Первым в истории человейника был Ликей Аристотеля. вторым - пушкинский Лицей, на наших глазах решается судьба третьего. Лично я не хочу оказаться в глазах потомков молчаливым свидетелем его гибели. А Вы?
В самом конец прошлого года в московском Фёдоровском центре русского космизма состоялись первые после гибели Михаила Щетинина "чтения" памяти человека, которого одни называют величайшим педагогом планеты, а другие - столь же настойчиво - шарлатаном, главой а то и руководителем ячейки ИГИЛ, готовящейся к захвату власти в России (не шучу!).
В конце восьмидесятых улицы советских городов пустели, когда по телевизору из Останкино к стране обращались педагоги-новаторы.
Это было своеобразное ШКВАЛИЩе. Шаталов, Караковский, Волков, Амонашвили, Лысенкова, Ильин, ЩЕТИНИН...
Они говорили о том, что ПРЕЖДЕ всего - педагогика, ВСЁ остальное - потом.
Страна послушала, возбудилась поначалу, но быстро остыла. Занялась более шумными делами. Митинги, баррикады, обстрел парламента, приватизация - было не до проблем образования и воспитания.
До 2019 года года из плеяды новаторов дожили трое - Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили и Михаил Щетинин.
Новый 2020-й встретили лишь двое. У Щетинина не выдержало сердце, когда его Лицей в Текосе был опечатан. Детей выстроили на линейке, сделали перекличку по фамилиям ( от чего ЭТИ дети, к которым тут обращались по именам отчествам, отвыкли) и выгнали - лети домой на Сахалин, в Чечню или Москву, а если нет, то лишим прав твоих родителей. Никто не плакал - тут это не принято. В глазах стоял вопрос: "За что ты так, страна?" Им там внушали, что они живут в самом прекрасном и справедливом Отечестве, а если что пока у нас не так, то для этого Ты и учишься, потому что без Тебя народ не полон.
Истинно верующие эту же мысль выражают по-другому: "У Бога нет другой руки, кроме Твоей". Тут не форма выражения важны, а смысл. В текосском Лицее с этим смыслом было всё в порядке. Так кажется не только мне.
Щетинина много раз уговаривали уехать в дальние страны - обещали золотые горы. В прямом смысле, я в Текосе наблюдал ходоков не только из Чехии, Туниса, Финляндии, но и высокопоставленных посланцев брунейского султана (это который простил брату проигрыш в лондонском казино на четыре, кажется, миллиарда долларов - с кем не бывает, дело житейское) и выстроил рядом со своим гигантским дворцом малюсенький такой гостевой домик на двести золотых унитазов - там ещё была смешная дискуссия о том. должны ли быть и ёршики золотыми, или не нужно гостей так уж искушать).
Щетинин отказывался. Россия ему, понимаете ли, сдалась - со всеми её дураками и разбитыми дорогами, министрами, олигархами, которые решают расширить свои виноградники за счёт каких-то там лицейских земель, рейдеров...Уехал бы - не умер бы, возможно..
Все перипетии борьбы за Лицей не перескажешь. Сергей Комков, который задал на эту тему вопрос Президенту во время его пресс-конференции, рассказал собравшимся в Фёдоровском центре о том унынии, что воцарилось в кабинетах гонителей Щетинина после поручений, данных Путиным по властной вертикали.
Артём Симонович Соловейчик - сын человека, который был главным открывателем и защитником педагогов-новаторов - добавил множество живописных деталей к своей жёсткой и трагикомической статье в "Вестях образования" https://vogazeta.ru/articles/2019/12/18/Pryamaya_lini..
Так уж мы устроены, что только смерть человека становится сигналом "Наших бьют!"
Уникальная ситуация - общая беда объединила людей, которые, казалось бы, ещё недавно числились по разные стороны политических и идеологических баррикад. В поддержку Лицея высказываются правые и левые, либералы и коммунисты, верующие и атеисты, депутаты Госдумы и диссиденты.
Есть то, что стоит НАД ежедневностью.
В книге Байнхауэра и Шмакке "Мир в 2000-м году" - своде футурологических прогнозов - сказано, что в авангарде истории, культуры, экономики окажутся те страны, которые решат ПЕРВУЮ из десяти самых главных проблем человечества (в том списке, ясное дело - и сохранение мира, и экология, и перенаселённость мегаполисов, и голод) - поиск ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ образовательных моделей, которые придут на смену умирающей - в чём уже мало кто сомневается - нынешней системе. Таких моделей в мире можно перечесть на пальцах хорошо, если двух рук.
Российский Лицей в Текосе забежал слишком далеко вперёд. Таких отстреливают первыми. Молнии щадят невысокие деревья, но прицельно бьют по вершинам.
На чтениях было высказано несколько идей:
1. Расспросить всех выпускников Лицея и их родителей о том, кем бы кто стал, если бы не произошла их встреча со Щетининым. Всех - и тех, чьё мнение будет нелицеприятным.
2. Продолжить работу тех исследователей, которые анализируют теоретические основы лицейской педагогики - что там от того, пушкинского Лицея, что от Яснополянской школы, что от русского космизма, что от Макаренко и Шацкого, что от Лозанова, от Монтессори, из Вальдорфа, Саммерхилла...
3. Продумать технологию распространения того здравого, что родилось в лабораторных условиях Лицея во все точки роста Будущего.
Есть подозрение, что без этого опыта говорить о перезагрузке жизни в глубинке - в пользу бедных.
Если группа решит, что разговор о Школе Будущего и конкретно о Лицее имеет смысл продолжать и страницах этой группы, готов способствовать.
Валерий Хилтунен
Источник |