Навязывается мысль, что Биргер в битве не участвовал, поединка с благоверный князем Александром не было. Непонятно, почему ни одна из книг митрополита Митрофана не прошла богословскую и историческую  экспертизу и не имеет грифа "Одобрено Издательством отделом Патриархии", как не имеют этого грифа и все остальные его сочинения?    Однако эти книги продаются в храмах Мурманской области. На официальном сайте Мурманской епархии все эти книги с искажёнными житиями выложены в электронном виде. А других, церковных житий там просто нет. Думаю, надо все же время от времени проверять сайты епархий и храмов и материалы, которые там размещают.

    В 2013 году Владыка Митрофан издал, а в 2017 переиздал книгу о жизни святого Александра Невского с подзаголовком "неизвестные страницы". Там автор открыто и не стесняясь пишет о том, что якобы Невский как служитель орды разгромил и ограбил Мурман и Финляндию, представляя русского князя притеснителем и грабителем, почти язычником. Вот этот текст. Кроме того, например, в храме Спас на водах, теперь, в начале декабря не найти почти никаких житий русских святых, ни для взрослых, ни для детей. Есть хорошая книга священника Иоанна Бухарева "Жития святых", но это и все. Думаю, у людей должна быть возможность приобрести в лавке храма церковное житие святого Александра Невского, хотя бы в виде брошюры, или книгу протоиерея Михаила Хитрова. Такие книги хорошо бы продавать и в лавке Спаса на водах, и Архиерейского подворья, и Введенского храма, а также других храмов Мурманска и области.  Также православные церковные жития надо выкладывать и на сайте Мурманской епархии.

    Александр Невский - молитвенник за Русский Север

     

    В 1547 году благоверный князь Александр был причислен к лику святых. Князь защищал Русский Север в те далёкие,тяжелые для Руст времена от католической экспансии. Слава Богу, он одержал победу. И Север, а вместе с ним и вся Руси доныне православные! Но что же происходит на Русском Севере сегодня?

    А происходит новая католическая экспансия. Нет подвижников, которые бы возводили здесь православные храмы по примеру благоверного князя Александра. В 2008 году в Мурманске в районе Северное Нагорное на улице Достоевского на деньги Ватикана был построен каменный католический храм на 1000 мест. И это в  городе, где население русское и православное! Хотя в 2006 году небольшой деревянный Введенский храм был построен в Южном Нагорном, и деревянное Архиерейское подворье в районе улице Кооперативной в 2008 году, но с 2008 года вообще никаких православных храмов в Мурманске не строилось!

    С 2011 года собирали деньги на строительство Преображенского кафедрального собора, однако дело не двигалось с мёртвой точки. В 2013 году архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон в присутствии губернатора области Марины Васильевны Ковтун освятил место будущего собора возле храма Спас на Водах, но работы по его созданию так и не начались. В 2016 ( год столетия Мурманска) году Патриарх Кирилл, посетив Мурманск, в праздник Преображения Господня, совершил молебен на создание Преображенского собора возле установленного креста (http://www.interfax-russia.ru/Moscow/main.asp?id=755279), но стройка так и не была начата. В тот год так и не был поднят вопрос об экспансии католиков на Мурмане. В начале 2016 года произошла встреча Патриарха Кирилла с римским папой Франциском в Гаване.  Многие православные публицисты писали о том, что проблема захвата униатами храмов на Украине так и осталась. Не поднимался так же и вопрос о католической экспансии на Мурмане, хотя сделать это было возможно ещё в 2008 году, когда католики построили в Мурманске свой храм.

    Да и наши российские политики не касаются этих тем в переговорах с Ватиканом. Вспомним, что ранее на протяжении многих веков русские митрополиты и патриархи никогда с римскими папами не встречались. Такие встречи были делом политиков. Так встречался с римским папой Государь Николай Первый. Переговоры шли о притеснениях православных малороссов и белорусов. Царь руководствуется, естественно, интересами Русской Православной Церкви и Империи, поэтому он фактически поэтапно уничтожил униатство в исконно русских западных районах страны. Но у нас сегодня нет таких правителей как святой Александр Невский и Государь Николай Павлович. И это печально.

    Если Россия сегодня может построить православные соборы даже в Париже и Гаване (что очень хорошо), то тем более она в силах создать Преображенский собор в городе Мурманске, в Русской Арктике, где проходят наши северные и западные границы, где базируются неподалёку Северный Флот, самый крупный из военных флотов России.

