Наступает Светлое Христово Воскресение, Праздник Праздников и Торжество из Торжеств. Христос воскрес - избавил нас от грехов, вечной смерти и власти дьявола. Мы все веруем, что воскреснем во всеобщее воскресение из мертвых. Своими страданиями и воскресением Спаситель победил смерть. В течение тысячелетия православные России праздновали Пасху в златоглавых храмах, соборах и монастырях:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
(Аполлон Майков)
Русские православные люди шли в храмы на службы Страстной Седмицы и Пасху во времена войн, мятежей, эпидемий. Даже в 1937 году в эпоху жестоких и кровавых гонений на Церковь, хотя бы по одному храму в пригородах или на окраине городов были открыты, и там шли службы на Страстную и на Пасху, и молилось довольно много людей. Большое число работающих храмов ещё оставалось в селах, и они тоже были заполнены народом. Молясь Богу в храмах, люди получали помощь и защиту от Господа.
Особенно старались посетить храм в Светлое Воскресение Христово. Святое Евангелие рассказывает нам о Воскресении: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними..." (Лк.24, 1-10).
"Сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо нам открыт Воскресением Христовым путь к всеобщему воскресению"- так пишет протопресвитер Михаил Помазанский в своей книге "Догматическое богословие" (Протопресвитер Михаил Помазанский, Догматическое богословие, Клин, 2001 г, с. 201).
Именно поэтому так светло празднуют Пасху в России, это самый главный, самый радостный праздник православных христиан. Особую благодать подает Бог на ночной пасхальной службе, которая в этом году состоится в ночь на 19 апреля. Затем пасхальная служба вечером, потом целая пасхальная неделя - Светлая Седмица, каждый день праздничные Литургии, крестные ходы, вечерние пасхальные службы, колокольный звон.
Воскресению Христову предшествовали Его Распятие и смерть. Перед Пасхой на Страстной Седмицы мы идём на богослужения, посвящённые Страстям (страданиям) Христа. В Великую Среду вспоминается предательство Христа Иудой. В Великий Четверг - Тайная Вечеря, и по этой причине православные стремятся исповедоваться и причаститься. Страстная Пятница - день Распятия Христа, в 14 часов совершается чин погребения Плащаницы. Все это дни строгого поста. "Христос взял на Себя грехи всего мира, принял на Себя вину всех людей. Он есть Агнец, за мир закланный" (Протопресвитер Михаил Помазанский, Догматическое богословие, Клин, 2001 г, с. 201).
В Великий Четверг и на ночной Пасхальной Литургии православные приступают к Исповеди и Причастию. Таинство Причастия установил Сам Христос, когда собрал апостолов на Тайной Вечере. Слово "Таинство" - означает сверхъестественное событие, действие, явление или чудо, непостижимое до конца ограниченным человеческим умом. В Евангелии мы читаем о том, что в Причастии принимаем Истинное Тело и Истинную Кровь Спасителя: "И, когда они ели Иисус взял хлеб, и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мы. 26, 26-28).
Необходимое условие для Причащения - покаяние, поэтому православные накануне Причастия подходят к Исповеди. В Таинстве Причастия мы приобщаемся ко Христу.
Приходить в храмы, каяться и причащаться постоянно призывал праведный Иоанн Кронштадтский: "Ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после причастия св. Таин или после усердной молитвы домашней, обычной или по случаю какого-либо греха, страсти и скорби, и тесноты Господь, по молитвам Владычицы, или Сама Владычица, по благости Господа, давали мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную, вместо нечистой, унылой и вялой, малодушной, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим. Слава силе Твоей, Господи! Слава благости Твоей, Господи! Слава щедротам Твоим, Господи, яже являеши на мне грешном! Дивлюсь величию и животворности божественных Таин: старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, - от причастия св. Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия св. Таин, в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем, как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!" (Сайт Православная беседа https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=509#%D0 Праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли о покаянии и причащении, Москва, Синодальная библиотека 1990)
В свое время, примерно в 12 веке, католики отлучили мирян от Причастия Крови Христовой из-за страха перед эпидемией чумы, латинские священники начали давать прихожанам только кусочек пресного хлеба - облатку. Но католичество - это еретическое ложное учение, а Православная Церковь всегда хранила Причастие мирян и Телом, и Кровью, и для Евхаристии ( Литургии) приготавливается только квасной хлеб, а не пресный.
