Web Analytics


Русская Стратегия

"Превратилась русская жизнь в вавилонское столпотворение. Все разбились, везде партии, везде разделение и вражда. Независимости мнения и действия не только не понимают сами, но и не позволяют другим, и если находится человек или орган печати, стоящий на почве не партийной, а общей, национальной пользы, то против него поднимутся все партии, и в этом общем стремлении съесть того, кто осмеливается быть внепартийным, проявляется ныне единственно возможное «объединение» их." Л.А. Тихомиров

Категории раздела

- Новости [4562]
- Аналитика [3374]
- Разное [1263]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2020 » Февраль » 28 » ИХ УБИЛ БОЛЬШЕВИЗМ: МУЧЕНИКИ ДЕРНОВЫ
    07:02
    ИХ УБИЛ БОЛЬШЕВИЗМ: МУЧЕНИКИ ДЕРНОВЫ

    Па­вел Алек­сан­дро­вич Дер­нов ро­дил­ся 12 ян­ва­ря 1870 го­да в се­ле Пиштань Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, в се­мье свя­щен­ни­ка мест­ной церк­ви1. Се­ло Пиштань име­ло так­же вто­рое на­зва­ние – Ни­кольское, по на­зва­нию мест­но­го хра­ма. Оно на­хо­ди­лось на рас­сто­я­нии 12 верст в се­ве­ро-во­сточ­ном на­прав­ле­нии от уезд­но­го цен­тра — го­ро­да Яран­ска2.

    Отец Пав­ла Дер­но­ва – Алек­сандр Афа­на­сье­вич Дер­нов, был сы­ном диа­ко­на из се­ла Ка­ра­ку­ли­на Са­ра­пульско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, и всю свою жизнь слу­жил свя­щен­ни­ком.

    С дет­ства вос­пи­тан­ный на при­ме­ре сво­е­го от­ца и бра­тьев свя­щен­ни­ков, Па­вел Дер­нов не ко­ле­бал­ся в вы­бо­ре сво­е­го жиз­нен­но­го пу­ти. Окон­чив курс обу­че­ния в Яран­ском ду­хов­ном учи­ли­ще в ав­гу­сте 1884 го­да, он по­сту­пил в Вят­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, он при от­лич­ном по­ве­де­нии окан­чи­ва­ет обу­че­ние в се­ми­на­рии в июне 1890 го­да3. С ат­те­ста­том вы­пуск­ни­ка Вят­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии Па­вел Дер­нов по­лу­чил ме­ди­цин­ское сви­де­тельство, под­твер­жда­ю­щее, что «он име­ет зна­ки при­ви­той оспы и по со­сто­я­нию сво­е­го здо­ро­вья про­дол­жать даль­ней­шее обу­че­ние в Ду­хов­ной Ака­де­мии мо­жет»4. Та­ким об­ра­зом, имея же­ла­ние про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние, в 1890 го­ду Па­вел Дер­нов по­сту­па­ет в од­но из луч­ших ду­хов­ных учре­жде­ний то­го вре­ме­ни в Рос­сии — в Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию (КДА). На вто­ром кур­се обу­че­ния в свя­зи с до­сти­же­ни­ем воз­рас­та от­бы­ва­ния во­ин­ской по­вин­но­сти, он пи­шет рек­то­ру КДА, про­то­и­ерею Алек­сан­д­ру Вла­ди­мир­ско­му5 про­ше­ние о вы­да­че удо­сто­ве­ре­ния, под­твер­жда­ю­ще­го, что он сту­дент КДА6. Че­рез че­ты­ре го­да, в 1894 го­ду, в воз­расте 24 лет, Па­вел Дер­нов успеш­но окан­чи­ва­ет КДА со сте­пе­нью Кан­ди­да­та Бо­го­сло­вия. Свое кур­со­вое со­чи­не­ние Па­вел Дер­нов по­свя­тил ак­ту­аль­ной бо­го­слов­ской про­бле­ме кос­мо­ло­гии, объяс­ня­ю­щей во­про­сы про­ис­хож­де­ния на­ше­го ми­ра. Сто­ит от­ме­тить, что на­пи­сан­ное им со­чи­не­ние на те­му «Тво­ре­ние из ни­че­го как от­ли­чи­тель­ная чер­та от­кро­вен­но­го уче­ния о ми­ро­з­да­нии»7 в пись­мен­ном ви­де пред­став­ля­ет со­бой уве­си­стую ру­ко­пись объе­мом по­чти 500 стра­ниц!

