Пресловутая пандемия высветила многие любопытные стороны, а вернее, тенденции современной российской действительности. Особенно заметны попытки создать систему тотального контроля над гражданами России. С благими целями, конечно.
И вот уже мы слышим о том, что в недрах Федерального Собрания РФ рождаются идеи одна прогрессивней другой. То принудительной вакцинации всех школьников, то всеобщего цифрового регистра граждан, где будут собраны все-все-все наши персональные данные.
И не волнует авторов таких проектов, что они могут обернуться для миллионов граждан бедой. Что, к примеру, исследования вакцин длятся обычно много лет, а если в этом деле поспешить, то последствия прививок могут быть самыми пагубными. Игнорируется и то, что , загнав человека порочный круг, в котором он и шагу не сможет ступить без электронных карт, кодов и чипов, государство не только лишает его элементарной свободы, но и делает мишенью для разного рода преступников .
А с одним нелепым случаем автор столкнулся недавно в далекой от коронавируса сфере – архивном деле. Дело было так. Потребовались мне выписка о рождении из метрической книги одного из храмов города Самары – конца XIX века. Собирался уже направить запрос в архив Самарской области и заплатить немалые деньги (архивная служба сегодня успешно торгует историческим достоянием нации!) , как узнаю: на сайте самарского архива выложены электронные копии всех метрических книг. Можете себе представить мою радость! Теперь, мол, не придется тратить немалую часть пенсии на выпись в несколько строк о рождении.
Правда, на сайт Самарской архивной службы просто так не войдешь. Для порядка сначала нужно зарегистрироваться и получить учетную запись и только потом – милости просим в электронный читальный зал. И читай там метрические книги – не хочу.
Сказано – сделано. Регистрироваться на сайтах нам не впервой, и ваш покорный слуга принялся за дело.
Но не тут-то было. Как выяснилось, для регистрации вовсе недостаточно указать обычный минимум данных. Архивная служба забрала широко и потребовала предоставить ей не только, скажем, имя и эмейл, но и множество других персональных сведений, далеких, казалось бы, от того, что требует простая целесообразность. Регистрация оказалась многошаговой, длительной, затратной в смысле сил и времени. Чтобы перейти к следующему шагу, необходимо было сделать предыдущий.
Для получения желанной учетной записи Самарская архивная служба, кроме прочего, потребовала с будущего посетителя электронного читального зала:
- сведения о его образовании;
- место рождения;
- адрес прописки и фактического проживания;
- телефон;
- паспортные данные;
- сведения о детях;
- СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета);
- номер полиса ОМС;
- номер водительского удостоверения.
Скажите, для чего все это архивной службе Самарской области? Мол, зачем архивариусам, к примеру, ваш СНИЛС? Или номер медицинского полиса? Или сведения о составе семьи?
Но самое интересно было впереди. Даже предоставления всех указанных данных оказалось слишком мало, чтобы продраться сквозь частоколы и барьеры, воздвигнутые самарскими археографами на пути к фактически приватизированным ими метрическим книгам XIX века. В конце концов, подавив недоумение, я решил все это указать. Лишь бы информацию дали!
Но не тут-то было! Когда в своем пошаговом движении вперед мы дошли до указания города, сайт нашу информацию отторгнул, сообщив, что такой «населенный пункт не найден».
И оказалось, что все наши усилия, на которые было затрачено часа полтора, не меньше, – коту под хвост.
Как вы поняли, сражался я с продвинутыми самарскими программистами, придумавшими столь хитроумный фильтр для любителей архивных тайн, не один. Очень скоро убедившись, что для регистрации одного человека с высшим техническим образованием явно недостаточно, я пригласил жену, с высшим журналистским образованием и стажем работы более 20 лет.
И оба мы скоро сдались. Нет нужды говорить, сколько нелестных слов было сказано по поводу всех этих архивно-самарских заморочек.
Пытались мы позвонить по контактному телефону, указанному сайтом Самарской архивной службы, - тот был недоступен. Написали электронное письмо с жалобой директору центрального архива Самарской области Алексею Александровичу Карпец – ответа не получили.
Порочный круг замкнулся!
Какой же из всего этого вывод?
Не буду говорить, что цифровизация не нужна. Согласитесь, что ознакомиться с теми же электронными копиями архивных документов, не выходя из дома, без ожидания в очереди, очень и очень удобно.
Удобны и многие другие услуги, полученные с помощью интернета, бесплатно или по доступной цене, а главное – быстро.
Но что выходит на деле? Первое же столкновение с действительностью показало, что востребованная услуга – не более чем фикция. Видимо, самарские чиновники от архивов, в промежутках между своими прибыльными торговыми операциями, решили заявить о себе, как о самых креативных в стране. Мол, вот мы какие – выложили, и бесплатно, все-все метрические книги целой епархии. Читай – не хочу. Все для человека.
И не важно, что в итоге человек получил не бублик, а дырку от бублика. Главное, видимо, протрубить погромче.
Приведенный пример относится только к Самарскому архиву, но что то же самое не практикуется в других отделениях Федеральной архивной службы, утверждать не берусь.
Наверняка мелькнут у кого-то в уме и конспирологические версии. Мол, придуман этот электронный читальный зал с одной целью – завладеть вашими персональными данными. Версия, может, и нелепая. Но, скажите на милость, как еще объяснить тот совершенно сумасшедший перечень сведений, запрошенный сайтом, чтобы выдать вам пропуск в виртуальный читальный зал? Причем, сведения-то у вас вытянут, а пропуск все равно не дадут.
Станислав Смирнов
Русская Стратегия |