Генпрокуратура и Главный информационный центр МВД РФ отказались инициировать общую реабилитацию всех раскулаченных и ссыльных крестьян России. Мотивы: у Генпрокурора – что реабилитация административно ссыльных находится в компетенции МВД РФ, у МВД РФ – что реабилитация проводится в индивидуальном порядке, по заявлениям заинтересованных лиц и организаций.
Одновременно эти ведомства отказались реабилитировать Максимова Михаила Андреевича, 1889 г.р. крестьянина села Винный Майдан Нижегородской области, раскулаченного и сосланного в начала 30-х гг. на том основании, что в архивах МВД и др. органов отсутствует его дело.
Обращение с ходатайством о реабилитации всех жертв крестьянской ссылки (только в Нижегородском крае и только в 1930-1931 г. было сослано на севера 42 тысячи раскулаченных и членов их семей) в апреле с.г. направлялось на имя Генпрокурора РФ И.В. Краснова членам Совета РПО им. Императора Александра III Е.В. Семеновой и С.А. Смирновым. Заявители предлагали также составить - на основе картотек Информационных центров МВД - общую базу раскулаченных и ссыльных и опубликовать их списки в СМИ.
Все это (реабилитация и публикация) является требованием Закона РФ о реабилитации , 1991 года. Таким образом, Генпрокуратура по сути отказалась выполнить требования Федерального закона, «отфутболив» обращение в другое ведомство, а то, в свою очередь, не сочло возможным восстановить доброе имя жертвы антикрестьянского геноцида со ссылкой на некие регламенты.
Что касается отказа реабилитировать жителя села Винный Майдан Михаила Максимова, то с одной стороны отказ формально правомерен, т.к. для реабилитации нужны документально подтвержденные доказательства факта применения репрессии, но с другой - свидетельствует о вопиющей неполноте наличных архивных фондов и картотек. Что в свою очередь может служить косвенным свидетельством уничтожения архивно-следственных дел.
Кроме того, этот факт говорит и о недостоверности официальных данных о масштабах коммунистического террора, всякого рода казенных справок о цифрах жертв репрессий (вроде справок Земскова и т.п.). В этом году исполняется 90 лет с начала кампании раскулачивания и "кулацкой ссылки", обернувшейся форменным геноцидом самого многочисленного сословия России.
Несколько слов о крестьянине Нижегородской губернии Максимове Михаиле Андреевиче. Это был крепкий крестьянин, настоящий хозяин, сельский труженик. Родился в 1889 году, проживал в селе Винный Майдан Арманихинской волости Нижегородской губернии. Вероятно, призывался на военную службу. В Первую мировую войну Михаил Максимов был мобилизован в ряды действующей Русской Армии. Воевал в составе 11 роты 37-го пехотного Екатеринбургского полка. Имел чин старшего унтер-офицера. За мужество и героизм был пожалован Георгиевским крестом и Георгиевской медалью. Крест 4-й степени № 143501 получил за отличие в бою 6 июля 1915 года у деревни Збойна. Эти данные приводятся в справочнике «Нижегородцы – кавалеры Георгиевского креста Великой войны 1914-1918 гг.», изданной в Нижнем Новгороде в 2018 году.
Согласно данным, полученным от родных героя краеведом Риммой Хадиатовной Таболкиной, ведущей в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области активную поисковую работу по розыску сведений о героях освободительных и отечественных войны – ее земляках, Михаил Максимов после войны вернулся в родное село и занимался хлебопашеством. Он имел крепкое крестьянское хозяйство, кормившее не только его семью, но и страну. Неустанным трудом Максимов достиг определенного материального благосостояния, имел небольшую мельницу, единственный в селе построил для своего семейства каменный дом. Естественно, в коллективизацию на его добро, добытое упорным трудом и потом, обратились алчные взоры здешних люмпенов-активистов, подстрекаемых краевыми и центральными властями. Максимов, по свидетельству потомков, был раскулачен и сослан вместе со своей семьей в какие-то необжитые районы. Однако, никаких документальных сведений о применении к нему репрессии в архивах почему-то нет. Вывод один – документы были изъяты и уничтожены? Или рассматривавшие наше ходатайство инстанции плохо искали?
Героем Великой войны был и родной брат Михаила Максимова, Василий Андреевич Максимов. Он был на четыре года старше. В войну сражался в составе 38-го пехотного генерала графа Милорадовича полка, старший унтер-офицер команды разведчиков. За боевые отличия Василий Максимов был удостоен Георгиевских крестов всех четырех степеней, то есть был Полным Георгиевским кавалером. Первую георгиевскую награду получил в декабре 1914 года. В 1915 году награждался Крестом 4 степени повторно, затем последовали Кресты третьей и второй степени. По совокупности отличий был произведен в подпрапорщики. А летом 1916 года был пожалован Георгиевским крестом 1 степени за то, что за выбытием офицеров принял командование на себя, выбил противников их его окопов и захватил пленных и трофеи.
Вот таких героев рождала русская земля. И именно они, соль земли русской, герои в ратном деле и труженики и образцовые хозяева в мирной жизни, становились главной мишенью антинародной большевистской власти.
Мы продолжим архивные поиски о герое Второй Отечественной войны Михаиле Андреевиче Максимове, подвергшемся репрессиям со стороны советской власти.
На снимке: картина И.С. Глазунова «Раскулачивание».
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии |