Мария Федоровна (1847 – 1928), императрица, супруга императора Александра III, до бракосочетания Принцесса Мари Софи Фредерике Дагмар родилась 14 ноября 1847 года в Копенгагене в семье будущего короля Дании Христиана IX и Луизы Гессенской.
Она была чуть ли не с младенческих лет обручена с Цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном Александра II, но 12 апреля 1865 г. цесаревич скончался в Ницце. На смертном одре он просил своего брата Великого князя Александра и свою невесту после его смерти вступить в брак.
После его смерти возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем.
Александр Александрович записал в дневнике: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни (так в семье Романовых звали Дагмару), тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил мое счастье».
11 июня он решился сделать предложение, о чем в тот же день написал отцу: «Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но все не решался, хотя и были несколько раз вдвоем. Когда мы рассматривали фотографический альбом вдвоем, мои мысли были совсем не на картинках; я только и думал, как бы приступить с моею просьбою. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слез. Я ей сказал, что милый наш Нике много молится за нас и, конечно, в эту минуту радуется с нами. Слезы с меня так и текли. Я её спросил, может ли она любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса. Она мне отвечала, что никого, кроме его брата, и снова мы крепко обнялись. Много говорили и вспоминали о Никсе, о последних днях его жизни в Ницце и его кончине. Потом пришла королева, король и братья, все обнимали нас и поздравляли. У всех были слезы на глазах».
17 июня 1866 была помолвка в Копенгагене, а через три месяца нареченная невеста прибыла в Кронштадт. В связи с замужеством принцесса Дагмар приняла Православие. 13 октября состоялось обручение, миропомазание и наречение новым именем — великой княгиней Марией Федоровной, а ещё через полмесяца, 28 октября 1866 года, был издан манифест о вступлении в брак наследника Российского престола Александра Александровича и Марии Федоровны. Не могу не отметить, что, будучи еще цесаревной во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. она работала простой сестрой милосердия.
1 марта 1881 г. император Александр II был убит боевиками «Народной Воли». Вступив в управление страной, престолонаследник только спустя два года, 15 мая 1883 года, официально короновался как Александр III в Успенском соборе Кремля.
Прожила Мария Федоровна 81 год, из них 52 – в России. Была цесаревной 16 лет, императрицей – 11 лет, ее счастливый брак просуществовал 28 лет, за это время в семье родилось шестеро детей: Николай, Александр, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Я несколько подробно остановился на биографии Марии Федоровны, ибо во-первых, она была, матерю последнего российского самодержца и во-вторых, никто из императриц не прожил в России такого долгого времени, как она.
Супруга будущего императора Александра III Мария Федоровна начала свою деятельность на ниве благотворительности сразу по приезде в Россию в 1866 г. и вначале осуществляла ее вместе со своей свекровью императрицей Марией Александровною возглавлявшей Ведомство учреждений Императрицы Марии.
Напомним, что после смерти супруги своей императрицы Марии Александровны Александр II 22 мая 1880 г. издал манифест, обращенный к Цесаревне Марии Федоровне, в которой в частности он предложил ей возглавить учреждений Императрицы Марии « и отнесетесь с тою же полнотою истинно христианского, материнского чувства, какая постоянно проявлялась в царственной деятельности незабвенной усопшей Императрицы».
После воцарения Александра III (1881-1894 гг.) и реорганизации Ведомства учреждений императрицы Марии в 1880 г. начинается новый этап в его деятельности.
Но прежде всего, отметим один очень немаловажный факт из жизни августейшей семьи. Мария Федоровна и ее супруг были известны широкими благотворительными акциям в области призрения больных и сирот. Только в Петербурге и его пригородах на средства царской семьи содержалось 17 заведений.
