14 июля 1916 года нижегородская газета «Волгарь» поместила заметку, озаглавленную «Памяти героя». В ней говорилось о гибели в бою на австро-германском фронте полковника 11-го гренадерского Фанагорийского полка Павла Варгасова.
Газета вкратце сообщала о жизненном пути 54-летнего офицера-фронтовика. Родился в Нижнем Новгороде, обер-офицерский сын. Воспитание получил в Ярославской военной прогимназии и Казанском пехотном юнкерском училище, из которого был выпущен прапорщиком в 7-й пехотный Ревельский полк. Потом была продолжительная служба в Окском резервном батальоне, долгое время входившем в состав Нижегородского гарнизона. Словом, ничего необычного. Типичная карьера офицера армейской пехоты.
Но со временем незаурядный характер Варгасова стал проступать все ясней. В начале века осложнилась обстановка на русском Дальнем Востоке. Чтобы укрепиться на побережье Тихого океана Россия была вынуждена наращивать там военное присутствие, чтобы противостоять гегемонистским поползновениям Японии, правящие круги которой полагали, что Азия принадлежит исключительно желтой расе. В 1898 году была создана военно-морская база в Порт-Артуре, быстрыми темпами шло строительство Сибирской магистрали и ее маньчжурской ветви. Постепенно росла группировка сухопутных войск..
В 1900 году в Китае вспыхнуло восстание против иностранного влияния, которое возглавило тайное общество ихэтуаней («больших кулаков»). Удар повстанцев был направлен в том числе и на русские миссии и поселения, строящуюся КВЖД. В это время для усиления войск массово направляются из Европейской России офицеры, которых шлют на укомплектование вновь развертываемых и формируемых сибирских стрелковых полков. Среди них и охотник, то есть доброволец, Павел Варгасов. Участие в Китайской кампании 1900 года было его боевым крещением. По ее завершении Варгасов вернулся к месту постоянной службы, в 239 Окский резервный батальон Нижегородского гарнизона. Интересный факт: в 1900-е годы он состоял старостой гарнизонной Николаевской церкви при Военном манеже (см. фото).
Но мирная жизнь длилась недолго. В 1904 году Япония вероломно, без объявления войны напала на еще не достаточно окрепшие русские силы на Дальнем Востоке. Вооруженная до зубов Англией и США, обученная германскими инструкторами, воспитанная в духе ненависти к России и русским, японская армия имела значительный перевес в живой силе и артиллерии. Расчет строился на это преимущество, внезапность удара и в конечно счете – на победу в скоротечной кампании. На восток снова устремились эшелоны с подкреплениями. В числе офицеров-добровольцев, направленных на укомплектование частей Маньчжурской армии, оказался и капитан Павел Варгасов.
Остается невыясненным, в каком именно полку воевал на полях Маньчжурии храбрый боевой офицер-нижегородец. В списке капитанам по старшинству, составленном по 1906 год, сообщается, что в это время Варгасов состоит на службе в 324-м пехотном резервном Чембарском батальоне. Скорее всего, это опечатка. Резервного батальона с такой шифровкой, похоже, вообще не было. Зато в период японской войны в Казанском военном округе для отправки на Дальний Восток был сформирован из резервных частей 284-й пехотный Чембарский полк. Не на его ли укомплектование был направлен офицер-охотник Павел Варгасов, когда подал прошение о зачисление его в состав действующей армии?
Такая версия подтверждается и тем, что его старший брат Николай Варгасов также воевал в Маньчжурии в рядах этого полка, только позже, уже на завершающей стадии кампании 1905 года. Вполне вероятно, что братья сами упросили командование, чтобы их послали служить в одну и ту же часть. Так, к слову, было и в начале их военной карьеры: сначала оба поступили в Казанское юнкерское училище, а затем обоих распределили служить в один и тот же Ревельский пехотный полк.
За отличия в период войны с Японией капитан Варгасов был пожалован двумя боевыми орденами: Святой Анны 3 степени с мечами и бантом и Святого Станислава 2 степени с мечами.
Несколько лет он прослужил в составе Окского резервного батальона, пока не последовал высочайший приказ о переводе в 11-й гренадерский Фанагорийский полк. Перевод совпал с присвоением Варгасову очередного воинского чина – подполковника. Фанагорийский полк, входящий в состав второй бригады 3-й гренадерской дивизии, был дислоцирован в Москве. Эта воинская часть, сформированная самим Суворовым (полк носил имя Светлейшего князя), имела славные боевые традиции, в послужном списке фанагорийцев были участие в Отечественной войне 1812 года, войнах с Турцией, усмирении польских мятежей. За отличия полк удостоен трех Георгиевских знамен и двух Серебряных труб.
В составе Фанагорийского полка Варгасов и выступил в боевой поход летом 1914 года, после объявления Германским рейхом войны России и выхода Царского Манифеста об отпоре врагу.
Гренадеры-фанагорийцы приняли участие в Галицийской битве, понеся в ходе нее большие потери. После смены командования полк сражался у Ивангорода, затем, переходя вместе с третьей гренадерской дивизией и 25 армейским корпусом из одной полевой армии в другую, воевал то на Юго-Западном фронте, то на Западном. Храбро сражался, показывая пример бойцам, и штаб-офицер Павел Варгасов. В начале 1915 года за боевые отличия он был произведен в полковники.
Павел Александрович Варгасов пал смертью храбрых в бою с неприятелем 25 июня 1916 года, в ходе победоносной наступательной операции войск Юго-Западного фронта. Погребен на Московском братском кладбище.
В той заметке, напечатанной нижегородской газетой «Волгарь», говорится о двух других его боевых наградах – ордене Святого Владимира 3 степени и Золотом оружии. Пока автору не удалось найти документального подтверждения этим наградам.
Но еще одно отличие удалось установить точно. Высочайшим приказом от 20 октября 1916 года полковнику Варгасову было присвоено звание генерал-майора посмертно.
Чуть позже, уже после крушения русской монархии, верным слугой которой Варгасов был всю свою жизнь, его жена Елизавета Федоровна обратилась к властям с прошением о причислении ее вместе с четырьмя детьми в потомственное дворянство. По законам Российской империи такое право получал всякий, дослужившийся до чина полковника. Ходатайство вдовы боевого офицера было удовлетворено.
Старший сын погибшего фронтовика, Николай Павлович Варгасов, выбрал для себя профессию морского офицера-подводника. Незадолго до войны он окончил Морской корпус и был определен младшим офицером на линкор «Иоанн Златоуст». Когда случилась революция, а вслед за ней и гражданская война, лейтенант флота Николай Варгасов не колебался, на чью строну встать. Вскоре он вступил в Добровольческую армию и был зачислен в экипаж бронепоезда «Адмирал Непенин». Погиб в бою 14 октября 1918 года на разъезде Базовая под Ставрополем.
На снимках: Павел Варгасов; Военный манеж и гарнизонная Николаевская церковь в нижегородском кремле.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
|