Белоруссия останется привержена интеграционным процессам, в том числе в военной сфере, но при этом будет четко следовать своим интересам. С таким заявлением на встрече с генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Станиславом Засем выступил президент республики Александр Лукашенко.
«Коль выпала такая судьба для Беларуси в этом году возглавлять все интеграционные органы, мы будем делать это достойно… Мы будем, как и прежде, привержены интеграционным процессам, в том числе и в военной сфере, но при этом будем четко следовать нашим интересам… На эту суперпрагматичную позицию, ты знаешь, кто подталкивает республики, которые находятся вокруг этого интегратора», — отметил белорусский лидер.
В этом году Минск начал председательствовать в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), белорусский представитель Михаил Мясникович возглавил коллегию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а Станислав Зась стал генсеком ОДКБ. Кроме того, Белоруссия председательствует в Высшем госсовете Союзного государства и сопредседательствует в СНГ.
В мае этого года в Москве пройдет саммит ОДКБ. Лукашенко поинтересовался у Зася повесткой форума, осведомившись, как идет работа по продвижению предложений от Минска по развитию организации.
Лукашенко также говорит, что Белоруссия выступает за укрепление международного авторитета ОДКБ, расширение ее взаимодействия с другими площадками.
Кроме того, по словам президента, интересы Белоруссии должны соблюдаться во всех интеграционных объединениях, включая ОДКБ, при этом пока они абсолютно совпадают с интересами соседних стран и особенно членов организации.
«Они совпадают с интересами и России, и других членов ОДКБ. Да и не очень-то противоречат интересам Украины — нашей главной южной соседки. По крайней мере, мы делали и будем делать все для того, чтобы на Украине было мирно и спокойно», — сообщил Лукашенко.
Надо отметить, что некоторые наблюдатели обратили внимание на смягчившуюся риторику Батьки по отношению к Москве и интеграционным процессам с Россией после резкой критики на фоне спора вокруг цен на энергоносители.
— Работа ОДКБ очень редко вызывала противоречия среди участников организации, — отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Даже Белоруссия, которая часто выступает с критикой каких-то решений по линии работы ЕАЭС и Союзного государства РФ и РБ, практически никогда не критиковала формат ОДКБ. Можно вспомнить 2010 год, когда Александр Лукашенко покритиковал организацию за пассивность во время государственного кризиса в Киргизии. Но уже позже он заявлял, что никаких противоречий нет, а ОДКБ — это важный формат для Минска. С тех пор ничего не изменилось: ОДКБ продолжает свою работу, хотя можно предположить, что Москва и Минск немного по-разному смотрят на развитие организации.
Для Москвы ОДКБ интересна в качестве военного блока, который работает параллельно ЕАЭС, дополняя экономическую интеграцию тесным военным сотрудничеством. Минск хочет видеть в ОДКБ не столько военный блок, сколько организацию, которая бы занималась широким спектром безопасности, включая киберпреступления, наркотрафик и нелегальную иммиграцию. Оба эти формата могут спокойно сосуществовать.
Россия в ОДКБ является центральным участником, которая при этом берет на себя решение важных задач для развития организации, финансируя их. В России, например, происходит подготовка кадров для ОДКБ в военных учебных заведениях. От России приставлено больше всего батальонов для сил быстрого развёртывания, а российские базы являются плацдармом для работы организации.
Роль страны-председателя в организации является скорее формальной. Сильного крена в работе ОДКБ не наблюдается, вне зависимости от того, в период председательства какой страны работает структура. Но каждая страна старается привнести в повестку организации новые направления, которые она считает важной
«СП»: — А как же все громкие заявления Батьки с критикой интеграции?
— Александр Лукашенко за последние полгода наговорил много противоречивых вещей о членстве Белоруссии в ЕАЭС и Союзном государстве. Это привело, в первую очередь, белорусских граждан к осознанию того, что не все эти процессы якобы выгодны для их страны. И даже когда теперь президент Белоруссии говорит об интеграции, то ему приходится оговариваться и вспоминать отдельным образом об интересах Белоруссии.