    Сра­зу по­сле окон­ча­ния Ка­зан­ской Ду­хов­ной ака­де­мии в том же 1894 го­ду, в воз­расте 24 лет Па­вел Алек­сан­дро­вич Дер­нов при­был в го­род Ела­бу­га Вят­ской гу­бер­нии.

    По при­ез­ду в Ела­бу­гу Па­вел Дер­нов 15 сен­тяб­ря 1894 го­да был опре­де­лен на долж­ность за­ко­но­у­чи­те­ля Ела­буж­ско­го ре­аль­но­го учи­ли­ща. 26 сен­тяб­ря то­го же 1894 го­да Па­вел Дер­нов всту­пил в брак. Из­бран­ни­цей его бы­ла дочь про­то­ди­а­ко­на Спас­ско­го со­бо­ра Ан­на Ар­ка­дьев­на Ла­же­ни­цы­на. Вско­ре, 2 ок­тяб­ря 1894 го­да Прео­свя­щен­ным Алек­си­ем, Еписко­пом Са­ра­пульским, Па­вел Дер­нов был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и опре­де­лен к Ела­буж­ско­му Спас­ско­му со­бо­ру без пра­ва по­лу­че­ния до­хо­дов, как сверх­штат­ный свя­щен­ник. Но этой же осе­нью 30 но­яб­ря 1894 го­да свя­щен­ник Па­вел Дер­нов был на­зна­чен на долж­ность за­ко­но­у­чи­те­ля Ела­буж­ской жен­ской про­гим­на­зии, с остав­ле­ни­ем в долж­но­сти за­ко­но­у­чи­те­ля в ре­аль­ном учи­ли­ще. В де­каб­ре 1894 го­да со­сто­я­лось его опре­де­ле­ние на долж­ность на­сто­я­те­ля Рож­де­ство-Бо­го­ро­дич­ной церк­ви, ко­то­рая на­хо­ди­лась при го­род­ской гим­на­зии. В этом гим­на­зи­че­ском хра­ме, освя­щен­ном в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, про­шли все го­ды слу­же­ния от­ца Пав­ла Дер­но­ва.

    По­ми­мо пре­по­да­ва­тельской де­я­тель­но­сти в долж­но­сти за­ко­но­у­чи­те­ля в ре­аль­ном учи­ли­ще и гим­на­зии, свя­щен­ник Па­вел Дер­нов при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в об­ще­ствен­ной жизнь церк­ви, ко­то­рая бы­ла в те вре­ме­на до­ста­точ­но раз­но­об­раз­на. Он со­сто­ял чле­ном Са­ра­пульско­го Воз­не­сен­ско­го Брат­ства (с 1895 г.), Брат­ства Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая (с 1895 г.), а так­же Мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства (с 1898 г.).

    За рев­ност­ное слу­же­ние на цер­ков­ном по­при­ще 25 мар­та 1898 го­да свя­щен­ник Па­вел Дер­нов был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, 7 мар­та 1901 го­да – ску­фьею, 6 мая 1905 го­да – ка­ми­лав­кою. В по­сле­ду­ю­щем отец Па­вел Дер­нов стал про­то­и­ере­ем.

    Ор­га­ни­че­ски впи­сав­шись в цер­ков­ную жизнь уезд­но­го го­ро­да Ела­бу­ги, свя­щен­ник Па­вел Дер­нов по­хо­же не стре­мил­ся к цер­ков­ной ка­рье­ре, и всю свою жизнь про­слу­жил в не­боль­шом гим­на­зи­че­ском хра­ме. При этом он поль­зо­вал­ся заслу­жен­ным ува­же­ни­ем сре­ди ду­хо­вен­ства и при­хо­жан, боль­шую часть ко­то­рых по дол­гу его служ­бы со­став­ля­ли гим­на­зи­сты и уче­ни­ки ре­аль­но­го учи­ли­ща.

    Свя­щен­но­слу­жи­тель, про­по­вед­ник, пи­са­тель, кор­ре­спон­дент Вят­ских Епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стей, не­у­то­ми­мый тру­же­ник в об­ла­сти про­све­ще­ния, свя­щен­ник Па­вел Дер­нов ис­крен­не пытал­ся вз­ра­щи­вать во вве­рен­ных ему учеб­ных за­ве­де­ни­ях прин­ци­пы хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. Как мог, он бо­рол­ся с та­ким про­яв­ле­ни­ем по­ро­ка, ка­ким во все вре­ме­на яв­ля­лось пьян­ство. Так, 20 мар­та 1916 го­да в Ела­буж­ском ре­аль­ном учи­ли­ще был от­крыт школь­ный кру­жок трез­во­сти, ко­то­рый, как со­об­ща­лось в ста­тье, по­свя­щен­ной это­му во­про­су, был «обя­зан сво­им от­крыти­ем тру­да­ми и за­бо­та­ми за­ко­но­у­чи­те­ля учи­ли­ща о. П.А. Дер­но­ва»8. Это со­бытие со­сто­я­лось в вос­крес­ный день, по­сле мо­леб­на Спа­си­те­лю в гим­на­зи­че­ской церк­ви. Свя­щен­ник Па­вел Дер­нов, пред­ва­ряя от­крытие круж­ка, про­де­лал боль­шую ра­бо­ту. Он про­вел свое пред­ло­же­ние че­рез пе­да­го­ги­че­ский Со­вет учи­ли­ща, до­бил­ся одоб­ре­ния его ини­ци­а­ти­вы гос­по­ди­ном По­пе­чи­те­лем Ка­зан­ско­го учеб­но­го окру­га. Мо­ле­бен пе­ред от­крыти­ем круж­ка со­вер­шил со­бор­ный про­то­и­ерей Сер­гий Та­на­ев­ский вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми П.А. Дер­но­вым и Г.П. Мо­ро­зо­вым в со­про­вож­де­нии учи­лищ­но­го хо­ра. Свя­щен­ник Па­вел Дер­нов пе­ред мо­леб­ном об­ра­тил­ся к со­брав­шим­ся уче­ни­кам и их ро­ди­те­лям с пас­тыр­ским сло­вом на те­му: «Оста­ви­те де­тей, не ме­шай­те им при­хо­дить ко Мне». В сво­ем сло­ве он разъяс­нил, как ме­ша­ют де­тям быть со Хри­стом дур­ные при­выч­ки и при­стра­стия, од­ним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся не­со­м­нен­но пьян­ство. По­сле мо­леб­на высту­пил и про­то­и­ерей Сер­гий Та­на­ев­ский. По­сле мо­лит­вы все чле­ны круж­ка да­ли Гос­по­ду тор­же­ствен­ный обет не пить в те­че­ние од­но­го го­да ни­ка­ких спирт­ных и хмель­ных на­пит­ков, а так­же не ку­рить та­бак, не сквер­но­сло­вить, и не иг­рать в кар­ты на день­ги. На па­мять об этом ве­че­ре каж­дый участ­ник по­лу­чил на­тель­ный об­ра­зок и член­ский би­лет об­ще­ства. По­том высту­па­ли ди­рек­тор учи­ли­ща и пре­по­да­ва­те­ли. По тра­ди­ции в за­клю­че­ние ме­ро­при­я­тия все со­брав­ши­е­ся друж­но про­пе­ли: «Бо­же, ца­ря хра­ни!

    Как из­вест­но, в чле­ны круж­ка трез­во­сти доб­ро­воль­но за­пи­са­лось 75 уче­ни­ков, глав­ным об­ра­зом из млад­ших клас­сов. Как важ­но бы­ло с мла­дых лет по­буж­дать в де­тях не­при­я­тие к пьян­ству и дру­гим стра­с­тям, ве­ду­щим к по­ги­бе­ли те­ла и ду­ши. И это лишь один эпи­зод, де­мон­стри­ру­ю­щий об­ще­ствен­ное, со­ци­аль­ное слу­же­ние Церк­ви, в ор­га­ни­за­ции ко­то­ро­го при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие свя­щен­ник Па­вел Дер­нов.

    Бу­дучи по по­ли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям мо­нар­хи­стом, при­чем не скры­ва­ю­щим сво­их вз­гля­дов, свя­щен­ник Па­вел Дер­нов тя­же­ло пе­ре­жи­вал вся­кие ре­во­лю­ци­он­ные не­стро­е­ния в стра­не: пре­об­ра­зо­ва­ния 1905 го­да, первую ми­ро­вую вой­ну 1914 го­да, и осо­бен­но фев­ральские и ок­тябрьские со­бытия 1917 го­да, при­вед­шие его в ито­ге к му­че­ни­че­ской смер­ти на Гол­го­фе.

    Фев­ральская ре­во­лю­ция 1917 го­да, про­из­ве­ла в Рос­сии эф­фект опья­не­ния сво­бо­дой. Ма­ло кто по­нял, что про­изо­шло на са­мом де­ле и чем для стра­ны гро­зит от­ре­че­ние Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II.

    Ре­во­лю­ци­он­ные со­бытия кос­ну­лись всей стра­ны и не мог­ли обойти сто­ро­ной Ела­бу­гу — не­ко­г­да ти­хий уезд­ный го­род Вят­ской гу­бер­нии.

    При этом не пре­кра­ща­лись бес­ко­неч­ные раз­го­во­ры ли­бе­ра­лов о пе­ре­устройстве и бу­ду­щем Рос­сии, ко­то­рые не под­креп­ля­лись ни­ка­ким де­лом. Си­ту­а­ци­ей в ито­ге уме­ло вос­поль­зо­ва­лись ра­ди­каль­но на­стро­ен­ные си­лы, ко­то­рые в ок­тяб­ре 1917 го­да за­хва­ти­ли власть в стра­не и по­ста­ви­ли пе­ред со­бой за­да­чу со­хра­нить эту власть лю­бой це­ной. Пу­ти ре­ше­ния при этом бы­ли выбра­ны про­стые – тер­рор и лжи­вая про­па­ган­да. Важ­ным эта­пом борь­бы счи­та­лось на­саж­де­ние ате­и­сти­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния и пол­ное уни­что­же­ние пра­во­сла­вия вме­сте с его но­си­те­ля­ми – ве­ру­ю­щи­ми людь­ми и ду­хо­вен­ством. Не­по­ви­но­ве­ние боль­шин­ства на­се­ле­ния на ме­стах, не­при­я­тие ре­форм, со­з­да­ние со­про­тив­ле­ния, все вме­сте это по­ро­ди­ло без­вла­стие и анар­хию, а на этом фо­не воз­мож­ность са­мым обык­но­вен­ным раз­нуз­дан­ным бан­ди­там, ка­ки­ми бы­ли в Ела­буж­ском уез­де Гас­сар, Кол­чин, Азин и дру­гие, тво­рить бес­чин­ства, гра­бить и уби­вать без су­да и след­ствия.

    В Ела­бу­ге 16 но­яб­ря 1917 г. уезд­ный съезд кре­стьян­ских де­пу­та­тов при­нял ре­ше­ние о пе­ре­хо­де вла­сти к Со­ве­там: боль­ше­ви­ка­ми был из­бран Ела­буж­ский уезд­ный Со­вет, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го стал С.Н. Гас­сар (1877–1918). Под ру­ко­вод­ством Со­ве­та на­чал­ся гра­беж на­се­ле­ния под пред­ло­гом на­ци­о­на­ли­за­ции иму­ще­ства. Та­ким об­ра­зом, по­лу­чил во­пло­ще­ние ре­во­лю­ци­он­ный ло­зунг — «грабь на­граб­лен­ное». По­нят­но, что ма­ло кто из жи­те­лей Ела­бу­ги бы­ли до­воль­ны сло­жив­шим­ся по­ло­же­ни­ем. При этом и об­щая об­ста­нов­ка в Рос­сии вы­гля­де­ла удру­ча­ю­щей: вез­де ца­ри­ли ха­ос и пре­ступ­ле­ния.

    Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Рос­сии Ти­хон, 19 ян­ва­ря 1918 го­да об­ра­ща­ет­ся к воз­люб­лен­ным о Гос­по­де ар­хи­пас­тырям, пас­тырям и всем вер­ным ча­дам Пра­во­слав­ной Церк­ви Рос­сийской с воз­зва­ни­ем и ана­фе­мат­ство­ва­ни­ем но­вой вла­сти. В част­но­сти в сво­ем воз­зва­нии он пи­сал: «Тяж­кое вре­мя пе­ре­жи­ва­ет ны­не свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь Хри­сто­ва в рус­ской зем­ле: го­не­ние воз­двиг­ли на исти­ну Хри­сто­ву яв­ные и тай­ные вра­ги сей исти­ны и стре­мят­ся к то­му, что­бы по­гу­бить де­ло Хри­сто­во и вме­сто люб­ви хри­сти­ан­ской всю­ду се­ять се­ме­на зло­бы, не­на­ви­сти и бра­то­у­бийствен­ной бра­ни…

    Го­не­ние же­сто­чай­шее воз­двиг­ну­то и на свя­тую Цер­ковь Хри­сто­ву: бла­го­дат­ные Та­ин­ства, освя­ща­ю­щие рож­де­ние на свет че­ло­ве­ка или бла­го­слов­ля­ю­щие су­пру­же­ский со­юз се­мьи хри­сти­ан­ской, объяв­ля­ют­ся не­нуж­ны­ми, из­лиш­ни­ми; свя­тые хра­мы под­вер­га­ют­ся или раз­ру­ше­нию че­рез рас­стрел из ору­дий смер­то­нос­ных (свя­тые со­бо­ры Крем­ля Мос­ков­ско­го) или ограб­ле­нию и ко­щун­ствен­но­му оскорб­ле­нию (ча­сов­ня Спа­си­те­ля в Пет­ро­гра­де); чти­мые ве­ру­ю­щим на­ро­дом оби­те­ли свя­тые (как Алек­сан­д­ро-Нев­ская и По­ча­ев­ская Лав­ра) за­хва­ты­ва­ют­ся без­бож­ны­ми вла­сте­ли­на­ми тьмы ве­ка се­го и объяв­ля­ют­ся ка­ким-то яко­бы на­род­ным до­сто­я­ни­ем; шко­лы, со­дер­жав­ши­е­ся на сред­ства Церк­ви Пра­во­слав­ной и под­го­тов­ля­ю­щие пас­тырей Церк­ви и учи­те­лей ве­ры призна­ют­ся из­лиш­ни­ми и об­ра­ща­ют­ся или в учи­ли­ща без­ве­рия, или да­же пря­мо в рас­сад­ни­ки без­нрав­ствен­но­сти»9.

    По­сла­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на мг­но­вен­но рас­про­стра­ни­лось по всей стра­не и бы­ло про­чи­та­но в хра­мах и со­бо­рах в вос­крес­ные дни сра­зу же по­сле его по­лу­че­нию. По ре­ше­нию свя­щен­ни­ков го­ро­да Ела­бу­ги, за­чи­тать Пат­ри­ар­шее по­сла­ние в вос­крес­ный день 10 фев­ра­ля 1918 го­да по­сле Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии в Спас­ском со­бо­ре вы­па­ла честь свя­щен­ни­ку Пав­лу Дер­но­ву.

    Об­щие на­стро­е­ния не­до­вольства но­вой вла­стью в Ела­бу­ге 22-23 ян­ва­ря 1918 г. вы­ли­лись в бунт 230-го пе­хот­но­го пол­ка, на­хо­див­ше­го­ся в го­ро­де с 1914 го­да. Вос­став­шие без тру­да за­хва­ти­ли склад с ору­жи­ем и на­па­ли на ис­пол­ком. Все но­вые ру­ко­во­ди­те­ли Со­ве­тов в стра­хе бе­жа­ли из го­ро­да и спря­та­лись в де­рев­не Ток­маш­ка. В ре­зульта­те Ела­бу­га осво­бо­ди­лась от гне­та без­бож­ной вла­сти гра­би­те­лей на не­боль­шое вре­мя. Бе­жав­ший пред­се­да­тель уезд­но­го Со­ве­та С.Н. Гас­сар свя­зал­ся с ре­во­лю­ци­он­ным цен­тром в го­ро­де Са­ра­пу­ле, от­ку­да был на­прав­лен в Ела­бу­гу боль­ше­вист­ский ка­ра­тель­ный от­ряд под ко­ман­до­ва­ни­ем Ефи­ма Кол­чи­на, ко­то­рый за­ре­ко­мен­до­вал се­бя осо­бой же­сто­ко­стью.

    По­сле за­хва­та го­ро­да Ела­бу­ги ка­ра­тель­ным от­ря­дом Е. Кол­чи­на в го­ро­де на­чал­ся са­мый на­сто­я­щий тер­рор. В за­да­чу от­ря­да вхо­ди­ло выяв­ле­ние и казнь ор­га­ни­за­то­ров т.н. мя­те­жа, ко­то­рым уда­лось сверг­нуть в го­ро­де власть Со­ве­тов. На­ча­лись аре­сты и до­про­сы. Зна­чи­тель­ную ак­тив­ность про­яв­ля­ли доб­ро­воль­ные ин­фор­ма­то­ры. Под по­до­зре­ние по­па­ли все за­жи­точ­ные жи­те­ли го­ро­да. Ду­хо­вен­ство, встав­шее на за­щи­ту сво­их свя­тынь от безум­но­го осквер­не­ния, бы­ло ре­ше­но объявить идео­ло­ги­че­ски­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми вос­ста­ния, что бы­ло осо­бен­но удоб­но по­сле пуб­ли­ка­ции воз­зва­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, где он об­ли­чал эту жут­кую но­вую власть. В та­кой си­ту­а­ции, по­сле только не­дав­но за­чи­тан­но­го по­сла­ния Пат­ри­ар­ха, по­сле яр­ких про­по­ве­дей и об­ли­че­ния осквер­ни­те­лей хра­ма, скром­ный тру­же­ник на ни­ве Хри­сто­вой, свя­щен­ник Па­вел Дер­нов был пред­став­лен ка­ра­те­ля­ми как глав­ный ор­га­ни­за­тор вос­ста­ния в го­ро­де Ела­бу­ге. В его до­ме 12 фев­ра­ля 1918 го­да на­чал­ся обыск. Бы­ла най­де­на ста­рая пу­стая пу­ле­мет­ная лен­та. Свя­щен­ник Па­вел Дер­нов был аре­сто­ван. С уче­том то­го, что бой­цы пер­вым де­лом раз­гра­би­ли спир­то­вые скла­ды, на­хо­див­ши­е­ся не­да­ле­ко от зда­ния Ста­хе­ев­ско­го Епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща, мож­но пред­ста­вить се­бе в ка­ком со­сто­я­нии кол­чин­цы тво­ри­ли все свои без­за­ко­ния. Что мог­ли спро­сить на­хо­дя­щи­е­ся в жи­вот­ном со­сто­я­нии лю­ди у свя­щен­ни­ка, ко­то­рый по сво­им убеж­де­ни­ям был мо­нар­хи­стом и ко­неч­но не мог лю­бить но­вую без­бож­ную власть, сверг­нув­шую ца­ря? Вряд ли он мог быть услы­шан.

