Мурман. Созданы Богом
Камни - валуны, поросшие мохом.
Что сказать мне о нем,
Веками замерзавшем?
Со слабым вздохом
Перечислю: озера, сопки,
Тундра севера, сосны юга...
Но слова отбирает ветер,
Но напевы уносит вьюга.
Монастырь на Печенге.
В Коле - благовест.
Так, незрим, этот Мурман
Сияет в Боге. А другого мы не хотим.
Гонит ветер серые волны,
Кто - то шепчет Христу: "Спаси..."
Кольский берег, себя он вспомнит!
Полуостров Святой Руси.
Скоро 28 декабря в Русской Арктике на Мурмане будут праздновать память крестителя лопарей, основателя монастыря на Печенге преподобного Трифона Печенгского. Хотелось бы сделать небольшой обзор литературы, посвященной Преподобному.
Житие святого Трифона поместил в своём "Архангельском патерике" новомученик Никодим Белгородский. Священномученик Никодим почитается и как Белгородский, и как Петербургский святой. Еще в сане архимандрита, преподавателем училища при Александро- Невской Лавре, он издал несколько книг по истории Православия на Русском Севере. В книге "Архангельский патерик" он приводит традиционное церковное житие Преподобного. Эту книгу можно скачать на сайте "Русский Север". Жаль, что ее нет на официальном сайте Мурманской епархии.
Новомученик Никодим был расстрелян коммунистами в Белгороде. Если мы, русские люди, почитаем священномученика не словами только, но и делами, то необходимо переиздавать его книги. Пока что у нас в лавках мурманских храмов "Архангельского патерика" нет. Было одно только издание этой книги в Издательстве святителя Игнатия в Москве в 2000 году. И все. Но надо заметить, что новомученик Никодим в 1901 году издал и отдельную книгу о преподобном Трифоне. Почему бы теперь Издательству Патриархии не переиздать ее? Почему бы не распространять в храмах Москвы, Петербурга, Мурманска и всей России?
На Мурмане Фонд культуры "Варзуга" в 2017 году переиздал книгу Королькова "Трифонов Печенгский монастырь". Николай Федорович Корольков, петербуржец, был другом и помощником возобновителя Трифонов Печенгского монастыря архимандрита Ионафана (Баранова). В Петербурге Корольков проводил лекции по истории и о современном состоянии самого северного монастыря России и, таким образом, собирал пожертвования на обитель. С целью помочь монастырю Корольков написал и издал историю монастыря. Разумеется, он тоже приводит церковное житие святого Трифона. Книга издания 2017 года есть теперь в областной научной библиотеке Мурманска, в районных библиотеках.
Пора вспомнить и труды журналиста и литератора, старосты Никольского храма г Сочи Павла Амплиевича Россиева. Ярко, проникновенно и с любовью описал он подвиг святого Трифона в своей церковно- исторической повести "На Севере диком". При этом Россиев также придерживался церковного жития. Вот как он рассказывает о юности Преподобного: "Митрофан родился в 1495 году в Торжке Новгородской губернии.
Его отец был священником. Смиренный служитель алтаря, он старался воспитать своего сына в правилах строгого благочестия. Митрофан рано научился читать и писать и еще ребенком возлюбил посещать храм, в котором он чувствовал себя отраднее всего... между тем годы проходили, и Митрофану исполнилось 28 лет. Он порывался в холодную даль, а внутренний голос удерживал его. Митрофан слышал этот голос, он говорил ему: «Куда ты? Подвиг труден. Совладаешь ли с испытаниями?» И Митрофан опускал голову. И боль, острая боль терзала его любвеобильное сердце. Однажды, отправившись за город – ибо на душе тяжело было, – он в поле вдруг слышит голос.
Митрофан встрепенулся. Кто-то говорит, а кто – неизвестно. Кругом никого не видать. Между тем голос взывал к нему: «Иди и возопи, ибо Я вспомянул вас, милуя, и обручение Моей любви не уничтожится. Иди в землю необитаемую, в которой нет путей, в землю жаждущую, ибо не ходил по ней муж и не обитал человек». Книга Россиева была издана в 2000 году издательством Троице- Сергиевой Лавры, с тех пор не переиздавалась. Кратко скажу о самом авторе. Он пока ещё не причислен к лику святых, хотя память его почитают, особенно в г Сочи, где он отдал благоукрашению храма последние годы своей жизнь. Его творческий и жизненный путь грубо оборвали. В 1920 году большевики расстреляли Россиева, обвинив его в написании контрреволюционных статей. 10 октября 1920 года исполнится 100 лет страдальческой кончины Павла Россиева, уроженца Шлиссельбурга, пострадавшего на юге России. Память о нем жива, его книги снова читает вся Россия.
Церковное житие святого Трифона есть в двухтомниках "Жития русских святых" (Москва, "Сибирская благозвонница"), полное житие на сайте "Русские святые", на сайте Трифонов Печенгского монастыря, на сайте Новгородской епархии. Краткий вариант - на сайте Патриархия ру http://www.patriarchia.ru/db/text/908785.html.
В 1997 году через город после создания Мурманской епархии по благословению епископа Мурманского и Мончегорского Симона вышла небольшая книга с церковным житием святого Трифона, иконой и акафистом. Она переиздавалась, но теперь её продают только в одном храме - Трифоновской на улице Траловой. А должны бы продавать во всех храмах города и области.
Краткое житие Преподобного есть также в книге " Жития святых", составленной священником Иоанном Бухаревым.
Рекомендацию от Московской Патриархии к изданию ещё в 2009 году получила книга "Трифон Печенгский и основанный им монастырь" священника Сергия Поливцева. Ещё на военной службе (он был офицером Северного Флота) Сергей Евгеньевич Поливцев вместе с женой Ириной Андреевой по благословению Владыки Симона создали Паломническую службу. Группы паломников совершали поездки на Соловки, на Валаам, в Иерусалим. Одним из самых важных был местный маршрут на Печенга, в возрождавшийся монастырь. Со временем Сергей Евгеньевич вышел в отставку и принял священный сан и продолжал развивать паломническую деятельность. Кроме того, он заочно окончил Московскую духовную семинарию. Он собрал материалы и издал книгу о монастыре и святом Трифоне, сначала в Мурманском книжном издательстве в 2007 году, потом в 2009 в Москве в издательстве святителя Игнатия. В 2017 году о Сергий с женой уехали к себе на родину, в Крым. Там батюшка служит в воинском храме святого Александра Невского.
В 2020 году исполнится 525 лет со времени рождения преподобного Трифона, 430 лет кончины 116 преподобномучеников Печенгских, 25 лет образования Мурманской и Монченорской епархии на Кольском полуострове. Отмечаем в наступающим году и память кольских новомучеников (80-летие) - 2 августа 1940 скончался в сталинском концлагере преподобномученик Феодор Абросимов, послушник Трифонов Печенгского монастыря. А 28 декабря 1940 года, в день памяти преподобного Трифона Печенгского был расстрелян последний настоятель монастыря иеромонах Паисий (Рябов), он пока еще не прославлен в лике святых. Наша епархия была учреждена указом Патриарха Алексия Второго также в день святого Трифона, 28 декабря 1995 года.
Преподобномученики Печенгские, игумен Гурий с братией, пострадали в сам день Рождества Христова 7 января 1590 года. Эта агрессия была следствием воинственной политики короля Швеции Юхана Третьего. Отец этого короля принял лютеранство и насаждал в стране. А реформация и протестантизм предполагают борьбу с монастырями, монашеством, почитанием святых, икон, мощей. Русский православный монастырь на границе раздражал шведов. Печенгские монахи были кроткого, православного духа. Они имели колья и топоры, и могли вступить в бой и убить врагов, но не захотели нарушать монашеские обеты и проливать кровь. Шведский отряд напал на обитель, враги изрубили монахов, уцелели те иноки, которые в то время были далеко от монастыря на рыбных промыслах. Шведские разбойники, убив монахов, подожгли обитель, но необъяснимый ужас напал на них, и они бежали. Вернувшиеся с послушаний иноки похоронили убитых. Двое иноков, преподобномученики, Герман и Иона пострадали на неделю раньше, 30 декабря в Успенской пустыне, где они постоянно служили литургию в маленькой церкви, возле которой был похоронен преподобный Трифон, их духовный отец. 116 преподобномучеников в течение столетий очень почитались на Кольском полуострове, хотя канонизированы были только в 2003 году. С восхищением пишет об их подвиге и новомученик Никодим. Почему? Во- первых, за их мученичество, так как они пострадали за Христа. Во- вторых, за высокий монашеский подвиг жизни не просто в обители, но в обители на Крайнем Севере. Они подвизались и в посте, и в молитвенном бдении, совершая многочасовые службы. Они терпели стужу, полярную ночь, добровольную бедность, почти нищету, избегая порока сребролюбия, строго сохраняя нестяжание. Уделом их были послушания в храме, а также тяжелые и опасные послушания на бурном студентом море, где они добывали рыб и тем кормилсь. В тундре в условиях вечной мерзлоты трудно обрабатывать землю.
Вот как новомученик Никодим (Кононов) пишет о монахах- мучениках:
Новомученик Никодим был схвачен чекистами в день Рождества Христова и пострадал на четвёртый день Рождества, 10 января. 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.
Церковь прославила его и празднует память в этот день. Но фиксированной даты памяти 116 преподобномучеников в календарях нет. Потому я решаюсь предложить отмечать их память также 10 января, в один день с новомучеником, создававшим книги о них о о святом Трифона. На этот же день перенесена и память 20000 никомидийских мучеников, пострадавших в сам день Рождества. На праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Таин. Все 20 000 молящихся скончались в огне. Наверное, и наших северных преподобномучеников надо поминать в тот же день. Возможно, богослужебная комиссия рассмотрит это предложение.
Галина Сиротинская, Мурманск
|