Православный писатель Василий Ирзабеков о защите русского языка
«Проблема чистоты русского языка – это не только проблема культуры, эстетики. Это еще и проблема национальной безопасности государства Российского. И таковой она стала не сегодня. Еще два века тому назад замечательный сын русского народа Александр Семенович Шишков предупреждал, что увлечение русских французским языком, отвержение ими своего природного богатейшего, удивительного, божественного языка не приведет ни к чему хорошему. Он оказался прав. И результатом этого стало декабристское восстание, по сути, мятеж, когда лучшие люди вышли на площадь, чтобы восстать против своего Государя. А спустя столетие произошел октябрьский мятеж, который некоторые называют «октябрьской революцией»…
Так вот, сегодня мы тоже находимся в ситуации, когда русский язык становится фактором национальной безопасности. Несколько лет назад проходил один из Всемирных русских соборов, посвященный проблеме демографии. Слово взял известный и уважаемый священник. И с трибуны – а там присутствовали члены правительства, которых подвергли очень жесткой критике – он заявил: «Братья и сестры, вы критиковали правильно. Только эти (он имел в виду чиновников, управляющих страной, – примеч. В.И.) пока хоть по-русски говорят. А вот те, кто придет на смену им, они и говорить по-русски не смогут».
Эти слова меня смутили. Я недоумевал, в чем же здесь суть. Неужто, подумалось мне, будем мы настолько оглуплены и безсловесны, что станем терпеть над собой власть иностранцев?! И только позже – и с совершенно неожиданной стороны – пришло, как мне кажется, понимание того, о чем предупреждал тогда мудрый пастырь.
Дело в том, что мне приходится много ездить по стране. В больших городах, в Москве после каждого выступления ко мне подходят пожилые люди с просьбой помочь их детям. Это родители или бабушки и дедушки тех, кого когда-то отправили в Великобританию для обучения с младых ногтей английскому языку. Эта страна нынче модна. Раньше был Париж, теперь – Лондон. Т. е. если у нас с вами первое слово – русское, первая колыбельная – русская, у них ВСЁ ЭТО ПЕРВОЕ – АНГЛИЙСКОЕ. А для чего? А для того, чтобы потом обучение им далось легко. Но, по сути, У ЭТИХ ДЕТЕЙ УЖЕ ПСИХОЛОГИЯ АНГЛИЧАН.
Достаточно сказать, что сегодня только в одном городе Лондоне официально зарегистрированы 300 тысяч русских, которые между собой называют его «Лондонградом». Причем такое образование, превращающее русских в нерусских, стоит очень дорого. Богатые же люди зря денег не тратят. И средства, расходуемые ими на своих чад, – это для них немалые инвестиции, которые должны вернуться солидными дивидендами. И они уже возвращаются. Вы спросите – как? ВЕСЬ МИР ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЕНЬГИ В РОССИИ. Ни для кого не секрет, что чиновничье кресло является лучшим местом. А кресла эти занимают вчерашние выпускники Оксфордов и Кембриджей, те самые внешне русские люди, сердце и душа которых таковыми не являются. Они тихо и незаметно, но целенаправленно получают ключевые должности менеджеров (иначе говоря – управленцев) во всех областях экономики и культуры. Мне приходилось несколько раз общаться с такими. Возникают странные ощущения. На тебя смотрит голубоглазый человек, у которого и фамилия, может быть, – Иванов, Петров. СМОТРИТ — И НЕ ВИДИТ. Невольно размышляешь: а сердце у них – каково? Русское ли оно? Вторя А.С. Шишкову, можно вопросить: а на каком языке они молятся Богу, да и молятся ли вообще?
Кстати, о фамилиях. Мне одна бабушка жаловалась, что внук не только не хочет говорить по-русски, читать русские книги, – он вообще не желает называться русским! Он даже окончание своей фамилии, привычное русское «ов», пишет как «офф» – «Давыдофф». При общении с ними чувствуешь холодок, как от алюминиевого крыла самолета. И это – беда. Потому что Россия для них, увы, не Родина.
Эта беда уже постигала Россию около двух столетий назад. Тогда французскими гувернерами было взращено несколько поколений барчуков и барышень, не умевших и даже стеснявшихся говорить на родном языке, у которых первые слова были – не русские, первая сказка и песенка, первые игры – не русские. <…> Если же вспомнить мудрое замечание великого В.И. ДАЛ о том, что НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ТЫ ГОВОРИШЬ, ТОЙ НАЦИИ ТЫ И ЕСТЬ, то сквозь кровавые контуры убийственной смуты в России, начавшейся с Сенатской площади и продолженной октябрьским переворотом и цареубийством, семью десятилетиями откровенного богоборчества, проступают контуры невидимого дирижера, во все времена – как и ныне – не оставляющего попыток перекроить русский кафтан на западный фасон.
_________________________________
Василий ИРЗАБЕКОВ. Святая сила слова. М., 2012.
(Курсив автора)
PS.
Горько такое читать, конечно, и ощущать себя на оккупированной территории…Часто вспоминаю небольшой репортаж начала 90-х годов прошлого века. Журналист беседует с монахом, который приехал в пустынное место восстанавливать порушенную в годы безбожия обитель, рядом несколько деревень, но, как писал Николай Рубцов еще в 1964 году, в таких местах уже «ПОИСЧЕЗАЛИ КЛАССИЧЕСКИЕ РУССКИЕ ЛЮДИ, смотреть на которых и слушать которых — одни радость и успокоение». И монах-подвижник это ощутил в полной мере и мог бы повторить опять вслед за Рубцовым: «Особенно… САМОЕ ГРУСТНОЕ на свете — СОЧЕТАНИЕ СТАРИННОГО НЕВЕЖЕСТВА С СОВРЕМЕННОЙ БЕЗБОЖНОСТЬЮ, давно уже распространившиеся здесь…». И вот журналист, видя такую удручающую картину вокруг, задает вопрос монаху: «Как Вы думаете, сохранится ли в России Православие?» Ответ меня поразил тогда…
«Не волнуйтесь за Православие, — сказал мудрый отшельник, — Христианство, Православная вера будут жить. А вот… сохранится ли Россия как государство русских – это еще вопрос». До сих пор вспоминаю эти горькие слова… Ведь все, что увидел тогда в глубинке монах, дало плоды и русские добровольно или вернее безвольно отдали свое государство… Это произошло (есть такое мнение и я его разделяю) оттого, что был уничтожен с 1917-1938 гг. генофонд именно мужского русского населения, и нация была обезглавлена, не было лидеров национальных, не рождались…, генофонд не восстанавливается за 50 лет даже при благоприятных условиях, а когда у нас были благоприятные условия??? Конечно, Богу всё возможно… и нам, русским женщинам, остаются только надежда и молитва…
источник |