Проблема нравственности в России сегодня такова, что многим гражданам не просто некомфортно жить в таком обществе им страшно за себя и своих близких. Насилие буквально захлестнуло страну и стало уже ее суровой обыденностью. Люди живут с мыслью, что в любой момент с ними может случится что-то плохое и никто их не защитит. А те, кто покинул страну с целью постоянного проживания в другом государстве, с удовлетворением заявляют, что нищий там имеет больше прав, чем миллиардер в России, что во многом имеет под собой основания.
Цель данного исследования – анализ и формирование различных мер, влияющих на существенное уменьшение насилия в обществе с помощью правовых и культурно-репутационных инструментов, формирование цивилизованной атмосферы в обществе, выработка неконфликтных форм разрешения социальных и бытовых противоречий.
Тактика и средства достижения цели:
- изменения в законодательстве в плане ужесточения ответственности за любые проявления насилия (на улице, в транспорте, в семье);
- неотвратимость наказания за преступления, связанные с применением насилия;
- изменения в правоприменительной практике в части многократного увеличения гражданско-правовой ответственности за применения насилия;
- изменение доктрины правоприменительной практики в части возмещения морального вреда, многократное увеличение размера взыскиваемых сумм;
- концептуальное изменение с помощью телевизионных программ, Интернета, документальных и художественных фильмов социальных стандартов и стереотипов;
- широкое применение репутационных механизмов воздействия на правонарушителей;
- неотвратимое применение административно-правовых рычагов к нарушителям правопорядка в виде обязательных работ санитаром в больницах;
- системное правовое и культурно-психологическое просвещение населения;
- концептуальное обоснование маргинальности не цивильного, незаконного поведения и юридических последствий противоправных действий.
Безусловно первопричина морально-нравственного состояния общества кроется в его прошлом. Чем тяжелее это прошлое, тем беднее его члены и не только в материальном плане, но прежде всего в интеллектуальном и духовно-нравственном.
«Достаточно будет уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов» как-то сказал Блез Паскаль. Что бы он сказал относительно катаклизмов ХХ века, большевистских репрессий, почти уничтоживших в России ядро независимых, интеллигентных и умных людей ?
Истоки рассматриваемой проблемы необходимо искать в социальных потрясениях, войнах и революциях, которые надломили российский народ в ХХ веке. Именно в результате Октябрьской революции вышел на историческую арену тот тип маргинальности людей, который определяет бытие россиян сейчас.
Ещё в начале этих катаклизмов прозорливый и таланливый писатель Иван Бунин в своей работе «Окаянные дни» так охарактеризовал этот тип маргинальности, порожденный революцией и гражданской войной «В этих лицах прежде всего нет обыденности, простоты. Все они почти сплошь резко отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо-холуйским вызовом всему и всем. Голоса утробные, первобытные. Говорят, матросы, присланные к нам из Петербурга, совсем осатанели от пьянства, от кокаина, от своеволия. Пьяные, врываются к заключенным в чрезвычайке без приказов начальства и убивают кого попало. Недавно кинулись убивать какую-то женщину с ребенком. Она молила, чтобы ее пощадили ради ребенка, но матросы крикнули: «Не беспокойся, дадим и ему маслинку!» – и застрелили и его. Для потехи выгоняют заключенных во двор и заставляют бегать, а сами стреляют, нарочно делая промахи.
Впрочем, многим было (и есть) просто невыгодно не распадаться с существующим. И «молодежь», и «вшивые головы» нужны были как пушечное мясо. Кадили молодежи, благо она горяча, кадили мужику, благо он темен и «шаток». Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя? Главарями наиболее умными и хитрыми вполне сознательно приготовлена была издевательская вывеска: «Свобода, братство, равенство, социализм, коммунизм!» И вывеска эта еще долго будет висеть – пока совсем крепко не усядутся они на шею народа».
Как заявил историк Виктор Кириллов на презентации книги «Большой террор в частных историях жителей Екатеринбурга» в катастрофе 90-х годов в России виноваты большевики. «Тот опыт, который мы прошли в 90-е, обнаружил, что у нас нет людей, нет умов, которые могли повести страну по более-менее правильному пути. А почему нет этих умов? Потому что мы уничтожали тех, кого не понимали. И мы изгоняли, избавлялись от тех слишком умных и тех, которые мутили воду там», — заявил Кириллов. Историк уточнил, что «большой террор» — это «долговременная политика гражданской войны, войны со своим народом, с лучшей его частью». Даже в сегодняшних проблемах, по мнению Кириллова, виноваты большевики. «Страна истощена, генофонд подорван, а мы все воинственный курс сохраняем. Это самое губительное, что большевики сделали».
За годы советской власти население Москвы полностью обновилось: от носителей былых традиций, культурных ценностей не осталось практически никого. А если и остались какие-то семьи или неприкаянные одиночки, то они предпочитали жить отъединено, никак не принимая участия в советских праздниках и в очередных громокипящих победах марксисткой идеологии. В разные периоды торжества этой идеологии, неуклонно множащуюся когорту советских начальников называли «какоскратией» (Ильин), «троглодитами» (Солоневич), «быдлом» (Солженицын), «болотом» (А.Кончаловский), но основная масса этой так называемой партийной элиты были неуязвимы для уничижительных эпитетов и презрительных характеристик. Они гордились своими постами, должностями, званиями, наградами; даже своей пошлостью в поведении и своей неизбывной одномерностью в мышлении.
Да, качества и свойства адептов тоталитарной секты большевиков больше подходили к упырям и вурдалакам, нежели к людям и подавляющее большинство населения бывшей Российской империи испытывало к ним вполне естественное отвращение. Но с течением времени эти омерзительные качества становились все более привычными, к ним притерпелись, тем более, что любые проявления свободной и вдохновенной личности беспощадно вытаптывались. Стремление к свободе приравнивалось к маниакальному психозу, а наличие таланта, побуждающего человека к дерзновенной созидательной деятельности стало синонимом личного несчастья и неизбежных невзгод. И вот столетие спустя столь неприглядный образ какоскратов и троглодитов, кваков и жабуляков, присущий наиболее активным «преобразователям мира», уже начал проецироваться на весь русский народ, который продолжал бережно хранить мумию величайшего из злодеев на своей главной площади. Никто не заставлял тысячи обывателей выходить на митинги с требованием придать Сталину ореол святости. Миллионы людей кручинились и тосковали по поводу утраты безмерно деспотичного тоталитарного режима. Не осталось в обществе мудрецов и смельчаков, способных быть «совестью нации», зато в избытке шустрили плуты и прохвосты, мошенники и жулики
Все мы прекрасно видели по телевизору как «затаптывали» невыразимым шумом выступления академика Сахарова в Думе, как настойчиво именовали Солженицына то предателем, то агентом международного влияния. И вот к десятым годам XXI века в стране практически окончательно повывелись люди крупного масштаба, осталась только масса, безусловно поддерживающая все начинания верховной элиты страны. Повторюсь, спасительным было лишь то, что общество не понимало своего жалкого состояния, степени своей погруженности в трясину безмозглости и невежества. К тому времени все эти банкиры, командиры силовых структур, сенаторы и чиновники, руководители СМИ и госкорпораций сплошь являлись потомками людей, так или иначе причастных в сталинскую эпоху к возведению церкви красного дьявола. Для них естественнее естественного были чугуно-литейные идолы «вождя мирового пролетариата», высящиеся на площадях всех российских городов, и сама Красная площадь с мавзолеем в центре по-прежнему виделась им «каменной иконой столицы». По-прежнему сотрудники ФСБ торжественно отмечали юбилеи образования ЧК и чеканили соответствующие медали для своих сотрудников. А дипломатический корпус в Троцком видел своего родоначальника. И даже союз кинематографистов отмечал день своего рождения, совпадающий с днем национализации большевиками в 1918 году всех частных киностудий.
Великий наш пророк Иван Ильин предсказывал, что на выходе из большевизма Родина наша рухнет в криминал, и остерегал от того, как от самого худшего развития событий. Увы, мы, как проклятые и приговорённые, движемся по траектории «от плохого к худшему»…
Из большевизма Россия вышла не к национальной диктатуре, а к диктатуре криминальной. К беспределу. И, вот, тридцать лет длится этот переходный период, период беспредела, период перманентных кризисов и всевластья криминала. Можно ли удивляться, что на этом фоне усталые души ностальгируют по иллюзии порядка, стабильности и защищённости, связанной в их восприятии с СССР? Эта ностальгия всего эффективнее была бы излечена устроением подлинно правового государства, в котором благополучие его граждан ставилось бы во главу угла.
Но что же мы видим? «Макарошек на всех хватит», «вас никто не просил рожать», «голодание полезно для здоровья», «собирайте ягоды», «и на три тысячи прожить можно», «ешьте гречку», «учителям больше платить незачем»… Такое ощущение, что представители власти в последние месяцы участвуют в необъявленном чемпионате – кто более смачно и цинично плюнет в лицо гражданам. И вызывает ужас, насколько представители властных структур оторваны от народа, закапсулированы в своем мире, поддерживаемом силой властной вертикали и правоохранительных органов.
И если бы это плевание ограничивалось лишь вербальной сферой! Но ведь данные соревнователи сочиняют, принимают и исполняют законы, проводят реформы.
И, вот, получаем мы одну за другой: пенсионную реформу, реформу энергетики, налог на самозанятых и т.д. и т.п. Все они, как одна, прямо нарушают Конституцию РФ, декларирующую, что РФ – государство социальное и запрещающую ухудшать положение граждан. Все они прямо бьют по благосостоянию и правам рядовых граждан. Нас пытаются уверить, что всему виной санкции и тяжёлое международное положение.
В качестве еще одного примера морального падения нации приведем слова общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей в аппарате при президенте Российской Федерации Потапенко Д.В. – «В Штатах 70% частного мелкого бизнеса. Какое отношение это имеет к России? При инвестировании денег в стартапы инвестор сталкивается с рисками, и в Штатах эти риски можно чем-то закрыть. У российского инвестора риск кратно больше. У нас слишком много дебилов. Количество дебилов запредельное…». (Дмитрий Потапенко: «Риск инвестора огромен, поскольку количество дебилов запредельное»
Однако вряд ли подобное отношение к бизнесу можно объяснить исключительно низким интеллектуальным уровнем. Ведь в других государствах те же выходцы из России вполне успешно занимаются бизнесом, поскольку важна среда и отношение властей к бизнесу. Похоже, кому-то в России очень нужно искусственно держать предпринимателей в таком затравленном и подчиненном состоянии. Это объясняется тем, что у нас в принципе не было по настоящему рыночной экономики, без которой невозможно дальнейшее развитие. Преобладающим экономическим укладом в России и странах СНГ является получение ренты от природных ресурсов, аренды, должностей, что сближает этот строй с феодализмом. Повсеместным получением ренты от занимаемой должности экономически объясняется столь высокий уровень коррупции и местничества с повсеместным бизнесом для своих, поэтому тщетные попытки борьбы с коррупцией без системного изменения экономического уклада. Эти постсоветские рантье не заинтересованы в конкуренции и развитии широкого класса предпринимателей, поскольку развитие подлинных капиталистических отношений, развитие гражданского общества и подлинной партийной системы отодвинут этих рантье от кормушек, которые они рассчитывают и дальше передавать по наследству своим потомкам. При таком раскладе имитация борьбы с коррупцией и имитация экономических реформ подобны желанию унтер-офицерской вдовы высечь себя. При таком отношении к мелкому и среднему бизнесу говорить про сравнение с США, с Евросоюзом или Китаем не приходится. Россию и другие страны СНГ по своему социально-экономическому развитию могут скоро обогнать уже изрядное количество стран Африки, если она и дальше будет заниматься болтовней, а на деле консервировать этот экономический уклад, гробящий всякую инициативу и энтузиазм снизу.
Не следует забывать, что поведение человека в значительной степени продиктовано не соображениями морали, а биологическими, порой откровенно звериными инстинктами и желаниями. Однако непреложная истина и в том, что именно человеку отдавать приятнее чем получать, хорошие поступки дарят радость как вызывают горечь плохие, идти на смерть ради других ради родины и веры, ради любви дано только людям и в этом есть человек, и в этом он прекрасен. В человеческой душе сосуществуют добро и зло. Задача семьи, общества и государства растить доброе начало в человеке и подавлять и минимизировать последствия его злой природы.
Николай Бердяев сказал, что «государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Вот и спрос с действующей государственной власти возникает тогда, когда мы наблюдаем, что государство катится в какое-то адское инфернальное состояние, если судить о множащихся примерах запредельно злых поступков людей и падением нравственных барьеров в обществе.
Средневековое состояние России характеризует количество людей, обращенных в прямом смысле в рабство. По каналу «Москва 24» 17.10.2019 г. было сообщено, что около 800 000 россиян находится в положении рабов в связи с принудительным трудом, нередко сопровождаемыми побоями и издевательствами.
Олег Гривков
Алексей Шичанин
Русская Стратегия
|