В эту ловушку Александр Лукашенко загнал себя сам, хотя можно предположить, что это сделано намеренно — с целью, чтобы у Минска всегда была возможность лавировать между евразийской военной и экономической интеграцией и дезинтеграцией. Плюс это важно для Лукашенко перед президентскими выборами, которые пройдут там через полгода. Ему нужно закрепиться среди белорусов сразу в двух ипостасях — как в качестве союзника России, так и в качестве главного критика Москвы. Этот, казалось бы, противоречивый образ при отсутствии явной политической конкуренции со стороны оппозиции позволяет ему сохранять естественный высокий рейтинг среди избирателей.
«СП»: — Сообщается, что теперь в Белоруссии преследуют участников декабрьских акций против России. Означает ли это, что Лукашенко будет больше ориентироваться на Москву? В чем причина такой смены настроения?
— Белорусская оппозиция стала инструментом для Минска в переговорах с Москвой. Когда это было выгодно Минску, то акции оппозиции против интеграции в рамках Союзного государства проходили в Белоруссии без особого давления. А такой формат для белорусской оппозиции является крайне редким явлением. Заговорили даже об оттепели, которая позволит белорусской оппозиции вести себя более открыто. Но когда прошла информация, что Минск все-таки находит с Москвой общий язык по ценам на нефть, то заигрывания с белорусской оппозицией решили прекратить и вернуться к старому формату отношений.
В любом случае, напрасно было ожидать, что белорусской оппозиции позволят проводить акции протеста так легко вплоть до выборов президента. Александру Лукашенко нужны спокойные выборы, хотя это и не означает, что Минск больше не будет возвращаться к контролируемому протесту.
По словам эксперта по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрия Болкунца, Белоруссия всегда имела прекрасные отношения с Украиной, несмотря на разновекторность внешней политики.
— Особую выгоду извлекают отдельные белорусские деятели. Например, хороший доход приносит поставка топлива, продукции двойного назначения для нужд ВПК Украина, контрабанда продукции. Благодаря известным событиям аэропорт Минск-2 сумел сильно нарастить пассажиропоток, а Александр Лукашенко предстал на Западе в образе «белого и пушистого», а не «последнего диктатора Европы». Практически в каждой своей речи Александр Григорьевич старается сделать двусмысленный намек, направленный в сторону Москвы. Но не стоит тут искать какой-то подвох.
«СП»: — «Мы будем, как и прежде, привержены интеграционным процессам, в том числе в военной сфере, но при этом будем четко следовать нашим интересам», — заявил Лукашенко. А в чем эти интересы? И как далеко он готов следовать интеграционным процессам, в том числе в военной сфере? Что базу российскую у себя наконец откроет?
— Несмотря на сложные отношения Белоруссии и России, партнеры на ставят под сомнение Союзное государство, Евразийский экономический союз и военное сотрудничество. Вопрос о российской военной базе на территории Беларуси снят с повестки дня и больше не представляет интереса для двух стран.
«СП»: — Лукашенко говорит, что интересы Белоруссии должны соблюдаться во всех интеграционных объединениях, включая ОДКБ. А они там как-то не соблюдаются? Или Лукашенко еще что-то хочет себе выторговать?
— Александр Лукашенко рассматривает все интеграционные союзы с Россией исключительно как способ заработка с минимальными обязательствами. Вот и министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что «нет смысла работать над дорожными картами, пока не будут решены нефтяные вопросы». Тем самым подтвердив, что для действующего руководства Беларуси важен не результат, а бесконечный процесс получения финансирования под обещания.
«СП»: — Как вообще Минску удается одновременно сохранять нормальные отношения с Киевом и Москвой?
— Белоруссия не имеет конфликта ни с одной страной мира и в этом отчасти заслуга действующего руководителя Беларуси. В каких-то вопросах официальный Минск имеет с Украиной и жесткие разногласия. Например, Крым де-юре не признает, а де-факто ведет торговлю. Управление делами президента имеет в Крыму санаторий «Белоруссия», который функционирует по российским законам. Позиция очень гибкая, но достаточно неустойчивая. Хочешь жить — умей крутиться, гласит известная поговорка.
источник |