Я держу в руках скромный по объёму, но достаточный, чтобы представить творчество поэта, сборник стихотворений Ольги Флярковской «Земля-скрижаль». Добротная, со вкусом оформленная книга, с хорошей пастелью на обложке работы художника Анастасии Бурмистровой, издана в качестве приза за победу автора в Поэтическом конкурсе «Восхождение-2018», проведённом в городе Коломна издательством «Серебро слов» и Союзом писателей России.
Кажется весьма символичным, что именно в Коломне на Оке появилась эта книга, в городе, который веками был средоточием усилий по защите Залесской Руси от степняков и на камнях которого выбиты многие славные и горькие страницы истории нашего Отечества.
Тема опалённого порубежья незримо присутствует в стихотворениях поэта, идёт ли в них речь о псковской земле, Изборске, или о гражданской войне в стихотворении «Брат на брата», или о событиях на Украине последних лет, или о военном детстве отца в «Детдомовском хлебе», где тот ребёнком поклялся « не горбушку, а истину отстоять до конца...». Стихи о войне звучат у Ольги не победным маршем, а печальной песней о том, сколько бед нужно вынести и сколько сил положить ради высокой цели. Её стихи о войне – современное восприятие прошедших, но не кончающихся событий:
Написать последние стихи
О войне, братишка, невозможно! - «Скажут не пишите о войне»
Голос автора негромок и вдумчив, то, о чём пишется, пережито и осмысленно. А пишет Ольга о природе и о любви, о судьбах поэтов и обычных людей, духовных поисках и нравственном выборе. И главное, в её стихах - её страна, великая и многострадальная.
Мне посчастливилось вступить на поэтическую стезю почти одновременно с Ольгой Флярковской и вскоре познакомиться с её стихами и с ней самой. Стать свидетелем творческого становления поэта, этапов его пути. Вспоминаю наш разговор о словах В.Чивилихина, что слово Русь имеет «речное» происхождение, и вскоре Ольга написала цикл замечательных стихотворений о российских реках:
Кама, Олёкма, Ока,
Сухона, Вытегра, Лена...
Русская совесть — река
Милостью Божьей нетленна... - «Речное»
И северные реки привели поэта на север вологодской области в село Никола, на родину Николая Рубцова. И возникли стихи о Рубцове. И пусть позже было написано о других поэтах - Марине Цветаевой, Бэлле Ахмадулиной, Иосифе Бродском, Евгении Евтушенко, Рубцов и его тихая лирика остались первой любовью, а Русский Север — источником вдохновения.
Продолжением вологодских мотивов стал Петербург, город, где родился отец автора, выдающийся композитор Александр Флярковский, город, тесно связанный с судьбою родных,
место встречи со многими интересными поэтами, теперешними друзьями.
А потом расширением северной темы оказалась встреча с Псковом. Поэтическая тропа привела Ольгу Флярковскую на замечательный фестиваль «Словенское поле», в Изборск, в Выбуты - на родину княгини Ольги, в пушкинское Михайловское, познакомила и подружила с поэтами из разных городов, приобщила к тому духу, которым до сих пор жив город на реке Великой, духу, и в былые века, и теперь помогающему стоять за Русскую землю. И ещё Псковская земля открыла поэту чудо маленького пограничного городка Печоры - Псково-Печерский монастырь.
Псковщина! Родимая тоска,
Ломота у правого виска,
Туч стада и низкое давленье.
И внезапным всплеском - белый храм,
Белый конь и снега первый шрам,
И комком в груди - стихотворенье...» - «Псков-Москва»
Обители, озёра, тишина...
Белёсая сентябрьская прохлада.
Наполнилась прибрежная волна
Медовой желтизною листопада. - «Обители, озёра, тишина...»
Господи, помилуй и спаси
Терпеливых жителей Руси,
Кто с рожденья ранен на века,
Тем, как в дымку прячется река,
Тем, как бродят аисты в росе,
Как на землю льётся тихий свет. - «Отчего ты плачешь?»
И о родной московской земле не забывает автор. Это стихи о юности, о даче, о родном городе:
На Успенском снежит тише,
Над «Взысканием погибших»,
Колокольней и крестом...
Гимназически цветаев,
В сквере с веточек слетает
И весом и невесом... - «Снег на Успенском вражке»
Родина моя, в часы печали
Я гляжу, как плавно над рекой
Голубыми вётлами качает
Среднерусский девственный покой! - «Родина моя...»
Удивительная музыкальность и песенность стихов, думается, пришла к Ольге от отца, как и её приобщённость к поэзии, к мелодичности русской классической строфы.
Стихи поэта - это общение со своим небом, и даже пейзажные стихи говорят о Боге. Для автора поэзия - это способ гармонизации мира.
Исторические картины и пейзажные зарисовки часто связаны с явлениями культуры, судьбами поэтов. В книге ощутимо присутствует фольклорное начало, слышится жанровое и ритмическое разнообразие: от плача, запевки до белого стиха. Можно сказать о тяготении авторского слова к народности, не модному теперь понятию. Ольге Флярковской свойственно в полной мере поэтическое виденье мира.
Трогательны и чисты стихотворения автора о любви: «Смородинка», «Возьми меня на море, милый...», «Двое стоят», о детстве. И о чём бы не писала Ольга Флярковская: о русской деревне, о временах года, о море, о синеньком цикории («Алле Шараповой»), её стихи полны глубоких раздумий, переживаний, надежд. Главный вопрос, волнующий поэта: в чём смысл поэтического призвания, как словом можно помочь другим людям? Недавно я услышал слова иеромонаха Романа (Матюшина), чьи стихи и песнопения стали явлением в теперешнее непростое время: «Поэт должен приводить читателя к своим глубинам. Нельзя, чтобы чтение помогало убивать драгоценное время. Если стихи вызывают чувство раскаяния и благодарности, значит поэт добился главного». Творчество иеромонаха Романа очень верно названо родниковым, продолжающим традицию Сергея Есенина и Николая Рубцова. Родниковым оттого, что способно оно напоить иссохшую русскую землю, утолить духовную жажду многих людей. К родниковой поэзии можно смело отнести и творчество Ольги Флярковской, с её непрестанными поисками истоков, исповедальностью и человечностью её произведений, помогающих радоваться и сопереживать, печалиться и верить. Для того, чтобы человеческая душа могла расти и раскрываться как цветок. Так важно с детства приобщиться к благодатному поэтическому слову, к слову, которое не разъединяет, а объединяет, которое не развращает, а целит, сеет не безверие, а семена веры.
В наше время нередко звучат слова, что традиционная русская поэзия себя изжила и должна уступить место новым веяниям. И мы с радостью осознаём, что это не так, что река по имени Поэзия не только принимает новое, но и как прежде хранит то, чем был жив народ многие века. И стихи Ольги Флярковской становятся глубже и полноводней, превращаясь в приметный приток этой великой реки. И хочется пожелать поэту не останавливаться на своём пути, а продолжать поиски новых поэтических форм и вечных смыслов.
Александр Чжоу, член СП России
источник |