Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 125
Гостей: 125
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2020 » Май » 24 » ОН ДАВАЛ ДУШУ МРАМОРУ. 215 лет памяти Федота Шубина
    21:47
    ОН ДАВАЛ ДУШУ МРАМОРУ. 215 лет памяти Федота Шубина

    Так уж устроены мы, что имена Микеланжело или Родена говорят неизменно много больше, нежели, скажем, имя Федота Шубина… А, между тем, созданные им работы, помимо того, что являются величайшими произведениями гения, но и дают нам самое живое представление о главных деятелях блистательного века Екатерины, а также её сына и внука.

    Когда мы смотрим живописные портреты и гравюры 18-го века, то – за редким исключением – получаем в известной степени приблизительное представление о внешности тех, с кого они были писаны. В те поры художникам ещё нечасто удавалось изобразить свою модель так, чтобы она казалась совершенно живой, достигнуть фотографического сходства (столь презираемого ныне модернистами). Но если вы увидите фотографии бюстов, выполненных Шубиным, возникнет чувство, что это никакой ни мрамор, но чёрно-белые снимки живых людей. И так – оживает эпоха, и её герои становятся столь же представимы нашему воображению, сколь поколения наших прадедов.

    Жила-была в деревне Течковская, что неподалёку от Холмогор семья черносошенного крестьянина-помора Ивана Шубного. Прозвание это получил он от называния Шубоозёрского ручья, протекавшего поблизости. В семье рос сын Федя, Федот, с малых лет показавший приметный талант к резьбе по дереву и перламутру. Земляк Шубных, Ломоносов, в ту пору уже успел подняться в столице, и Шубной-старший отправил сына под его покровительство.

    Перво-наперво юноша был определён придворным истопником в поразивший его воображение Петергоф. Здесь-то и заметил его фаворит Государыни Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов. Иван Иванович был замечательной личностью своего времени. Он никогда не искал ничего для себя, отказался от графского титула, возвратил по смерти Императрицы её прощальный подарок – 2 миллиона рублей – незадачливому царю Петру Третьему… Но именно стараниями этого человека был основан Московский университет, ряд гимназий и училищ в провинции, а также – Академия Художеств. И в этом Иван Иванович также не искал себе славы, но только пользы Отечеству и тех молодых, Богом одарённых людей, о чьей будущности он неустанно заботился.

    Позаботился щедрый меценат и о Феде Шубном, ставшим отныне Шубиным. Федот был принят в Академию, где тайны мастерства преподавал ему французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, воспитавший целую плеяду русских мастеров - Гордеева, Мартоса, Козловского, Щедрина, Прокофьева и других. В Академии Шубин учился шесть лет и окончил её с первой золотой медалью за рельеф " Убийство Аскольда и Дира Олегом". После этого молодой скульптор получил право трёхлетней стажировки в Европе.

    Первым местом совершенствования мастерства стал, разумеется, Париж. Здесь уроки Шубину взялся давать знаменитый Жан-Батист Пигаль, в знак восхищения талантом молодого русского скульптора отказавшийся от вознаграждения. Его талант был признан и другими прославленными французами. Скульптор Фальконе и философ Дидро ходатайствовали об отправке Шубина в Италию. Здесь он пробыл последний год своего пансионерства, настало время возвращаться в Россию.

    Однако, в это время на пути Федота Ивановича явился ещё один меценат – горнозаводчик Никита Демидов. Под его покровительством Шубин пробыл в Италии ещё два года, а затем вместе с ним совершил путешествие в Англию.

    Вернувшись в Россию, Шубин поначалу столкнулся я рядом трудностей. Его добрый гений Шувалов был в ту пору заграницей, Академию Художеств возглавлял теперь другой человек. Был период, когда скульптору не доставало дров для того, чтобы топить свою мастерскую. Однако, трудная полоса миновала, и вскоре Федот Иванович сделался самым востребованным скульптором Екатерининского двора. Всякий вельможа считал хорошим тоном заказать свой (а то и всей своей фамилии) портрет Шубину. Потёмкин, братья Орловы, канцлер Безбородко, Румянцев и Репнин, Голицын, Ломоносов, Зубов – пантеон Екатерининского царствования, более 200 работ… И, конечно, увековечен был Шубиным и образ самом премудрой Фелицы – бюстом и статуей в полный рост. Кроме того, Федот Иванович создал целую галерею портретов исторических деятелей России – Рюрика, Александра Невского, Дмитрия Донского и далее вплоть до Императрицы Елизаветы.

    Само собой, такая востребованность порождала зависть. В родной Академии Федота Ивановича недолюбливали, высокомерно называя «портретистом». Портреты считались тогда «низким жанром» в сравнении с монументальными композициями и т.п. Шубина не хотели принимать в число академиков. Он же в свою очередь не имел времени держать требуемый для этого экзамен. 

    Однако, в ту пору вернулся из дальних странствий Иван Иванович и с прежним усердием взявшийся помогать талантливым соотечественникам. В качестве экзамена Шубину были засчитаны его бюсты, и скульптор всё-таки получил звание академика. А, вот, звание профессора не доставило ему даже ходатайство всесильного Потёмкина. Профессором Федот Иванович сделался лишь при Императоре Александре. Старшим же профессором Академия так и не «почтила» своего фантастически талантливого и плодовитого воспитанника.

    Неверно было бы отнести Федота Ивановича лишь к «портретистам». Он занимался также созданием монументально-декоративного убранства Чесменского и Мраморного дворцов, Исаакиевского собора и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Известно, что в Троицком соборе Александро-Невской лавры Шубин выполнил часть фигур, расположенных «поверх колонн» под сводами собора, и рельефов на стенах сооружения. Однако, монументальное наследие скульптора до сих пор остаётся мало изученным.

    Интересно, что Федот Иванович был вовсе не чужд и живописи. Об этом свидетельствует в частности прекрасно написанный им собственный автопортрет.

    Искусствовед Д.Аркин справедливо отмечал, что «умение увидеть и пластически выразить "противочувствия человеческой натуры"» позволило скульптору создать «коллективный портрет своей эпохи». Одним из особенно ярких примеров указанного умения является бюст Императора Павла, каждая черта которого удивительным образом живёт в мраморном портрете. Федот Иванович творил подлинное чудо, наполняя жизнью холодный камень, заставляя дышать бесчувственное изваяние. В этом отличие гениальности от ремесла… Гений-творец, подобно Творцу Небесному, животворит, вдыхает жизнь во всякое свое творение. И если желаете вы представить вживе «век золотой Екатерины», то обратитесь не к низкопробным «мыльным операм», но к творениям великого русского гения Федота Ивановича Шубина.

    Е. Фёдорова

    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 973 | Добавил: Elena17 | Теги: даты, сыны отечества, люди искусства
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru