Стало известно, что Герман Греф и его Сбербанк прикупили себе «Союзмультфильм». Сделано это было довольно просто: Сбер и ФГУП «Киностудия Союзмультфильм» создали совместное предприятие ООО «Союзмультфильм», в котором Герман Оскарович получил контроль над 80% акционерного капитала. Эта идея прорабатывалась «зелёным банком» с августа прошлого года, когда в правительство была занесена просьба разрешить комбинацию, целью которой была последующая приватизация мультстудии. Инициативу тогда поддержал профильный Минкульт, которому как раз подчиняется “мультяшный” ФГУП и Минфин, который собирался через Росимущество непосредственно проводить приватизацию. Теперь, после продажи Сбербанка правительству, эта история вообще не вызывает никаких вопросов: она внутрисистемна.
Говорят, что на первом этапе банк инвестирует в СП один миллиард рублей. По данным РБК, основную часть выручки ФГУП – это порядка 70% - обеспечивают лицензионные сборы за использование образов героев мультфильмов, 20% приходится на реализацию прав на «золотую коллекцию СССР» и новые фильмы, а 10% идут от рекламных мультфильмов и мероприятий студии. Известно, что на первых порах Сбербанк планирует запустить сериал про Сберкота, которого он продвигает в ВКонтакте и мобильном приложении. Однако отбить деньги это не поможет: Сберкот - очень странное животное. Оно неграмотное и обладает, мягко говоря, не киногеничной внешностью. Кто хочет, может его нагуглить – в поисковиках много разнообразных, в том числе веселых комментариев.
Правда теперь, после слияния с ФГУП в пароксизме мультистрасти, у Сбербанка появляется вариант “присесть” со своим Сберкотом на немного замыленный рекламой «Домика в деревне», но все равно чистый образ кота Матроскина. Осталось только повязать ему на полосатое тельце фирменный зелёный сберовский галстук, а копить и делить он умел и раньше. Только вот приключения этого банковского героя вряд ли окажутся кассовыми. Тех, кто помнит истинное «Простоквашино» в России остается всё меньше и меньше.
Хотя стоит заметить, что в случае со Сберкотом пиарщики Грефа просто с оптимизмом идут по популярной «няшной» кошачьей теме из YouTub’а – она дает самые большие просмотры у блогеров младшего школьного возраста и иностранных граждан, соответствующих им по образовательному уровню. Беда в одном – клиентами Сбера эти пользователи всемирной сети быть не могут, поэтому product placement для такой аудитории нефункционален.
Над «кошачьей» историей недавно отлично посмеялись создатели сериала «Мылодрама» на канале «Пятница». В нём бездарный сценарист, создавший единственный в жизни мультфильм «Кот Кокос и его друзья» становится властителем дум юности главного героя - работника автозаправки, призванного акционерами стать гендиректором телеканала, чтобы его разорить: знакомые телевизионные слияния и поглощения. Правда, сериал рассказывает, что “до самоцензуры” этот мультик назывался по “перестроечному”: «Кот Кокос и мышь Гашиш», но это не главное. Важно то, что в «Мылодраме» наглядно показали, что бывает, если кто-то пытается форматировать традиционные представления. Таких героев ждет позор и разорение.
А ведь лидер неформального рейтинга «геи в элите России» Герман Греф действительно хочет навязать нашим детям своё понимание окружающей действительности. Для него любой мультик – инструмент, с помощью которого на подсознательном уровне у ребёнка формируется искаженный образ будущего. Поэтому за доступ к “производству” на хорошем техническом уровне никаких денег Сбербанку не жалко. Тем более с последующей приватизацией.