    Пья­ные сол­да­ты уве­ли свя­щен­ни­ка Пав­ла Дер­но­ва за Мо­ралёв­скую мель­ни­цу, на лед ре­ки Той­мы, и там уби­ли его. Пе­ред каз­нью отец Па­вел Дер­нов по­про­сил сол­дат дать ему воз­мож­ность ис­по­ве­дать­ся. Но это его по­след­нее же­ла­ние не бы­ло вы­пол­не­но. От­ца Пав­ла Дер­но­ва за­ко­ло­ли шты­ка­ми и выстре­ли­ли ему в ли­цо – пу­ля про­шла на­вылет че­рез ще­ку. На ль­ду ре­ки Той­мы по­сле каз­ни еще не­ко­то­рое вре­мя бы­ло боль­шое кро­ва­вое пят­но. Зло­де­я­ние бы­ло со­вер­ше­но в ночь с 12 на 13 фев­ра­ля 1918 го­да. На сле­ду­ю­щее утро, ко­г­да весть о смер­ти от­ца Пав­ла Дер­но­ва еще не до­шла до его се­мьи, трое его сы­но­вей с не­го­до­ва­ни­ем и воз­му­ще­ни­ем от­пра­ви­лись на по­ис­ки от­ца и бы­ли тут же аре­сто­ва­ны сол­да­та­ми. По­ка Ан­на Ар­ка­дьев­на, ви­ди­мо при по­мо­щи сво­е­го от­ца – про­то­ди­а­ко­на Ар­ка­дия Ио­ан­но­ви­ча Ла­же­ни­цы­на и доб­рых по­мощ­ни­ков бы­ла за­ня­та ор­га­ни­за­ци­ей по­ис­ка сво­е­го му­жа, по­ка узна­ла страш­ную весть и смог­ла до­ста­вить те­ло его до­мой, ее сы­но­вья бы­ли выве­де­ны под го­род­скую дам­бу, на ме­сто, ко­то­рые в на­ро­де на­зы­ва­лось «Ря­жи» и там рас­стре­ля­ны раз­рыв­ны­ми пу­ля­ми. Смерть их бы­ла страш­на. Пья­ные от спир­та, кро­ви и гра­бе­жей ка­ра­те­ли бес­по­ря­доч­но стре­ля­ли в мо­ло­дых лю­дей и за­тем до­би­ва­ли их шты­ка­ми. В ито­ге все трое бы­ли уби­ты.

    Варвара Павловна вспоминала, как ее братьев вели на расстрел.
    «Они что-то кричали для передачи маме, что-то вроде того, что они идут умирать за веру… Братья, во всяком случае, думали, что именно так надо идти умирать... Их расстреливали, по-видимому, спешно: пришлось добивать. У Бори было избито лицо, его добивали по голове. У Гриши было что-то страшное: его застрелили разрывной пулей в затылок и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык. Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти. Ему за неделю до этого исполнилось 17 лет. Его тоже убивали разрывной пулей. Лицо его, единственное из всех четверых было цело. Оно было спокойно. Мы уже знали, что мальчики убиты, но никто не мог решиться рассказать об этом маме. Мама сидела в столовой. Все эти дни у нас было множество народа.... И в дверь с лесенки вошел дедушка Аркадий Иванович. И мама сразу закричала что-то вроде: "Убиты?" И дедушка сказал: "Да, Анюта, расстреляны!" И мама воскликнула: "Да будет Воля Твоя!"»

    Уже на по­хо­ро­нах диа­кон, участ­ву­ю­щий в от­пе­ва­нии ска­зал Ан­не Ар­ка­дьев­не: «Ан­нуш­ка, как те­бя по­лю­бил Гос­подь!».

    На ги­бель от­ца Пав­ла с сы­но­вья­ми ото­зва­лась сто­лич­ная Пе­тер­бург­ская прес­са. В га­зе­те «Пет­ро­град­ский цер­ков­но-епар­хи­аль­ный вест­ник»10 по­яви­лась за­мет­ка «Рас­стрел пас­тыря и из­де­ва­тельство над игу­ме­ньей»: «В Пет­ро­гра­де по­лу­че­ны до­сто­вер­ные све­де­ния о рас­стре­ле в г. Ела­бу­ге свя­щен­ни­ка о. Дер­но­ва и тро­их его сы­но­вей: двух сту­ден­тов и гим­на­зи­ста. При­чи­на рас­стре­ла най­ден­ная у по­кой­но­го о. Дер­но­ва ав­стрий­ская пу­ле­мет­ная лен­та, при­ве­зен­ная с вой­ны од­ним род­ствен­ни­ком. Ела­буж­ские вла­сти, рас­стре­ляв о. Дер­но­ва, бро­си­ли его труп у мель­ни­цы. Аре­сто­ван­ные сы­но­вья о. Дер­но­ва, узнав о тра­ги­че­ской кон­чи­не сво­е­го от­ца, бро­си­ли зло­де­ям од­но сло­во: «Ду­ше­гу­бы»… И за это сло­во, ска­зан­ное сго­ря­ча, всех трех юно­шей без вся­ко­го су­да по­ве­ли к при­ста­ни и там рас­стре­ля­ли. При­чем юно­шей не только уби­ли, но звер­ски уби­ли раз­рыв­ны­ми пу­ля­ми…

    На по­хо­ро­ны от­ца Пав­ла Дер­но­ва и его сы­но­вей Бо­ри­са, Гри­го­рия и Се­ме­на со­бра­лось очень мно­го на­ро­да. Да­же на­хо­див­ший­ся в го­ро­де Ела­бу­ге ка­ра­тель­ный от­ряд не пре­пят­ство­вал про­ве­де­нию за­хо­ро­не­ния уби­тых. Все при­сут­ству­ю­щие ры­да­ли в один го­лос. Та­кой тра­ге­дии в ти­хом уезд­ном го­ро­де Ела­бу­ге лю­ди еще ни­ко­г­да не зна­ли.

    По­гре­бе­ние от­ца Пав­ла Дер­но­ва и его сы­но­вей со­сто­я­лось на го­род­ском Тро­иц­ком клад­би­ще. Мо­ги­ла их бы­ла рас­по­ло­же­на сле­ва от при­тво­ра хра­ма, у двух то­по­лей.

    Имя про­то­и­ерея Пав­ла бы­ло по­мя­ну­то сре­ди про­чих Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном на ли­тур­гии 31 мар­та/13 ап­ре­ля 1918 г. в па­мять о всех за ве­ру и Цер­ковь Пра­во­слав­ную уби­ен­ных.

    В Со­вет­ское вре­мя Тро­иц­кое клад­би­ще бы­ло вар­вар­ски ра­зо­ре­но, Тро­иц­кий храм раз­ру­шен, а мо­ги­ла Дер­но­вых утра­че­на.

    Лишь спу­стя 92 го­да по­сле ги­бе­ли свя­щен­ни­ка Пав­ла Дер­нов и его сы­но­вей, при под­держ­ке по­том­ков Дер­но­вых и огром­ны­ми лич­ны­ми уси­ли­я­ми Фи­лип­по­вой Ан­ны Сер­ге­ев­ны (внуч­ки уби­ен­но­го свя­щен­ни­ка), на пред­по­ла­га­е­мом ме­сте за­хо­ро­не­ния был вос­ста­нов­лен над­гроб­ный па­мят­ник. Это со­бытие про­изо­шло при не­боль­шом сте­че­нии на­ро­да 30 сен­тяб­ря 2010 г., на ме­сте Тро­иц­ко­го клад­би­ща. По­чтить па­мять свя­щен­ни­ка Пав­ла Дер­но­ва и его сы­но­вей кро­ме внуч­ки при­бы­ли свя­щен­ник Ан­дрей Ле­бе­дев из го­ро­да Ур­жу­ма; ав­тор кни­ги о пер­вых но­во­му­че­ни­ках вят­ской зем­ли Ар­тем Мар­ке­лов, ела­буж­ские кра­е­ве­ды и пред­ста­ви­те­ли му­зея-за­по­вед­ни­ка. Па­ни­хи­ду по уби­ен­ным му­че­ни­кам со­вер­шил на­сто­я­тель при­хо­да Свя­той Тро­и­цы го­ро­да Ела­бу­ги про­то­и­ерей Ген­на­дий Ко­лес­ни­ков.

     

    1 Ве­до­мость о церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы при Ела­буж­ской гим­на­зии за 1905 год. Ар­хив­ный от­дел ад­ми­ни­стра­ции г. Са­ра­пу­ла (АО­АГС), ф.17, оп.1, ед.хр.19.л.112об.

    2 Со­вре­мен­ное на­зва­ние се­ла – Ни­ко­ла, рас­сто­я­ние 15 км. от Яран­ска. Ад­ми­ни­стра­тив­ный цен­тр Ни­кольско­го сельско­го по­се­ле­ния, в ко­то­рое вхо­дят на­се­лен­ные пунк­ты: де­рев­ня Алеш­ки­но, де­рев­ня Ба­ра­но­во, де­рев­ня Бер­ля­ки, де­рев­ня Ви­лю­нур, де­рев­ня Дво­ря­не, де­рев­ня Ива­наи, де­рев­ня Ко­ма­ры, де­рев­ня Ко­но­ва­ло­во, де­рев­ня Мо­жаи, се­ло Ни­ко­ла, де­рев­ня Нос­ки, де­рев­ня Ог­не­то­во, де­рев­ня Пиштань, де­рев­ня Пуш­ки­но, де­рев­ня Са­ви­чи, де­рев­ня Ти­то­во, де­рев­ня Ток­таи, де­рев­ня Федьки­но, де­рев­ня Ша­га­да­ки, де­рев­ня Шве­цо­во, де­рев­ня Шир­ки­но.

    3 Ат­те­стат вос­пи­тан­ни­ка Вят­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии Пав­ла Дер­но­ва. На­ци­о­наль­ный ар­хив Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан (НАРТ), ф.10, оп.1, д.8525, л.202.

    4 Лич­ное де­ло сту­ден­та КДА. Ме­ди­цин­ское сви­де­тельство. НАРТ, ф.10, оп.1, д.8525, л.204.

    5 Вла­ди­мир­ский Алек­сандр По­ли­кар­по­вич (1821, Ни­же­го­род­ский у. Ни­же­го­род­ской губ. — 29.04.1906, Ка­зань) про­то­и­ерей. ду­хов­ный пи­са­тель, ма­гистр Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии; был про­фес­со­ром бо­го­сло­вия, ло­ги­ки и пси­хо­ло­гии в Ка­зан­ском унив.; с 1871 по 1895 г. со­сто­ял рек­то­ром Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии

    6 Лич­ное де­ло сту­ден­та КДА. Про­ше­ние. НАРТ, ф.10, оп.1, д.8525, л.203.

    7 Лич­ное де­ло сту­ден­та КДА. Ди­п­лом Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии Пав­ла Дер­но­ва. НАРТ, ф.10, оп.1, д.9150, л.67об,67.

    8 От­крытие школь­но­го круж­ка трез­во­сти в Ела­буж­ском ре­аль­ном учи­ли­ще. ВЕВ, №16-17, 21 ап­ре­ля 1916 г. – с.483-484.

    9 По­сла­ние Свя­тей­ша­го Ти­хо­на, Пат­ри­ар­ха всея Рос­сии. // Жур­нал «Бо­го­слов­скiй Вест­ник», из­да­ва­е­мый Мос­ков­скою Ду­хов­ною Ака­де­ми­ею. – Сер­ги­ев По­сад: «Ти­по­гра­фия И. И. Ива­но­ва». – 1918. – Том I. – Ян­варь-Фев­раль. – С. 74–76

    10 Пет­ро­град­ский цер­ков­но-епар­хи­аль­ный вест­ник; № 9 за 1918 г., с. 3

    Категория: - Разное | Просмотров: 351 | Добавил: Elena17 | Теги: РПО им. Александра III, листовки, жертвы, преступления большевизма, россия без большевизма, Новомученики и исповедники ХХ века
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1628

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru