В канун Нового года на экраны вышел фильм «Холоп». Заявленный как комедия, он, тем не менее, приглашает к серьезным размышлениям. Главный герой является собирательной, но вполне узнаваемой личностью: таких «мажоров» полным полно в крупных и не очень крупных городах. Они с удовольствием снимают видео и фото о своих похождениях и горделиво выкладывают их в сети в надежде снискать славу, восхищение, зависть… Хотя чему завидовать? Да, одежда фирменная, тела загорелые, попы накачанные, все фото на фоне крутых машин, яхт, изысканных гостиничных номеров, дорогих сервировок. Но при этом глаза (зеркало души, окно интеллекта), как правило, прикрыты либо спрятаны за солнцезащитными очками. Ни одного фото на фоне исторических или архитектурных памятников, на привале у костра или на покоренной вершине. Самыми интеллектуальными выглядят девушки на пляже в компании свинок или рассматривающие через стекло подводных обитателей (видимо, девушки не равнодушны к биологии).
Примерно таким же является и Григорий, главный герой фильма «Холоп». Крутая тачка с вызывающим номером НА 666 Х (то ли НАХал, то ли посылает всех «на…»; ну, а 666 – без комментариев, не боится ни Бога, ни черта). О его прошлой жизни можно судить лишь по обрывочным фразам: рано потерял мать, откупился от военкомата, не раз «вляпывался» в разные истории, из которых его вытаскивал отец (точнее, выкупал, «отмазывал»). В конце концов, бедолага наивно причислил себя к избранным, решив, что ему за деньги можно все, а если кто-то не согласен, надо больше заплатить.
Но ведь такой Григорий не в чистом поле вырос, таким он стал рядом со своим отцом. Папа тоже показательная личность, поначалу воспринимается как положительный, но несчастный герой (всем бы хорош мужик, да только сын – паршивец). Но каков он, если присмотреться поближе? Машина неброская, но качественная, с говорящим номером : СА 777 М (понимай, что этот человек привык все свои проблемы решать САМ), не хочет быть никому обязанным (необходимость быть благодарным майору полиции явно унижает его), не любит брать на себя обязательства, выходящие за пределы материально-деловых отношений. Есть ли любовь между отцом и сыном? Была ли она? Наверное, была. Очень давно, до того, как случилась трагедия. Когда была жива Гришина мать, когда Гриша был ласковым доверчивым малышом. Но тогда отец все силы бросал на обеспечение достатка в семье, полагая, что детско-родительская любовь нечто само собой разумеющееся, некая данность, которая всегда есть и никуда не денется. Случившаяся трагедия не сблизила, а отдалила их. Папа предпочел не знать, что любовь является теоремой, которую нужно доказывать каждый день (Архимед), в том числе и ребенку. Ведь персонажу Александра Самойленко проще убедить себя, что с любящей женщиной его связывает «здоровый секс», а не любовь, проще дать сыну денег, чем свое время или чувства. Видимо, трагедия их взаимоотношений кроется в брошенной (почти выплюнутой в лицо отцу) фразе: «Иди, а то без тебя все деньги заработают». Сколько раз в детстве Гриша просил отца поиграть с ним в футбол, сходить в кино или в кафе, побыть вместе просто так, не ради отчета об успеваемости или поддержания отцовского имиджа, а в ответ слышал слова о том, что папе надо работать, зарабатывать для тебя (или, иногда, для нас) деньги. Вежливо отстраненный (а для детской души – отвергнутый) парень вскоре перестал искать отцовской любви, переняв отцовские партнерско-денежные отношения. По сути, осознанно или нет, напыщенный мажор мстил отцу, разрушая своими поступками отцовского идола обогащения. Какая жестокая ирония: сколько сил и времени потрачено на зарабатывание денег в ущерб общению с сыном, чтобы потом тратить эти же деньги на откуп в полиции. Наверное, отец все же чувствовал свою вину перед сыном, поэтому и «отмазывал» сына от заслуженных наказаний. Но не столько по любви, сколько затем, чтоб не позорил фамилию. Уже давно отцу хотелось бы его проучить, выпороть – да поздно, во всю лавку вытянулся, поперек не уложишь.
Но события, происходящие с сыном в искусственной реальности, как лакмусовая бумажка обнаруживают и его изъяны. Для того, чтобы начал меняться Григорий, отец должен был осознать и понять свои ошибки, должен был пересмотреть свое отношение к близким людям, понять, что любовь – это самопожертвование, самоотречение для близкого человека не на словах, а на деле (именно то, на что с готовностью идет Анастасия), должен был сам перестать быть эгоистом. Не случайно папа с такой готовностью говорил о закрытии проекта, поняв, что сказочных перемен в сыне не будет, испугавшись, что необходимо меняться самому.
Как часто в нашей жизни дети становятся обличителями своих родителей. Срывая маску благопристойности, успешности, внешнего благополучия и комфорта, обнаруживают фальш, безчувственность, холодность, эгоизм. Комедия «Холоп» это смех сквозь слезы, это повод задуматься, не измеряем ли мы любовь материальными ценностями, не подменяем ли чувства деньгами, не боимся ли тратить на близких себя. Кто-то может завидовать мажорам, но на самом деле они заслуживают жалости: внешний блеск и успешность лишь ловко маскируют внутреннюю нищету и безпомощность. Они, измеряющие жизнь и собственную значимость в этой жизни деньгами, на самом деле тоскуют по искренности и безкорыстным отношениям, стремятся быть значимыми – и не могут совершить нечего выдающегося, меняют партнеров в поисках любви – и не находят ее, потому что сами не умеют любить.
Как часто в наше время материальный достаток создает иллюзию семейного благополучия, за которой скрываются формальность, безразличие, одиночество, непонимание. Любые материальные достижения теряют ценность, если, боясь завистников, тебе не с кем разделить радость; если понимаешь, что в горе ты уже никому не нужен.
В наступившем году хочется пожелать всем сохранить то ценное, искреннее, настоящее, что есть у каждого; научиться безкорыстно отдавать себя близким, преумножая тем самым свое счастье.
Екатерина Кулебякина
Русская Стратегия |