Как и следовало ожидать, на рекомендациях Минпросвета по добровольно-принудительному переводу школ на удаленное «онлайн-обучение» чиновники-цифровизаторы не остановились. 8 мая с.г. был опубликован приказ Минобрнауки о проведении выпускных экзаменов в государственных вузах в режиме онлайн с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (для вневедомственных учреждений эти меры носят рекомендательный характер). При этом с датой проведения ЕГЭ ситуация до сих пор не прояснилась: Минздрав предложил провести его в августе-сентябре, вузовская ассоциация рекомендовала организовать госэкзамен только для тех, кто планирует поступать в вузы, а остальным выпускникам школ просто выдавать аттестаты на основе школьных оценок (Рособрнадзор рассматривает оба сценария, а пока официальная дата проведения ЕГЭ остается прежней – 8 июня).
Приказ Минобрнауки о проведения ГИА в удаленном электронном формате предельно лаконичен, состоит из одного предложения и делегируют самые широкие полномочия университетам, никак не ограничивая фантазии ректоратов. При этом многие вузы начали активно выполнять директиву министерства еще раньше. Так, руководство СПбГУ в лице первого проректора по учебной и методической работе М.Ю. Лавриковой еще 6 мая издало приказ «Об утверждении Регламента проведения государственной итоговой аттестации с применением исключительно дистанционных образовательных технологий (ДОТ)». В нем говорится, что «в связи с чрезвычайными обстоятельствами» и «действуя в ситуации крайней необходимости» на сегодня «невозможно проведение государственной итоговой аттестации (ГИА) без применения дистанционных технологий». А потому по итогам ректорского совещания 6 мая было принято решение «утвердить Регламент проведения государственной итоговой аттестации с применением исключительно дистанционных образовательных технологий (ДОТ)».
Согласно новому регламенту, госэкзамены и защита выпускных квалификационных работ в этом году будет проводиться только с использованием системы инфоподдержки образовательного процесса Blackboard СПбГУ. По приказу первого проректора будут назначены координаторы за проведение государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), которые должны обеспечить взаимодействие с обучающимися, членами ГЭК, сотрудниками Учебного управления и Управления-Службы информационных технологий.
Отметим, платформа для удаленного обучения Blackboard (и транснацкомпания с таким же названием) создана в 1997 году коллективом разработчиков из США, имеет главный офис в Вашингтоне и активно используется различными вузами планеты. Понятное дело, никакой своей альтернативы в РФ не существует, так что мы снова зависим от ПО «уважаемых партнеров», обрабатывающих персональные данные, собирающие инфо об уровне знаний наших студентов и преподавателей (в том числе – ведущих учреждений страны). Причем конкретно в СПбГУ Blackboard эксплуатируется более 10 лет – с подачи института «Высшая школа менеджмента».
Самые примечательные моменты в Приказе касаются обязательной удаленной идентификации личности обучающихся:
«обучающиеся допускаются до прохождения ГИА только после прохождения процедуры идентификации личности и контроля соблюдения условий проведения ГИА в системе прокторинга…»
Для тех, кто не в курсе: прокторинг – это процесс удаленного контроля и наблюдения за прохождением какого-либо экзамена или испытания в режиме реального времени. В рамках работы этой системы руководство СПбГУ обязывает обучающихся:
«дать согласие на аудио- и видеозапись, последующее хранение этих материалов, предоставление доступа к ним членов ГЭК и уполномоченных должностных лиц Университета,
Установить веб-камеру, позволяющую визуально контролировать обучающегося во время выполнения аттестационных заданий, обеспечить равномерное освещение своего лица, не закрывать его волосами, одеждой, руками, очками с непрозрачными линзами,
Установить микрофон, позволяющий слышать все, что происходит в комнате, в которой находится обучающийся во время выполнения аттестационных заданий, по возможности исключить наличие на это время голосов или шума,
Предъявить (показать перед веб-камерой) документ, удостоверяющий личность, в раскрытом виде на странице с фотографией».
При этом самим студентам категорически запрещается «записывать каким-либо образом материалы и содержимое экзамена, а также передавать их третьим лицам».
В документе ничего не говорится о том, будет ли университет предоставлять все необходимое оборудование для ГИА студентам, не имеющим своих компьютеров, веб-камер и микрофонов. Есть только примечание: «обучающийся, который не может обеспечить работу системы прокторинга, должен заранее направить заявление об этом начальнику учебного отдела по соответствующему направлению».
Вот она, новая реальность от форсайтщиков-трансгуманистов, которую они годами приближали и готовили. Теперь каждый студент ощутит на себе все прелести тотального электронного контроля – отказа от ГИА в форме дистанта и какой-либо альтернативы для обучающихся в приказе Минобрнауки не предусмотрено. При этом у граждан остаются гарантированные Конституцией права на отказ от обработки личных данных, тем более – биометрических (личное изображение, запись голоса и т.д.) без их согласия, равно как и право на оказание «образовательной услуги» в традиционной форме (в том числе – экзаменов и прочих испытаний в рамках образовательного процесса). Но в нынешних условиях раздуваемой коронавирусной истерии цифролоббисты меньше все заинтересованы в соблюдении базовых гражданских прав и свобод и не хотят, чтобы сами граждане об этом вспоминали. Для всех сознательных соратников – приводим образец заявления против дистанционного образования, подготовленное группой ученых и педагогов (см. ссылку ).
РИА Катюша |