Эпидемиями Бог наказывает людей за их грехи, так было и в древности, так и теперь. На Руси люди при эпидемиях начинали каяться и устремлялись в храмы на Исповедь и Причастие. Русские люди даже строили храмы во время эпидемий ускоренно, за один день. Такие храмы получили название обыденных. Так было во время эпидемии в Вологде. Вологодцы постились, каялись, молились и причащались в церквях: "...и притекающе к церквам Божиим, и с малыми детми, молящеся Господу Богу со многими слезами о согрешений своих, чтобы утолил праведный гнев свой и помиловал люди своя. И исповедающе грехи своя, и причащахуся пречистых Тайн Христовых, и отхождаху в домы своя и милостыни многи творяху. Не бяше бо тогда видети, или слышати во граде и в весех татбы и разбоя, лжи и клеветы, гнева и ярости, и обиды, и всякия злобы, но бяше любовь велия, яко же мощно с Давидом глаголати: «Благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим». А о житейском ничтоже помышляху, видяху бо вси людие пред очима своима смерть. И никто же бо тогда на купли упражняхуся, торжище бо упразднися, разве потребных нуждных, и то малое число. Бысть же сия смертоносная язва мало по прежде сего тогожде году и в царствующем граде Москве, и во иных градех, Божиим же милосердием утолися. Привлекает бо нас Господь нуждею, егда попущает беды, скорби, гонения, глад, губительство, огнь, мечь, болезни, печали и тем подобная. Ибо и пастырь непослушливую овцу и ленивую бичем ударяет: тем же убо и пророком Давидом реченное к Богу: «Броздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к Тебе». Сего ради слышаше сия, смиримся убо под крепкую руку Божию, да не всуе тецем, и страхом и трепетом, и слезами и воздыханми умолим милосердаго и долготерпеливаго Бога, ни весма бо презрети имать милосердый надеющихся на Него, яко же сам той рече пророком: «Призови мя в день скорби твоея, и избавлю тя, и прославиши мя». Недостизаем бо призывати Бога, и благий предваряет нас милостию своею и щедротами, и дает молитву молящемуся, и облак скорби разоряет, и утешает скорбящия, и падшия возстав-ляет Господь. Никтоже себе тако милует, якоже всех нас Бог, точию ожидает всегда покаяния нашего, слез теплых, поста и молитвы".
А кроме того, жители Вологды за один день воздвигли храм: "В глубокую ночь на 18 октября на Сенной, или как ее раньше называли Старой, площади при огромном стечении народа было начато строительство Спасообыденной Всеградской церкви. Уже к утру работа была окончена и церковь освящена архиепископом Маркеллом. Как свидетельствует Сказание, с этого дня никто из жителей больше не заразился язвой и болезнь прекратилась [*] [См.: Суворов Н. И. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви. Вологда, 1860.].
В этот же день жители Вологды составили замечательный документ – «общественный обетный приговор», где они обязались обеспечить сохранность и содержание церкви. В областном архиве в коллекции свитков сохранился «список с подлинного мирского приговору всех вологжан посацких людей слово в слово». Вскоре после описываемого события, 23 октября 1654 года, один благочестивый иконописец Вологды по желанию граждан в один день написал для церкви икону Всемилостивого Спаса" ( Н. Малинина, Историко- краеведческий альманах Вологды, вып.2, 1997).
Православные на Руси во время мировых поветрий и тяжёлых болезней молились перед чудотворными иконами. Например, Смоленской- Шуйской. Поучительна история этой иконы. В царствование Алексея Михайловича в середине 17 века в России свирепствовала моровая язва, особенно сильно это проявилось в городе Шуя. Жители города возложили надежды на Одного Господа, весь город огласился молебными пениями и ежедневными богослужениями в храмах. Несколько раз крестный ход обходил город. В это время прихожане Воскресенской церкви пожелали написать для своего приходского храма Смоленскую икону. Написание иконы поручили одному благочестивому подвижнику. Пока создавался образ, прихожане Воскресенского храма целую неделю провели в молитве и посте. В конце недели все они исповедались и приобщились Святых Таин. Потом вместе со своим священником они отправились в дом иконописца, взяли икону и поместили в своём храме. С этого дня моровая язва стала ослабевать в городе Шуя, прекратившись сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе ( по книге "Чудотворные иконы Матери Божией", издание Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1993 г). Во время эпидемий русские люди обычно молились перед иконами Иерусалимской, Грузинской, "Призри на смирение". После молитв перед этими чудотворными иконами эпидемии быстро прекращались. Молитвы Божией Матери всегда слышит Господь, и милует людей.
Русские люди усердно молились в Елоховском соборе Москвы на ночной службе с 4 на 5 апреля на Пасху 1942 года. Правительство разрешило провести Литургию и пустить людей в храм, отменило ограничение на передвижение по городу, хотя в том время был комендантский час и затемнение всех зданий - немцы постоянно бомбили Москву. В тот год не было только пасхального крестного хода.
Саму победу в Великой Отечественной войне Бог даровал русскому народу фактически 6 мая 1945 года, так как Берлин к этому дню уже был полностью под контролем наших войск. А 6 мая в 1945 году была Пасха. Кроме того, 6 мая - день великомученика Георгия Победоносца. Всю войну русские не только участвовали в битвах, но и молились Богу. И Господь услышал молитвы. Правительство разрешило открыть некоторые храмы, выпустить из концлагерей уцелевших священнослужителей, избрать Патриарха. Народ своими страданиями в войне, обращением к вере, очистил грех безбожия и разрушения храмов. Бог помиловал Россию. Теперь в России не чума, не холера, а эпидемия коронавируса. Бог посетил нас, ожидая нашего исправления. Чем защищаться от вируса и любой беды?
Оружие православного - молитва. И мы молимся Богу об открытии храмов для мирян. Предлагаю обратиться с просьбой об открытии всех православных храмов и соборов в Москве, Петербурге и по всей России для верующих на Страстную Седмицу и на Пасху к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и Президенту России Владимиру Путину. Если не все, то хотя бы небольшое количество храмов в Москве и областных центрах, а также в районных центрах и селах можно открыть для мирян, разрешив Литургию, исповедь и Причастие для всех православных.
Галина Сиротинская, Мурманск
Русская Стратегия
|