    В целом Православие сегодня ослаблено. Если я вижу из воскресенья в воскресенье на службах в храмах в основном женщин пенсионного возраста, нескольких стариков и немногие семьи с младенцами, то людей в возрасте от 7 до 60 лет по воскресеньям бывает в храмах не более 4-5 человек, хотя русская молодежь с большим усердием посещает всевозможные огромные спортивные центры, которые все время строятся и строятся в Мурманске.

    Думаю, что ответственность за развал дела строительства православного Преображенского собора в Мурманске лежит не только на нас, рядовых прихожанах, но и на власть имущих, как из Мурманска, так и из центра.

     

    В 2019 году на Мурман был назначен новый правящий архиерей митрополит Митрофан (Баданин), а митрополит Симон (Гетя) ушел на покой ( на пенсию). Мурманчанам митрополит Митрофан известен тем, что издавал книги (без грифа одобрения Издательского отдела Патриархии), искажающие жития преподобного Трифона Печенгского и благоверного князя Александра Невского. Так,  в своих книгах митрополит Митрофан постоянно искажает житие святого Трифона Печенгского. В церковном житии на сайте Патриархии (http://www.patriarchia.ru/db/text/908785.html) мы читаем, что Трифон, сын священника, был от юности благочестив, а митрополит Митрофан во всех своих книгах пропагандирует ложную версию норвежского профессора Яна Фрийса, что преподобный Трифон был якобы разбойником и пролил много крови.  У отца Митрофана всегда было непонятное пристрастие ко всему западному. Село Варзуга, где несколько лет служил иеромонах Митрофан, редко когда его видело. Зато часто видели его в Москве и даже в Италии. Начиная с 2006 года Митрофан Баданин постоянно участвовал в экуменических конференциях в Италии в католическом женско- мужском монастыре, где он рекламировал свои сомнительные книги.

     

     

    Митрополита Симона у нас любят и почитают. До 2008 года он с Божией помощью очень энергично возводил храмы и в Мурманске и в области. Когда Владыка Симон приехал в Мурманск, здесь был один каменный собор святителя Николая (правда, на задворках, возле сопок и леса) и маленький деревянный храм великомученика Пантелеимона. За несколько лет удалось построить еще пять храмов, три небольших  каменных, два деревянных. Да воздаст за эти труды Господь митрополиту Симону. Но почему в 2008 году полностью прекратилось создание православных храмов? Отчего издавались искаженные жития святых (хотя в начале своего служения в 1997 году епископ Симон издавал и распространял церковное житие святого Трифона)? Это  совершенно непонятно. И куда смотрит правительство России? Наш русский город Мурманск оккупировали иностранные конфессии. В 2008 году Ватикан построил католический каменный храм, неподалёку в 2018 году финские религиозные организации воздвигли каменный лютеранский храм. Но финнов, немцев, поляков у нас единицы. В Мурманске живут русские! Жителям района Северное Нагорное Мурманска необходим православный храм и православный священник.

    В первый же год своего служения еще летом 2019 года митрополит заявил о том, что дело строительства собора отложено на неопределённое время и, возможно, будет построен спортивный центр. Осенью он повторил, что вместо церкви будет возводить спортивный центр. Как пишет "Российская газета" (https://rg.ru/2019/11/15/reg-szfo/v-murmanske-poiavitsia-duhovno-sportivnyj-centr.html),

    15  ноябре этого же 2019 года митрополит Митрофан встрече в студии ГТРК "Мурман" снова сказал о своём намерении вместо собора построит спортивный центр, хотя люди собирали деньги много лет именно на собор. Церковные кружки в храмах размещены с надписью жертвовать на Преображенский собор. А если сменят это и поместят надпись о строительстве спортивной площадки, как православные к  такой перемене отнесутся? Это никого не интересует!  На сайте Фонда сохранилось прежнее название, и собирает он якобы на создание собора. А если теперь на сайте Фонда напишут, ничего  не скрывая, то, что есть -  о том, что в настоящее время собирают на спортивный центр, кто будет жертвовать? И куда пойдут деньги, которые мы, мурманчане, собирали несколько лет на возведение храма? Люди из года в год с 2011 года вносили свою лепту в церковные  кружки на постройку собора, а деньги пойдут на создание спортивного центра? Но мурманчанам необходим именно собор, чтобы исповедоваться, причащаться, молиться Богу, крестить детей, отпевать умерших! Когда был по указу святого Государя Николая Второго основан Романов- на- Мурмане ( Мурманск), то сразу же в новом городе 4 октября 1916 года заложили Никольский храм и православное духовенство совершило молебен. Храм из- за революции так и не был построен, на его месте теперь Дворец культуры Кирова. Но нам осталось покаяние, исполнение воли наших предков и мученика- императора. С Божией помощью собор построить вполне возможно.

