Завершился очередной учебный год – наверное, самый странный в новейшей истории. Всю весну школьники и студенты вынуждены были «учиться» в режиме онлайн – разумеется, те из них кому этот режим оказался технически доступен. Начнётся ли новый учебный год в обычном режиме или же онлайн-эксперимент продолжится, пока неясно. Впрочем т.н. «цифровое лобби» уже активно продвигает переход на онлайн-«образование» не как экстренную меру, но как новую норму нашего бытия. Данная «норма» вызывает справедливую тревогу большинства родителей и педагогов. О настоящем и будущем отечественного образования мы говорим с нашим единомышленником, членом РПО им. Императора Александра III, преподавателем, философом, руководителем военно-патриотического клуба «Цесаревич» Андреем Валерьевичем Константиновым.
- Нынешний затяжной «карантин» остро обозначил проблему, о которой говорили уже давно. Цифровизация образования. Идеологи этого процесса активно лоббируют внедрение новой «удалённой» системы на постоянной основе. Какова цель лоббистов?
- "Цифровизация образования" это по сути разрушение образования как системы передачи знаний, навыков и воспитания - формирования способности человека быть личностью, т.е взаимодействовать с другими людьми. Т.е идет речь об уничтожении традиционного человеческого общества, а вместе с ним и государств, основанных на общественных отношениях.
- Сегодня в образовании, помимо «традиционного», государственного, существует довольно большое количество направлений, методик. Какая методика, на Ваш взгляд, предпочтительна и почему?
- Образовательные методики называют еще "ДИДАКТИКОЙ". Лучшая дидактика, позволяющая работать с большими классами и даже с разновозрастными разработана в СССР Еленой Васильевной Яновицкой. В советской школе она интенсивно использовалась в том числе и моими учителями. По сути дидактика Яновицкой создает на уроке эффект коллективной работы и отвечает пяти этапам работы сознания при усвоении любой информации. Поэтому информация по системе Яновицкой усваивается полностью на уроке и домашних заданий не требуется.
О достижениях Сергея Иосифовича Гессена, которые должны лечь в основу возрождаемой российской школы хочется сказать словами из Википедии:
«Фундаментальный труд "Основы педагогики" С. И. Гессена называют одним из лучших в столетии. Подготовку книги Гессен начал до революции в Петрограде и продолжил в первые послереволюционные годы в Томске. В ней автор осмыслил и критически проанализировал опыт мировой педагогики и традиции педагогического образования в России, сравнил важнейшие направления педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновал перспективные идеи образования и воспитания молодого поколения.
Разбирая в книге вопрос о свободном воспитании, С. И. Гессен подчёркивает, что свобода и достоинство ребенка — ценность № 1, однако реализовать этот принцип непросто.
Всесторонне развитой человек — это ... тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности.».
Гессен настаивает, что воспитание человека возможно только через правильно организованное принуждение. «Свободными — не рождаются, свободными — становятся!» — утверждает учёный.
Оформленная и изданная автором в эмиграции, книга стала основой организации системы образования Русского зарубежья. Профессор Богословского Православного института в Париже В. В. Зеньковский назвал этот труд в 1950 году «выдающейся книгой». Конец цитаты.
- Каковы главные задачи образования?
- Образование и воспитание формируют ту основу, на которой потом строятся общественные институты. Разрушение системы образования в нашем случае равносильно разрушению того общества, той среды в которой мы сейчас живем.
- Вы не первый год работаете с молодёжью, с детьми, ведёте ряд проектов. Расскажите о них, пожалуйста.
- Первый и главный общественнозначимый проект - это МОЯ СЕМЬЯ. Забота о будущем моих детей определяет всю остальную активность в обществе.
Вторым проектом стала попытка "убежать из города в деревню". Был построен дом, разбит огород, разводились куры, индюки, кролики. Потом переключились на коз и варение сыра из козьего молока. Дети выросли на природе, в трудах и при этом окончили музыкальную школу, преуспевают в учебе. Но стать крестьянами, фермерами мы так и не смогли. Т.е жить и радоваться на селе мы сможем, но без особой нужды отказываться от современной цивилизации и уровня отношений, которые она предлагает все же не хочется. Зачем? Русский город, русская деревня -это части нашего мира и они должны пребывать в гармонии, а не подавлять одно другим.
Третьим проектом является подростковый клуб "Цесаревичъ", где подростки развиваются как личности участвуя круглый год в походах, посещая церкви и дальние монастыри, занимаясь военной подготовкой, и бальными танцами. Проект клуба благословил настоятель поселкового храма о. Николай. Целью стало удержать подростков в церковной среде после того как они отзанимаются 3-4 года в нашей церковной школе, во многом напоминающей прежние дома пионеров. Несколько мужчин занялись с подростками тем, что было интересно нам и ребятам. Всем очень понравилось. Пришлось осваивать новое. В сорок лет я впервые после детского сада встал в пару с дамой и начал изучать танцевальные па. Без примера руководителя заставить современных мальчишек танцевать было бы невозможно. Теперь, убедившись в мощнейшем воспитательном значении танцев, часто на вопрос: "Что делать?! Что делать?! - Отвечаю словами из сказки Е.Шварца "Золушка": "Конечно же ТАНЦЕВАТЬ, Ваше Величество!" Воспитанный человек прежде танцует, а уж потом стреляет, что в современном мире часто забывается.
Четвертый проект сейчас только разворачивается и призван объединить первые три. В условиях поиска государственной идентичности происходит осмысление того какой должна быть школа в современном мире. Мною за образец школы будущего принята школа английских аристократов "Абботсхольм", где изучению наук сопутствует трудовое воспитание и овладением искусствами. При этом индивидуальные достоинства вырастают в ответственность личности, а коллективный труд развивает товарищество. Этот метод называется "пионерингом" и значительно больше мне импонирует чем формализм советской пионерской организации. В крайне усеченном виде метод воспитания "Абботсхольма" известен по успехам двух трудовых школ Антона Макаренко. По сути, четверо наших с супругой детей прошли полный курс "Абботсхольма", многое удалось передать ребятам из "Цесаревича". Теперь хочется воплотить это все в одном месте и сразу. Хотя бы для наших внуков. Почему бы и нет?
Пятый проект теоретический и соперничает в душе с остальными четырьмя практическими начинаниями. Древние греки делили жизнь человека на "биос практикос" - жизнь практическую и "биос теоретикос" - жизнь теоретическую. Обычно в человеке реализуется одно из этих жизненных направлений, но умение сочетать их признавалось особенно ценным.
В пятом проекте стоит задача понимания русского бытия, разработка теоретических основ русской жизни. Это очень важно, т.к. естественный путь жизни через передачу опыта поколений в семье и общественных группах - традицию в России исчерпал себя. Не то, что мы не желаем жить как предки, мы не умеем это делать. Не можем принять эстафету поколений и разучились ее передавать. Это трагедия - видеть обнажившуюся до предела суть русского бытия и сознавать, что мы можем быть последними кто это понимает. Эту трагедию переживали русские эмигранты сто лет назад, переживали ромеи Византии пятьсот лет назад, переживали эллины две с половиной тысячи лет назад и многие другие народы, построившие собственные цивилизации. Выход обретался лишь в создании философии - системы теоретических представлений, описывающих традицию и дающих возможность ее восстановить. Эллины в свое время сумели блестяще реализовать философский проект, что позволило не только возродить осознанные традиции, но и резко расширить культурную экспансию эллиннистического мира, соединив ее с военной экспансией Александра Македонского. Другим примеров возрождения через философское восстановление традиций является влияние немецкой философии на возрождение Германской Империи, которое, впрочем, не пошло немцам на пользу. Есть и другие способы возрождения цивилизации: религиозный, экономический, культурный, военный. Но без понимания нации самой себя они не могут стать надежным основанием развития. Экономика может рухнуть, военная мощь истощиться, религия выродиться в ересь, культура утратиться. Философия же позволяет остановить процессы разрушения и восстановить процессы традиции, т.