«В творчестве невозможно быть неискренним и нечестным. Это равносильно тому, чтобы быть неискренним с самим собой. Поэтому в своих картинах я стараюсь передать то, что действительно меня вдохновляет и волнует», - говорит художник Сергей Трошин.
Его дар передался ему в значительной мере по наследству. Отец Сергея, Николай Трошин, не был профессиональным художником, но, обладая талантом к живописи, в землю его не зарывал, напротив, совершенствовал в свободное от работы время, сделавшись в итоге замечательным пейзажистом.
Пейзажи любимы и младшим Трошиным. «Меня всегда воодушевляет русская природа, ее красивые пейзажи и бескрайние просторы. Русский Север, Хакасия, Архангельская область, Крым, Кавказ, Средняя полоса России стали источником моего вдохновения», - говорит он. Полотна Сергея доносят до нас неповторимую красоту природы Крыма и Русского Севера, Сибири и Кавказа и, конечно, средней полосы… Этюды, написанные художником во время путешествия по Волге, послужили основой для удивительной картины «Родина», перед которой можно, кажется, стоять часами, погрузившись в созерцание русского пространства, подобного фреске…
Природа - нерукотворный Божий храм. Это чувствовали и умели передавать лучшие русские живописцы во все времена. Поэтому русские пейзажи родственны иконам - неброской, но чистотой своей завораживающей красотой.
Религиозный мотив в творчестве Трошина полностью раскрывается в образе Преподобного Сергия, его небесного покровителя. «Для меня - это духовный идеал, в котором люди сейчас так нуждаются, - признается художник. - Его святая уединенная жизнь - образец любви к Богу, ближнему, всему живому. Изучая житие Сергия, находишь ответы на самые сложные вопросы».
В отличие от отца жанру пейзажному Сергей предпочитает исторический. Даже батальный. Трошина справедливо назвать живописцем русской военной доблести, ибо им создана целая галерея, вобравшая в себя важнейшие моменты наших многочисленных войн.
Век XIV… Предостережение Дмитрия Донского… Сергий… Поход к Дону… Мамай на Куликовом поле… Сеча. Поле Куликово…
И чудный образ звонаря с белым голубем в руках и простершейся позади него, где-то внизу - Святой Русью. Символ мира и благодати, снизошедших на нашу многострадальную землю после всех кровопролитных битв и смут.
Кровопролитья и Смута также не остались без внимания художника. На его полотнах видим мы и грозного Царя, защищающего правую веру в споре с латинским посланником, и Гришку Отрепьева, которому еще только суждено беззаконно взойти на стол царей московских.
Но стремится русская тройка дальше сквозь века. И гордо внимаем мы залпам первой русской морской победы - Гангута! И славим героев Камчатки, доблестную оборону которой в дни Восточной войны почти вымарали из истории нашей, дабы удобнее было клеветать о «позорно проигранной» Крымской войне.
А, вот, цикл, посвященный войне 1812 года. Уроженцу Малоярославца, Трошину, особенно дороги эти страницы русской славы. Здесь все: уланы, гренадеры и пехота, мудрый Кутузов и гордый Наполеон, артиллеристы Раевского и казаки Платова, Бородино, отступление французов, торжественный вход в Париж Императора Александра… Мы Русские - какой восторг! - хочется воскликнуть, глядя на эти картины.
В отличие от Первой Отечественной Вторая Отечественная, начавшаяся в августе 1914 года, позорно изолгана у нас до сей поры. Но в творчестве Трошина обретает и она, и ее герои заслуженную славу. Славу наших летчиков во главе с Нестеровым. Славу Эрзрума и всей кампании на Кавказском фронте, в ходе которой русское воинство, предводительствуемое Суворовым Первой мировой Юденичем, не потерпело ни единого поражения. Славу Брусиловского (Луцкого) прорыва.
Не забыта и II Мировая, среди работ-посвящений которой выделяется масштабная диорама «Бой за Новороссийск».
Избрав своей музой богиню Клио, Сергей Трошин так определяет свою задачу: «В своем творчестве хочу показать переломные моменты нашей истории, неисчерпаемую красоту русского пейзажа. Через образы истории, судьбы отдельных ее героев взглянуть по-новому вглубь самого себя и на окружающую нас жизнь».
К своим 33 годам Сергей создал десятки талантливых полотен. За его плечами академия И.С. Глазунова, где учителями молодого художника был сам мастер, а также его ближайший ученик, также почивший ныне П.В. Рыженко. Трошин достойно продолжает и развивает их традиции, их дело в своем творчестве. Сергей принимал участие во многих выставках, его работы находятся в музеях и частных коллекциях. С 2008 года художник работает в студии военных художников им. М.Б.Грекова.
Елена Семёнова,
писатель, редактор журнала «Голос Эпохи»,
исполнительный секретарь РПО им. Императора Александра III
г. Москва |