Однако продолжим. В состав Ведомства императрицы Марии вошли многие новые учреждения, в частности, особое Ведомство учреждений великой княгини Елены Павловны супруги Михаила Павловича младшего брата императора, созданное в 1873 г. В его состав входили училище Св. Елены для девушек всех сословий, Мариинский институт, Повивальный институт с родильным и гинекологическим отделением, детская Елизаветинская больница для бедных, Максимиллиановская амбулаторная лечебница, Крестовоздвиженская община сестер милосердия, включавшая в себя больницу, амбулаторную лечебницу и бесплатную школу на 30 девочек.
Не могу обойти вниманием личность великой княгини Елены Павловны. Принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) года в Штутгарте. В 1824 года вышла замуж за великого князя Михаила Павловича. После его смерти в 1849 году и до самой своей кончины Елена Павловна носила траур.
Крымская война 1853-1856 годов открыла простор для деятельности великой княгини. А все началось с того, что Елена Павловна оказала всестороннюю поддержку выдающемуся российскому хирургу, профессору петербургской Медико-хирургической Академии Николаю Ивановичу Пирогову. Ему несколько месяцев Николай I отказывал в его просьбе отправить в места боевых. Устав ждать, Пирогов обратился к великой княгине с просьбой помочь ему добыть разрешение отправиться на фронт. В результате по настояния Елены Павловны просьбу Пирогова незамедлительно удовлетворили. Более того, она со свойственной ей энергией взялась за создание отрядов сестёр милосердия в войсках, ставь таким образом одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия – предшественницы Русского общества Красного Креста.
Устав общины был утверждён 25 октября 1854 года. Поддержанная в своём начинании Пироговым, несмотря на противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела добиться согласия Николая I и создала первую в России военную общину сестёр милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами. Императора шокировала сама мысль о присутствии женщин в военных лагерях, но он был вынужден уступить энергичному напору своей невестки. По мысли Елены Павловны, работа общины должна была стать примером христианского служения ближнему. Д.А.Оболенский в книге воспоминаний писал: «Главная забота Великой княгини заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестёр, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями».
Елена Павловна написала воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. Великая княгиня финансировала деятельность общины, ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала раны. Для креста, который предстояло носить сёстрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго Моё на себя» и «Ты, Боже, крепость моя».
Свой выбор она объяснила так: «Только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога». 5 ноября 1854 года великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестёр, а на следующий день они уехали в Севастополь. Там их ожидал Пирогов, на которого было возложено обучение и руководство их работой в Крыму. Затем последовали другие отряды. С декабря 1854 года по январь 1856 года в Крыму трудилось более 200 сестёр милосердия.
Позднее Пирогов вспоминал, что в Севастополе раненые и тифозные больные лежали вперемешку в бараках, госпиталях, во дворах, на улицах. Свирепствовала гангрена. Крестовоздвиженки под руководством Пирогова навели порядок за 12 дней. Сёстры помогали при операциях, ухаживали за больными, утешали умирающих, следили за питанием и одеждой больных. Почти все они переболели тифом, были ранены, семнадцать из них умерли. В Петербурге же Елена Павловна лично следила за своевременной отправкой транспортов со всем необходимым для общины на фронт.
Но на этом не заканчивалась деятельность великой княгини на ниве дел добрых. Но это другая история и требует отдельного серьезного повествования.
Но вернемся к ВУИМ. Учреждений императрицы Марии включала в себя уже четыре крупных общества: Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых; Императорское женское Патриотическое общество; Московское благотворительное общество; Московское Дамское попечительство о бедных, которое имело 24 отделения и благотворительных заведений, среди них: Мариинское училище для 250 девочек, а также Александровско-Мариинское – для 250 девушек.
В 1890 г. в состав Ведомства вошло еще и Московское Елизаветинское благотворительное общество, занимавшееся организацией помощи грудным младенцам. Из них старейшим и крупнейшим было созданное в декабре 1812 г. Императорское женское Патриотическое общество, обязанности покровительства над которым впоследствии приняла на себя Императрица Александра Федоровна супруга государя Николая II.