     

    Книги об Александре  Невском

     

     

    Древнейшее житие святого Александра, как известно, содержится в Лаврентьевской летописи. Первоначально оно было составлено после кончины святого Александра по инициативе его сына, Димитрия Александровича и под редакцией лично знавшего Александра митрополита Кирилла.  Текст жития позднее вошёл в Лаврентьевскую летопись.

    Ярко и выразительно, а главное, достоверно, это житие передает все события из жизни святого Александра, в том числе - Невскую битву:

     

      "Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

     

    Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

    После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего”.

    “Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве” - добавляет летописец,

    современник князя Александра  https://www.portal-slovo.ru/history/35614.php.

    Королем здесь назван зять шведского короля ( муж сёстры), ярл Биргер, который в тот период фактически управлял Швецией при слабосильном и больном короле Эриксоне.

     

      Вот как пишет об этом церковный историк Николай Дмитриевич Тальберг в своей книге "История Русской Церкви":

    “В те времена усилилась католическая Швеция, в которой с 1221 г. главную роль играл вельможа – “ярлъ” – Биргер, представитель рода Фолькунгов.

    Римский папа, зорко следя за ходом мировых событий, учел тяжелое положение, в которое попала Русь после разгрома её татарами, решил, что настало благоприятное время для нанесения сильного удара Православию. Он объявил крестовый поход как против язычников, населявших Финляндию, так и против русских, обещая прощение грехов всем участникам его и вечное блаженство. Большое войско, собиравшееся в Швеции слишком два года из знатных рыцарей, воинов и искателей приключений, было готово к 1240 году для вторжения в русские пределы. Его вел Биргер, в сопровождении епископов и многих духовных лиц”.

    Тальберг также пишет о том, что “Александру удалось достичь Биргера, которому, по словам летописи, он ударом копья “возложил печать на лицо его”.

     

       С великим почтением относился к свидетельству русских летописей и протоиерей Михаил Хитров, автор прекрасной книги "Святой благоверный великий князь Александр Невский" изданной в 1893 году: "Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь и… увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой бросившись на Биргера, он нанес ему тяжкий удар по лицу,- «возложил ему печать на лицо», по выражению летописи" (http://www.litru.ru/?book=92239&description=1). Книга протоиерея Михаила Хитрова о святом Александре Невском есть и в нашей Мурманской областной научной библиотеке.

     

     

       Надо сказать, что почитание как исторического русского национального героя Невского стало понемногу оживать ещё накануне Великой Отечественной войны. И тогда, и теперь русские люди с восхищением смотрят фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" 1939 года. Во время войны начала возрождаться церковная жизнь, разрешили открывать храмы, избрать Патриарха. В своём обращении к нации  22 июня 1941 года вспомнил о Невском герое митрополит Сергий Страгородский.

    И навсегда запечатлелось в памяти народа,

     что контрнаступление под Москвой началось именно 6 декабря 1941 года в день память святого Александра Невского, через 700 лет после победы над немцами в Ледовом побоище, которое состоялось в апреле 1242 года.

    После войны Церкви были отданы некоторые храмы Троицкой Александро- Невской Лавры. К имени святого Александра стали относиться с благоговением не только верующие люди, но и советские историки.

    Вот почему даже в советский период о Невском пишут очень уважительно, опираясь в основном на летописи, не отрицая фактов, изложенных в житии. Другие версии - скорее исключение, чем правило.

    Однако в наше время появились довольно странные версии жития святого Александра Невского.

    Еще в 2013 году тот же епископ Митрофан Баданин издал, а в 2017 году переиздал отдельную брошюру "Александр Невский. Неизвестные страницы жития". На основании прежде всего западных источников епископ Митрофан рисует там образ святого Александра не как защитника и покровителя русских людей, который прощал даже и врагов- иноземцев после победы над ними, но как безжалостного завоевателя Кольского полуострова, грабителя и притеснителя коренного населения. Коренным населением были лопари, лопь, кочевое оленеводческое племя. От русских людей лопари всегда видели только защиту и помощь.   На сайте Переяславской епархии (Невский родился в Переяславле- Залесском) совсем другая версия северного похода князя: "1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими" (http://pereslavl-eparhia.ru/svyatye/svyatoj-blagovernyj-velikij-knyaz-aleksandr-nevskij). Кстати, там указана и традиционная дата рождения Невского - 30 мая 1241 года.

    Епископ Митрофан  почему- то называет население Мурмана биармийцами.  Он пишет, что местные жители якобы страдали от жестоких походов Александра, или даже не Александра, а татарских орд. Любому русскому школьнику известно, что далее Торжка на Север татарские орды так и не прошли. Это знает и митрополит, но упорно стремится опровергнуть. И чем? Цитатами из скандинавских историков, не совсем дружественных России. Например, Владыка Митрофан пишет: "Связь с ордой вполне очевидна, поскольку, как замечает историк Олаф Далин в своей книге История шведского государства князь Александр по праву татарскому осуществлял эти походы и опирался на всю татарскую силу.

    Однако из церковного жития мы знаем, что походы князь совершал по просьбам новгородцев, которых финны (емь) притесняли в Копорье и вообще на побережье Балтики, нападая на древние русские крепости и селения. И победы Невский одерживал своими силами, без татар.  

    Но по версии митрополита,  местные жители, дескать, слёзно просили защиты от набега русского князя у норвежского короля Хокона, который и взял их под защиту! Якобы этих бежавших от набега Невского местных жителей король Хокон защитил, приютил, обратил их в христианство! (Александр Невский. Неизвестные страницы жития. СПб 2013, с. 21- 25). Кем предстает здесь наш русский князь, православный христианин? Зверским захватчиком, почти татарином, слепым орудием язычников - татар! По моему убеждению, это просто мифы!

     

    Слава Богу, краткое достоверное житие князя можно прочитать на сайте Издательства Московской Патриархии, там  не отрицают подвиг князя в Невской битве: "Святой Александр мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским (http://calendar.rop.ru/?svt=nov23-alexandr).

    Есть там под этой статьей о Невском и список литературы: главные издания - архимандрит Леонид (Кавелин). Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Невского. СПб., 1882; Житие Александра Невского. Разбор редакций и тексты. СПб., 1913; Н. И. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Новое научное издание: Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы ХIII века «Слово о погибели Русской земли». М. –Л., 1965. Современный русский перевод – в книге: «Художественная проза Киевской Руси ХI-ХII веков». М., 1957. С. 257–263. Параллельный древнерусский и современный русский тексты – в книге: «Изборник» (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 328–343.*

    А вот так о другой битве, Ледовом побоище, рассказывает сайт Патриархия ру "В 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные" (http://www.patriarchia.ru/db/text/912753.html).

    Скажем несколько слов о Тевтонским ордене. Это католическая организация военно- монашеского строя.

    Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари-феодалы носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.

    Структура духовно-рыцарских орденов была иерархической. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утвержденный Папой Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники "провинций" (местных подразделений ордена) - приоры, а также маршалы (ведали финансами ордена), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. В ордене рыцарей-монахов была иерархическая структура. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли Великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Власть великих магистров была поистине велика. Ордены могли быть разделены по территориям, на которых находились монастыри. Подчинялись ордены только Папе Римскому.

    Совершенная противоположность рыцарям- завоевателям - наш русский князь!

       О кротости и милосердии князя Александра к разоренной татарском игом Руси рассказывают летописи: "После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое".

     

      

    Россия и Русская Православная Церковь готовятся отметить 800 - летие со дня рождения святого Александра Невского. Дай Бог, чтобы и в Москве, и в Мурманске и по всей России церковное житие святого Александра Невского, книга "Святой Александр" (Московское издательство "Сибирская благозвонница"), а  также книги о нем священника Михаила Хитрова, Евгения Поселянина и других подвижников веры. Сомнительной литературы о Невском не должно быть. Русским людям надо знать правду о своём защитнике.

     

    Галина Сиротинская, Мурманск


    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 135 | Добавил: Elena17 | Теги: галина сиротинская
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1578

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru