Во имя Отца и Сына
и Святаго Духа.
В сложное время мы живем. У нас нет пока еще явной войны, но частые столкновения в различных регионах страны русских людей с «пришельцами из земли чуждей» становятся все обостреннее.
И есть еще война тайная, духовная, не прекращающаяся ни на минуту. Каждые времена по своему сложные и трудные. Наше время сложно и трудно тем, что многим ни до чего нет никакого дела, кроме самих себя и своих личных проблем. Лозунг «хлеба и зрелищ» вполне подходит к потребительскому состоянию большей части общества. Решить даже малую духовную проблему, связанную с человеческой душой, часто предоставляется проблематичным.
Откуда происходит такое веяние? Где его истоки и корни? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, считая негативным событием распад Советского Союза, в связи с этим говорит о крушении исторической России.
Среди причин крушения он называет «несомненно упадок национального самосознания, национальной гордости…» Патриарх призывает российское общество заботиться о росте национального самосознания этой главной черте в душе русского человека. Весьма своевременный и необходимый призыв! Только бы услышали его русские люди, обратили бы на него свое внимание и приняли бы в свое сердце как руководство к действию в самом положительном смысле.
В наше время часто приходится видеть как даже в духовной среде стирается грань между добром и злом и преграды в этом стирании никто почему-то не ставит. Я который уже год задаю себе и другим вопрос: «Почему? Почему не принимаются никакие меры и не наказываются виновные? Почему с ужасающей быстротой разлагается определенными людьми церковная дисциплина? Людьми, призванными быть «солью земли!»
Никто не дает мне определенного и четкого ответа. Такое ощущение, что все очень устали и не хотят ни во что вмешиваться, лишь бы их самих никто не трогал. От чего эта усталость и апатия? Наверное, от нас самих. От тех дел, которые мы попускаем творить определенным людям в нашей среде, закрывая глаза на их образ жизни и поведение. От чего страдаем и мы сами. Ведь Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
От несоблюдения нравственных и духовных законов в людях, даже и духовного звания, притупляется и куда-то уходит интерес к жизни, к духовному деланию. Притупляется желание борьбы с грехом, с безнравственностью. Потому-то и творческих людей становится все меньше, а потребителей и любителей телесного покоя все больше.
Что толку говорить про все государство, если даже в своем, малом государстве, в своем духовном мире, мы не можем, не желаем навести порядок. Теоретически это возможно, и никто не мешает нам это сделать, но практически на данном этапе это неосуществимо. И причин к этому неосуществлению хватает. Одна из главных это то, что теперь, почти у каждого насельника монастыря мобильный телефон в руках вместо четок находится большую часть времени. Какой духовный климат создают эти телефоны с ежеминутными перекрестными разговорами на самые пустые и посторонние темы? Какое здоровье формируют они в людях?
Ведь никакой телефон не заменит живой молитвы. В старину при встрече спрашивали: «Как молитва?» Если ответ был положительным, можно было не задавать других вопросов, значит и в материальной жизни все было положительным.
Сейчас же «при встрече» по телефону задается масса пустых вопросов, этаких «актов вежливости», вроде: «Как дела? Как здоровье? Как там такой-то или такая-то? Какие планы?» И так далее. Но какой смысл спрашивать у больного про здоровье? Какое здоровье может быть у человека в буквальном смысле спящего с телефоном, забывшего про молитву, пост, добрые дела, забывшего про совесть этот голос Божий? Забывшего не только про других, но забывшего и про самого себя, про свое спасение, покаяние и очищение сердца от грехов?
Всякую вещь украшает мера. Телефон одно из вспомогательных средств в нашей жизни с разумным использованием. Но ни в коем случае ни цель. Если эти понятия смешиваются, то хорошего не ждите. Остерегайтесь идолопоклонства. Ведь кто кому служит, тот тому и раб. Истинная цель у нас одна соединение с Богом, обожение. Через молитву, пост, добрые дела, через церковные Таинства духовные средства, ведущие нас к Богу.
Второй момент отсутствие контроля над насельниками монастыря и масса свободного времени у определенного их количества. Люди предоставлены в основном самим себе и голосу своей совести. Прекрасное положение вещей. Духовное. Есть место личной инициативе и творчеству. Но что делать, если совесть в людях начинает куда-то исчезать, все слабее и слабее подавать свой голос? Или приобретать свойство мимикрии менять свою «окраску» в соответствии с окружающей средой, окружающими людьми и обстоятельствами? Что делать бедной совести, если ей не отводится принадлежащего по праву и важности месту?
Печально, но когда дело касается личных интересов, сохранения их за собой, то в моменты честных и правдивых ответов на поставленные вопросы перед лицом вышестоящего начальства, никто уже не дерзает мыслить самостоятельно и говорить честно. Только бы угодить, только бы невзначай не сказать неосторожного слова и быть на хорошем счету. Только бы ничем не испортить себе карьеру и купаться в милостях человеческих, забыв о совести и милостях Божиих. Так бывает. Часто бывает. Об этом говорят факты нашей лицеприятной и лицемерной, увы, жизни.
В чем же дело? Чего нам не хватает? Решимости, как говорит Преподобный Серафим Саровский. И еще пожалуй пастырей добрых, которые вели бы словесных овец стада Христова ко Христу, а не к самим себе. Чтобы пастыри не заслонили собой Христа, чтобы человеческое пристрастие чад к пастырю земному не отводило их от Небесного.
Чтобы не были пастыри наемниками и не пасли бы самих себя на пажитях тучных, бросив на произвол судьбы своих овец при первой же опасности. Об этом предупреждает нас Пророк Иезекииль. Потому-то пастырь добрый и душу полагает за овец своих, а наемник бежит, как только увидит волка, как только увидит опасность. Наемниками были евангельские фарисеи, к которым Господь наш Иисус Христос говорил обличительные слова. Они думали больше о своих личных выгодах, нежели о благе народа и потому не вели народ ко спасению.
Не было у них в душе и сердце простых, но таких спасительных слов: «Для пользы общества коль радостно трудиться!» Единственным «обществом» фарисеи считали самих себя. И в наше время такого хватает. Видим мы, как проходит параллель из ветхого времени в новое. Видим иногда истинных руководителей духовной жизни, наставников непрелестных. Но часто видим мы и «воров» и разбойников ложных самозваных «пророков», лжеучителей, еретиков, мнимых руководителей духовной жизни народа, думающих только о себе и своих интересах.
Все эти «руководители» пытаются войти в Церковь Божию не явно, не дверью, которая есть Господь наш Иисус Христос, единственный путь и для пастырей и для пасомых, а тайно через окно, путем воровским, беззаконным.
Мы сейчас находимся совсем рядом с театром боевых действий. Это нам напоминание. Все эти войны прошедшие и настоящие: Афганистан, Чечня, Сербия, Ирак и недавние события в Ливии, они от нас не так далеко, как некоторым кажется, а всего лишь на расстоянии вытянутой руки. Завтра и мы легко можем оказаться в их положении, в центре боевых действий. И неизвестно еще, захочет ли кто из земных властителей протянуть нам руку помощи, которую мы не протянули дружественной нам Ливии.
А если боевые действия рядом и завтра могут придти к нам, то разве к ним так готовятся? Разве уместны во время боевых действий пьянство, разврат, смех, шутки, разлагающее поведение дисциплина, сплетни, клевета, бездельничество и филонство? Если рядом война, то на войне и следует жить по законам военного времени. Нарушители закона наказываются по тем же законам военного времени. Чтобы у других пропала охота к провокациям и расхлябанности. Иного пути нет. Только путем принятия жестких законов можно навести порядок. Либерализм должен быть уничтожен, как разлагающий дисциплину фактор. И вот здесь-то, патриотически настроенный пастырь добрый, много может сделать с помощью Божией, с помощью верных Богу чад.
И в духовной жизни должна быть мобилизация патриотических сил. Примеры можно взять из двух войн Первой Мировой и Второй Мировой Отечественных, когда и духовные и мирские чины трудились каждый на своем фронте с полной отдачей сил. Не за страх, а за совесть.
И только интеллигенция, особенно перед Первой Мировой Войной, много способствовала революционным безпорядкам и ставила палки в колеса Русскому Православному обществу. Поэтому будем добрыми пастырями каждый на своем фронте, внимая голосу совести и чести. Ведь мы русские! С нами Бог! Так говорил великий полководец Александр Васильевич Суворов.
Господь наш Иисус Христос в Своем Евангелии говорит о том, что все последователи, исполняющие Его наставления, будут солью земли. Соль добрая вещь. Она предохраняет пищу от порчи и делает ее приятной на вкус. Также и мы, Христиане, должны предохранять мир от нравственной порчи и способствовать его оздоровлению.
Соль сообщает свою соленость всем веществам, с которыми соприкасается. Точно также и Христиане должны передавать дух Христов всем остальным людям, еще не ставших Христианами. Если же соль потеряет свою силу, то уже ничем ни сделаешь ее снова соленою, ничем не исправишь. Точно также и христиане, которым дано было благодатное общение со Святым Духом. Оставив духовную борьбу и впав в плотские грехи, они уже не могут снова быть солью земли, если не будет на то особого Божьего соизволения. Соль обуяла, потеряла свою силу и как сделаешь ее снова соленой? Такая негодная соль выбрасывается на попрание людям.
Будем помнить про это, про то, как опасно ходим и как легко можно пасть любому из нас, если не иметь в себе памяти Божией, спасительного страха Божия.
Ведь мы призваны быть светом миру, призваны воспринимать свет Христов и отражать его в мир. Должны жить так, чтобы люди видя наши добрые дела, прославляли через эти дела Бога. Вот наша миссия. Быть светильником, светящим всему миру светом Христовым, не хранить этот свет под спудом, не закапывать в землю данный нам талант, а всячески приумножать его.
Ко всему прочему мы должны помнить и о милосердном самарянине и следовать его добрым делам, его милосердию. В отношении заповеди о милосердии нет никакого различия между людьми. Здесь все равны. Про это нужно помнить.
Не будем уподобляться ветхозаветным законникам, для которых ближними были только соотечественники и единоверцы. Новозаветный закон отменяет все эти различия и учит всеобъемлющей евангельское любви ко всем людям. И смотреть нужно прежде всего на собственное сердце. Чтобы не было в нем холодности священника и левита из евангельской притчи, прошедших равнодушно мимо израненного разбойниками человека.
А милосердным к ближнему оказался только самарянин, человек, презираемый иудеями, человек ненавистный им. И вот, этот «ненавистный человек» превзошел своим милосердием и своей добротой и священника и диакона, людей, почивающих на законе, а на деле не знающих закона и не выполняющих его. Будем помнить про все это. Будем стараться быть с помощью Божией добрыми пастырями, а не наемниками, милосердными самарянами, а не законниками. Чтобы не было в нашем сердце жестокой холодности к людям и равнодушия к несчастным, нуждающимся в нашей помощи. Уподобимся в этом, в любви к людям, впадшим в какие-либо несчастья, милосердному самарянину, ибо милосердие есть необходимое условие наследования жизни вечной.
Аминь.
Иеромонах Иосиф
Русская Стратегия
|