Главные качества полководца, по определениям ещё эпохи Александра Македонского, - это ум, беспристрастность, гуманность, мужество и строгость. Конечно, после истребления русской элиты в гражданскую войну в Советской России трудно было иметь соответствующих военачальников. Провалы 41-42 годов свидетельствуют, что, даже имея преимущество в людях и технике, советские генералы не знали, как им распорядиться. В исторической литературе часто встречается утверждение, что Красная армия в первые два года войны только училась воевать. Что же тогда советские военачальники делали в академиях? Пока они учились, щедро жертвуя своими солдатами и военной техникой, - не стало кадровой армии, вся она была рассеяна и разбита. И тогда армией стал весь народ, и вот эта армия, второго патриотического призыва, беспроигрышного призыва беды, и выиграла Вторую мировую войну.
Английский военный историк фельдмаршал лорд Майкл Карвер, в годы войны офицер 8-й британской армии, в одном из своих исследований говорил: «Если численность батальона после атаки уменьшилась с 420 до 300 человек, батальон становится неспособным к следующей атаке до получения пополнения, взятия его на довольствие и обучения».
Немыслимые, фантастические, провокационные слова для практики Красной армии, где батальон атаковал всегда и везде до полного самоубийства, где никакие потери не отменяли следующей атаки. Наши генералы всегда называли английскую армию медлительной. Она такой и была, потому что не торопилась терять своих людей…
«Победу оценивают в зависимости от того, - писал Фёдор Достоевский, - какой ценой она достигнута – умом или числом жертв. Умом – это когда число своих жертв меньше числа жертв противника. Но если число обратное и за каждого убитого врага уплачено несколько жизней победителей, то война выиграна не умом, и славить полководца в таком случае означало бы кощунство перед мёртвыми, павшими из-за неумения вести дело».
Вот поэтому мы славим не полководцев, а народ, понёсший жертвы, но победивший коварного и умного врага. Русский народ, о котором поэт-окопник Михаил Тимошечкин сказал: «Мы не умели воевать, мы только победить сумели…»
Из документального цикла "Вторая мировая: ведь за днем" |