Надо сказать, что взяв в прошлом году в Сбербанк на должность старшего вице-президента, руководителя департамента маркетинга и рекламы Марину Жигалову-Озкан, Греф думал, что “закрыл” тему мультиков. Ведь она уже проявила себя в работе над традиционными российскими ценностями, возглавляя «Волт дисней СНГ». Именно эта милая женщина приложила свои нежные руки к созданию фильма «Последний богатырь», сделанный совместно со студией Walt Disney в России, которую она возглавляла и вышедшего на экран осенью 2017 года. К декабрю фильм стал лидером проката, принадлежащего западным сетям – он заработал 1,6 млрд рублей. Эта полнометражная картина повествует о пути предательства, на который встал один из великих русских богатырей – Добрыня Никитич. Понимаете, в чем суть? Наш Добрыня – предатель! Этот лейтмотив вносит в сознание любого ребенка, воспитанного на русских сказках, когнитивный диссонанс от которого тот не сможет избавиться до старости. Ведь в семье учат: богатыри – защитники земли Русской. А потом внезапно оказывается, что один из них – «мерзавец, гад и сволочь». И нет больше в сознании маленького человека веры в хорошее, доброе, вечное. Зато он теперь знает, как принимать решения в стиле Германа Оскаровича – например, вовремя предать и, используя мягкие коммуникационные навыки, договориться с врагом. Но даже Марина Озкан, режиссер человеческих душ и сценарист, подготовленный МГИМО и Гарвардом, не смогла работать на Германа Грефа и уволилась в марте этого года. Говорят, что его идеи оказались слишком радикальны даже для нее.
Сейчас у «Союзмультфильма» в разработке находятся несколько мультсериалов. Некоторые совсем новые - «Тайны медовой долины» по мотивам Дарьи Донцовой для подростков, «Оранжевая корова», «Пластилинки» и «Зебра в клеточку», посвященный “чувству толерантности” – для младшего возраста. Кстати, три последних снимаются в сотрудничестве с «Первым каналом. Всемирная телесеть» Константина Эрнста, который за рейтинг готов продать любые традиции. Другие мультики, находящиеся в производстве – upgrade культовых тем советского периода. Хотят снимать новые серии «Ну, погоди!» в 3D, продолжение «Маугли» и «Простоквашино» - эти мультики для ребят 10 – 14 лет. Таким образом, студия «Союзмультфильм» под чётким руководством Юлианы Слащевой с 2017 года перекрывает все возраста детской аудитории. Причем внося, как говорят юристы, «существенные изменения» в старые бренды, а через новые инфильтрируя нашим детям ценности общества потребления и нового мирового порядка.
Надо сказать, что интерес к такому функционалу «Союзмультфильма» проявляет не только Герман Оскарович и его «Хорошкола». Деятельностью студии активно интересуется мэр Москвы и глава Оперативного штаба Госсовета по борьбе с новой коронавирусной инфекцией Сергей Собянин. Не зря же в январе этого года непосредственно перед объявлением пандемии COVID-19 в России, он навещал мультипликационную студию. Тогда мэр сказал ее сотрудникам, что Владимир Путин лично поручил оказывать содействие киностудии, чтобы создать на ее базе анимационный технопарк "Дом российской анимации". "Город с большим удовольствием помогает. Проект приоритетный для Москвы, потому что я действительно считаю такие проекты приоритетными", - в стиле мэра Киева охарактеризовал ситуацию будущий командующий по борьбе с коронавирусом. Председатель правления Юлиана Слащева это услышала, поэтому во времена самоизоляции провела «Союзмульткарантин», приковавший к гаджетам порядка 400 тысяч юных зрителей.
Поддержка Грефа, Собянина и всей «партии короны» без сомнения хорошо скажется на благосостоянии «Союзмультфильма» и современных российских аниматоров, которых теперь хотят на “удаленке” рассадить по мелким студиям, входящим в «Дом российской анимации». Ведь международный авторитет новых идеологических шефов обязательно поможет вернуть от японцев права на Чебурашку, переданные им более 15 лет назад. Вот и компании Cheburashka Project LLP давеча заявила: «Давайте жить дружно!». Не зря же командиры мультипликационных грёз так истово выполняют пандемические предписания ВОЗ.
А вот за наших детей страшно. Потому что мультики от Грефа и ему подобных - это еще опасней чем школа по Грефу, с отсутствием экзаменов, физики, математики и мягко говоря своеобразной этикой.
Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша» |