У эпохи распада, когда летела второй раз за век в тартарары Россия, были Голоса. Не в смысле вокала, а в смысле выражения народной души, голоса, которые переворачивали души, которые звали и вели за собой… Игорь Тальков и Максим Трошин. Символы вечной Святой Руси, образы её, явленные нам в лихолетье, вспыхнувшие ярким пламенем и отозванные в вышние миры… Русский витязь и русский отрок.
Сегодня исполняется 25 лет, как отозван был от нас русский отрок, которому не исполнилось и семнадцати. Этот отроческий голос, переполненный болью и любовью к России, нельзя забыть, как нельзя забыть и удивительных, удивлённо-скорбных глаз Максима. Его лицо – словно фреска, икона, написанная самой природой, самим Создателем. Образ русского отрока, нестеровского Варфоломея…
От рождения он был болен тяжёлой формой астмы. Отец, инженер, художник, поэт и журналист, лечил его по-суворовски – закаливанием. И – музыкой. Мальчик, которому трудно бывало говорить, начал не только играть на гитаре и гуслях, но и петь. Позже, выступая с концертами, в перерывах он пил лекарства, иногда терял сознание, но никто не знал об этом. О себе русский отрок говорил:
«Я не считаю себя певцом <вообще>, потому что у меня, на мой взгляд, нету особого голоса. Таких ребят, как я, миллионы в нашей стране, которая очень богата талантами, была, есть и будет, что бы там ни говорили все её противники. Но просто им не дают развиваться. <поскольку> В пении я самоучка, так же как и в игре на гитаре. Ну во-первых меня никогда не привлекала современная музыка, я в сущности не находил общения среди своих сверстников, поскольку все разговоры были практически на эту тему, мне они не интересны были. Я смотрю на своих родителей, на бабушек, на тёток, которые, когда приходят на наши семейные праздники, поют песни, простые русские песни, которых я раньше вообще не слышал. Я собираю их, записываю на кассеты. Но и они уже начинают их забывать благодаря этой ежедневной, ежечасовой пропаганде [поп-искусства]. Но это-то не остаётся в душах. Ведь что они сделали. На смену этому ничего не приходит. Потому что те вещи, которые они поют, они моментально забываются. В моде было одно, через месяц другое, через два месяца третье. Вот я привожу такой простой пример: Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места, бегаем по квартире, ищем, куда всунуть руки и почему телевизор не работает. То есть нас лишили самого главного. Раньше, [когда] света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет — и всё, мы уже трупы. Поэтому политика, я считаю, изменит очень мало. А самое главное — это культура и нравственность».
Максим выступал на сцене с 10 лет, в 13 он уже руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях, а также возглавлял молодёжную организацию Русского Национального Собора в Брянской области… Его звала учиться к себе великая Алла Баянова… Выступлению мальчика в колонном зале Дома Союзов внимали такие прославленные литераторы, как Распутин, Белов и другие. Актёр Александр Михайлов вспоминал, что от песен Максима перехватывало дух. Много лет спустя, приехав на могилу русского отрока, Александр Яковлевич скажет: «Максим относился к категории людей с обостренным чувством совести, с обостренным чувством беды, боли о Руси. Он чувствовал так, как не каждый взрослый сможет. И я счастлив, что соприкасался с такой породой людей, с этим русским дуновением ветра...»
Песни Трошин писал сам. На стихи Тютчева, Орешина, Есенина, Клюева, Рубцова… И на свои собственные. Пел он также песни иеромонаха Романа и Игоря Талькова, которого особенно почитал. «Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…», - говорил Максим.
Помимо музыки, русский отрок служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом архиепископа Мелхиседека. И это тоже было велением сердца: «Для моды я не делаю ничего. Поэтому я пошёл в церковь из чисто духовных побуждений, принял крещение, потому что мне это стало необходимо».
Юрий Павлович Трошин не дожил полугода до страшного горя – гибели своего единственного сына, которому посвятил он всю жизнь. Тело «Соловушки» нашли в Десне 5 июня 1995 года. В этот день он должен был ехать в Москву с концертом, а через две недели ему должно было исполниться семнадцать…
Одна из прихожанок Брянского Тихвинского храма, где служит теперь мать Максима, Надежда Михайловна, рассказывала, что погибший юноша вскоре приснился ей, и, когда она, его сверстница и подруга, спросила, что с ним случилось, ответил: «Не велели сказывать»…
Время и возраст – понятия условные. Божиим дудкам, Божиим посланникам на грешную нашу землю даются подчас короткие, как вспышка, сроки, в которые они должны выполнить данную им миссию. И они – выполняют. Спеша, словно боясь не успеть… Когда-то сестра князя-мученика Владимира Палея увещевала его отдохнуть, не торопиться. На это князь с грустной улыбкой отвечал, что должен торопиться, т.к. после 21 года писать уже не сможет. В 21 год он был убит, сброшен живым в шахту вместе с преподобной Елизаветой Федоровной и другими алапаевскими мучениками.
Максиму было дано ещё меньше времени. Но и его хватило для того, чтобы песни «Соловушки» и сегодня звучали над Россией, переворачивая сердца и зовя их на святорусский путь. Если большинству людей нужны годы, чтобы взрослеть, приходить к чему-то, то избранные души уже имеют возраст. Послушайте песни русского отрока, вглядитесь в его глаза, послушайте интервью с ним… Перед нами душа младенчески чистая, но исполненная такой мудрости, такого сознания своей ответственности, такого чувствования страданий своего народа, какие редко встретятся даже в людях много проживших и видевших.
«Русский человек, я считаю так, должен быть православный, прежде всего; это вера, которую наши отцы, деды отстаивали, была пролита; за эту веру кровь, за землю русскую. Русский человек должен, прежде всего, быть патриотом своей земли, а быть патриотом — это значит быть православным человеком. Потому что не православный человек, он не может быть патриотом. Одного только я желаю, чтобы хоть кто-нибудь хоть раз задумался о родине, об отечестве. Нельзя петь о России, если ты не чувствуешь этого. Если ты не православный человек, нельзя тебе. Это фарисейство просто-напросто. Так я считаю», - говорил Максим Трошин.
Четверть века прошло с трагического дня гибели русского отрока. С той поры не являлось на нашей земле истинных голосов её, таких, которые способны были бы преображать души. Пошлёт ли нам Господь вновь своих избранников? Нам остаётся лишь уповать на это.
Е. Фёдорова
Русская Стратегия |