Своей основной целью общество ставило воспитание девушек “преимущественно беднейшего состояния, в правилах веры и нравственности, давать им начальное общее, а также профессиональное образование, содействовать бывшим воспитанницам заведений общества в приискании мест и занятий и т.п.”.
Общество для достижения поставленных задач учреждало школы, различные курсы, рукодельные мастерские, в общем, заведения, готовившие девушек к практической деятельности, а также детские сады, санатории и т.д.
Воспитанницам школ Женского Патриотического общества, успешно окончившим курс основных классов, выдавались свидетельства на звание подмастериц. Кроме того им предоставлялось право на получение от попечителя учебного округа свидетельства на звание учительницы начальных училищ, если они, по достижении 16-ти летнего возраста, будут исполнять в течение полугода обязанности помощницы учителя или учительницы при каком-либо начальном училище.
Но особое внимание, встав во главе ВУИМ, Мария Федоровна, уделила, прежде всего, проблеме беспризорных детей и детей-сирот. По данным Комиссии сенатора К.К. Грота, в 1894 г. только в 34 земских губерниях в оказании помощи нуждались 390 тыс. детей в заведениях и 420 тыс. детей в семьях. Таким образом, оказания помощи детям стала приоритетным направлением Ведомства и развивалась в двух направлениях – призрение младенцев в Воспитательных домах и призрение детей в возрасте от 2 до 18 лет в детских приютах.
В память о 25-летнем юбилее бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Федоровны были открыты так называемые Серебряные приюты «Ясли» в губернских и уездных городах Вологде, Полтаве, Екатеринославе, Петрозаводске, Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и Таганроге.
Тем самым воплощалась в жизнь идея децентрализации Воспитательных домов, исходившая от Марии Федоровны. Ведь при нахождении этих заведений только в Петербурге и Москве многих новорожденных младенцев попросту не довозили живыми до благотворительного заведения, а среди тех, кого удалось довезти, наблюдалась высочайшая смертность, ужаснувшая Марию Федоровну еще в 1860-е гг., когда она, приехав в Россию совсем юной женщиной, стала вникать в проблемы благотворительного ведомства. В воспитательных домах в 1904 г. призревалось 59.337 младенцев, частью в самих воспитательных домах, частью с отдачей в чужие семьи и матерям.
Безусловно, расширение сети детских приютов по всей стране всецело заслуга Марии Федоровны. К концу 1880-х гг. в Ведомстве Императрицы Марии было только 129 детских приютов по всей России, в том числе 23 в Петербурге и 13 в Москве. Однако уже к 1 января 1901 г. общее число всех учреждений, принадлежащих к ведомству детских приютов, как отделению ВУИМ (включая 2 больницы, 4 родильных дома, 1 детскую библиотеку и др.), составило 428, из них 219 находились в Москве и Петербурге.
Такая стремительная положительная динамика объяснялась тем, что по почину императрицы в 1891 г. было (взамен старого, утвержденного еще в 1839 г.) принято новое «Положение о детских приютах Ведомства учреждений Императрицы Марии», упорядочившее их открытие и финансирование. Новое законоположение создало благоприятные условия для привлечения местных деятелей к вопросу устройства обездоленных детей.
Приюты стали создаваться в каждом губернском и во многих уездных городах, для чего благотворителями передавались дома, капиталы, земельные участки.
Движение за создание детских приютов, инициированное воспитанной в европейских традициях Марией Федоровной, приняло столь широкий характер, что в ведении Ведомства Императрицы Марии «за один только 1900 г. возникло 85 новых учреждений».
В составе Ведомства были уникальные не только для России, но и для европейских стран учреждения, в частности, для слепых и глухонемых детей. Первый опыт обучения глухонемых в России был сделан еще в 1803 г. по инициативе императрицы Марии Федоровны супруги Павла I, открывшей в Павловске первое училище для глухонемых. В 1898 г. По инициативе Марии Федоровны в структуре Ведомства было учреждено Положение о глухонемых.
Вахтанг Якобидзе
Источник