е. процессы передачи духовных принципов, культурных кодов, трудовых навыков, предпочтение материальных условий. Для этого, как минимум нужно эти принципы, коды, навыки и условия осознавать и понимать их сущность, а это невозможно без философской рефлексии в эпоху разрушенной традиции. Поэтому ответы на вопросы что такое человек, что такое личность, душа, дух, сознание, в чем национальные особенности народов и как они отражаются на обществе, семье, государстве нашего народа - чрезвычайно, исключительно важны. Можно повторить вслед за лидером советских коммунистов Иосифом Сталиным: "Без теории нам смерть". И он оказался прав. Все построенное на лжи и обмане марксизма рассыпалось как песок за несколько лет как только был снят страх насилия. В отличии от социалистической модели в традиции передача кодов и устоев между поколениями происходит свободно и добровольно, по любви. То, что родители любят и ценят, то они и передают своим детям. Чем больше любят родители, тем больше достанется детям, тем богаче будет их цивилизация в будущем. Так сбываются слова Иисуса Христа: "Много возлюбившему дано будет много". Как существует и развивается общество и государство в традиции (передаче), в любви и смене поколений исследовали немногие философы: Аристотель, Макиавелли, Тихомиров, Гессен. Адаптировать их учение к современности, заполнить лакуны, не охваченные ими - задача современной политической философии, бе развития которой смерть наступит уже для России. Мои теоретические исследования тесно связаны с практикой и отражены в тексте "Русское общество":
http://ruskline.ru/analitika/2017/08/01/russkoe_obwestvo
И "Теоретические основы русского общества":
http://ruskline.ru/analitika/2016/01/15/teoreticheskie_osnovy_russkogo_obwestva
Приглашаю всех осмысливающих проблемы русского общественного устройства, русской государственности к конструктивному диалогу для внесения мышления в политическую реальность. Бездумность, неумение разработать политические категории для современной политики, интеллектуальная импотенция характеризует представителей официальной науки. Среди них много честных людей, патриотов, но работать в философском ключе, создавать новые парадигмы, отвечающие менталитету современников после столетнего засилия марксизма-материализма эти люди не могут, не умеют. Можно ли этому научится? Можно. Только нужно по капле выдавить из себя рабскую зависимость от одной парадигмы, и научиться сравнивать парадигмы, а потом и разрабатывать их. На Западе это умеют. От чего бы и нам не сделать то же самое, и в конце концов предложить свой русский вариант глобализации по русским правилам и на русских условиях? Об этом мой пятый проект.
- Общим местом давно стали сокрушения о том, что дети не интересуются историей, не читают. Что молодёжь невозможно увлечь консервативными идеями. Что на Ваш взгляд, как практика, необходимо, чтобы привить молодёжи вкус к родной истории, увлечь её родными традициями и т.п.?
- А кто-нибудь задумывался зачем нужны сведения о давно прошедших днях, давно умерших людей, т.е. пресловутая "история"? В качестве занимательного время провождения? Но современное кино и интернет гораздо занимательней. Для обучения чему-то полезному и практичному? Но современный мир предстает перед молодежью постоянно меняющимся, передовым, завлекающим новизной. В сознании молодежи срабатывает естественное понимание, что новое и ветхое несовместимы.
Но все меняется, когда заканчиваются детские игры, сюсюкание с детьми и начинается обучение жизни через приобщение к труду, через объяснение детям тех задач, которые им придется решать в будущем, тех проблем с которыми им придется столкнуться. С этого момента у детей начинает расти интерес к прошлому, к истории. Они начинают жадно искать примеры в прошлом, чтобы будущее не пугало своей неопределенностью. Таким образом, чтобы у молодежи появлялся интерес к истории необходима осознаваемая потребность в опыте и примерах предков, что всегда связано с осознанием сложности жизненных задач. Если будущее молодым людям не представляется проблематичным, то и потребности в опыте и примерах они не ощущают и предпочитают развлекаться.
- Большую роль в воспитании и формировании юношества неизменно играют произведения художественные. Какие книги, фильмы Вы рекомендовали бы в качестве «настольных»?
- На первом месте в воспитании детей должны стоят русские сказки. На втором месте тоже - сказки. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Чем больше таких "уроков", т.е. стандартных образцов поведения, которые признаются детьми правильными, тем лучше. Тем богаче будет их внутренний мир. Лучшие образцы "уроков" содержатся в Библии, с которой детей нужно знакомить обязательно. Потом следует русская литература и европейская. Из советской литературы сейчас актуально лишь то, что оставляло за скобками советские реалии, например детские рассказы Носова о приключениях Мишки. Значительный же массив советской литературы и кино имел цель доказать, что жить в стране советов хорошо, или научить жить в искаженной советской реальности. Но страны советов нет и эти произведения искусства оказались попросту не нужны в новых реалиях. Этот факт наводит на мысль: а нужно ли возвращать финансирование литературы государством, раз то, что написано на злобу дня становится ненужным следующему поколению. Есть, конечно и исключения, например книга Александра Бека "Волоколамское шоссе" о том как действительно воевали герои панфиловцы, а не как это представляла лживая советская пропаганда, с удовольствием читается и юношеством и изучается в военных академиях мира. Но в нынешней России эта книга совсем не издается. Кстати, то что было создано в советское время не по заказу сверху, а в качестве самодеятельности до сих пор волнует молодежь. Это относится в первую очередь к бардовским и рок песням. Современная молодежь с удовольствием распевает песни Визбора и Цоя, иногда даже не зная кто автор. Из современной российской литературы тоже немногое можно выбрать. В основном это книги современных писателей на духовные темы. Например, приключения из книг о Кассандре или кадетов из трилогии "Дети против волшебников". Эти книги вводят подростка-христианина в мир духовной, общественной и даже политической жизни, отвечая на множество вопросов. Эти книги дети читали по много раз. Поэтому я о них упоминаю. Гарри Поттера, естественно, наши дети не читали и фильмы не смотрели. Хотя не раз видели фрагменты по телевизору. Фильмы и книги о хоббитах, о том как якобы хорошо отказаться от духовного измерения жизни, чтобы предаваться радостям материального бытия тоже детям не полезны. Но есть книги и фильмы про Нарнию, которые интересны и могут оказаться полезными как для воспитания, так и для отвлечения детей от соблазнов мира.
Если отвлечься от сказок, то интересными и полезными оказалось множество голливудских фильмов про принцев и принцесс. Причина в том, что сюжеты про коронованных особ полностью исключают деньги как стимул к развитию сюжета, что заставляет героев проявлять возвышенные качества души. Таких фильмов немало, смотрятся они легко, а для воспитателей в них есть много примеров для ненавязчивого назидания.
Из российских фильмов лишь два я смотрел и пересматривал много раз: "Мы из будущего" и "Тариф на прошлое". Эти фильмы ставят проблему состояния нашей души, нравственных принципов. Интересны фильмы перелома 80-х и 90-х. Особенно запомнился фильм "Сократ" и сказка "Не покидай". Эти фильмы об одном: о совести и власти. Тоже не раз их пересматривал и сам и с детьми.
Из классики рекомендую смотреть и пересматривать экранизации Пушкина и Шекспира. Когда размышляешь над шекспировскими историческими хрониками, то становится понятно почему и как Англия стала владычицей мира. Русскую молодежь эти фильмы интересуют, особенно, если комментировать и пояснять. В нашем клубе мы проводили такие киносеансы с разбором сюжета и даже видеоряда, например, фильма "Повелитель мух".
- Говоря о просвещении детей, нельзя не отметить, что русскую историю худо знают у нас и многие взрослые. Отсюда во многом проистекает ностальгия по СССР… Как быть с этой проблемой?
- Советская история чрезвычайно мифологизирована. По сути, то, что изучается в школе и "общеизвестно", является собранием лживых мифов. Лишь это объясняет просоветскую ностальгию. Но удивительное дело, никто из мечтающих об СССР-2 не хочет там оказаться лично. Само предложение об этом воспринимается "неосовками" как угроза и чуть ли не проклятие. Забавно это наблюдать, но менее грустно от этого не становится. Для преодоления "совьет-ностальжи" полезно сравнительное изучение русской и советской истории. Тогда становится заметно, что грезящие об СССР желают увидеть в нем то, что уже было достигнуто в Российской Империи, и что было разрушено коммунистами, или было возрождено в крайне искаженном виде. Это относится и к советской армии, и к советской школе, и к советскому обществу и даже к экономике. Чего ни коснись, но все в СССР получалось карикатурой на реалии Царской России. Книг на эту тему сейчас немало, но некоторые хочется отметить. Это "История России, которую приказали забыть" Борисюка, "Взлет над пропастью" Пыжикова, "Царская школа" Галенина. Я не являюсь записным антисоветчиком и далек от злорадства, присущего некоторым критикам СССР. Я родился и вырос в советской России, и тем более горько осознавать ту степень падения, которая произошла в стране за последние сто лет.
Беседовала Елена Семёнова
Русская Стратегия |