- А с батюшкой вашим мы, бывало, пайку делили… - роняет доходящего вида человек, жадно хлебая поданный ему суп.
При этих словах Евгений Аристархович передёргивает плечами. Лучше бы просто так попросил этот измордованный жизнью бедолага еды, но зачем же врать! Батюшки уже с лишком пятнадцать лет, как нет на свете, а, вот, ведь приходят теперь неизвестные личности и рассказывают, что сидели с ним в одном лагере… Можно было бы прогнать взашей сразу, но да Бог с ними. Довольно сказать вкрадчиво, что судьба отца ему хорошо известна, чтобы горе-мошенники поняли, что «номер не прошёл» и более не показывались. А миски супа не жаль, отец поступил бы также…
Аристарх Павлович Ливанов родился в 1881 году в селе Старая Сосновка Саратовской области. В военном 1914 году окончил Саратовскую духовную семинарию, служил в с. Быково Царицынской губернии, ставшей затем Сталинградской областью.
Отец Аристарх был очень любим своими прихожанами. На его службах яблоко негде было упасть. Сходились люди издалека, чтобы получить именно его благословение, услышать именно его напутственное слово. Сам батюшка ежедневно преодолевал 30 км пути до своей церкви и столько же назад. В церкви проводил он весь день, едва успевая по вечерам уделять время жене и пятерым детям. Весь он был – в служении Богу и своим духовным чадам…
На каждого подвижника непременно сыщется свой Иуда. Нашёлся он и на о. Аристарха. Им оказался один из клириков, позавидовавшей славе батюшки среди прихожан, любви, которую питали они к нему. В 37-м году, когда уже двадцать лет служение Богу, принадлежность к духовному сословию и даже просто к семье «служителя культа» было в глазах власти преступлением, такая зависть нелепа и безумна, но что взять с помрачённой и обуянной врагом рода человеческого души?
Протоиерей Аристарх Ливанов был арестован по доносу 18 августа 1937 года, как «руководитель к/р монархической группировки». 7 февраля 1938-го «тройка» НКВД приговорила его к расстрелу. 12 февраля приговор был приведён в исполнение…
Сын мученика, Евгений, в ту пору служил актёром в Саратовском театре, играл ведущие роли. Во время гастролей МХАТа прославленному Борису Ливанову представили начинающего однофамильца.
- В каждом порядочном театре должен быть свой Ливанов! – пробасил мэтр.
Однако, актёрская карьера Евгения была сломана клеймом «сына врага народа». Вскоре он ушёл на войну, служил в спецчастях – участвовал в формировании партизанских подразделений на оккупированных территориях, куда его забрасывали с этой задачей. В одном из боёв раненого бойца откопала из-под снега лейтенант медицинской службы Нина… Откопала, а затем выходила. В киевском госпитале выздоравливающий воин декламировал ей отрывки из «Мцыри» и других классических произведений…
Евгению Аристарховичу и Нине Тимофеевне Богом была дарована долгая жизнь – 64 года прожили они вместе, вырастив двоих сыновей, ставших знаменитыми актёрами, Аристарха и Игоря. Старший сын появился на свет 11 лет спустя после гибели мученика-деда и в честь него получил своё редкое имя. Крестили новорожденного тайно. О судьбе деда Аристарх Евгеньевич знал с детства – он ещё 6 лет от роду помнил тех странных людей, что приходили в дом и представлялись «солагерниками» о. Аристарха, надеясь получить миску супа и горбушку хлеба…
В 1989 году протоиерей Ливанов был реабилитирован, и родные получили возможность ознакомиться с его следственным делом. «После долгих лет поисков истины – практически через полвека – раздался телефонный звонок, - рассказывает Аристарх Ливанов-младший. - Нашу семью пригласили ознакомиться с расстрельными документами. Перелистывая дрожащими руками страницы, я случайно бросил взгляд на подпись деда, и сердце мое дрогнуло: наши подписи оказались идентичными. И хотя с того момента прошло уже 20 лет, расписываясь на том или ином документе, я мысленно возвращаюсь к тому дню, забыть который уже невозможно».
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |