Солженицын не оставляет никого равнодушным. Его не любят во всех идейно-ангажированных фракциях нашего расколотого общества. Все без исключения левые, от огненно-красных до розовых, неистово ненавидят его за беспрецедентный вклад в критику и компрометацию социалистической практики и идеологии в их советском изводе. Для них Солженицын - литературный власовец, предатель советской родины, разрушитель СССР и прочее.
Значительная часть либералов ненавидит писателя за последовательный русский патриотизм, национально-консервативные и православные взгляды и борьбу с русофобией. Они видят в Солженицыне православного аятоллу, шовиниста, антисемита и черносотенца. Даже среди православных патриотов, националистов и монархистов, людей, чьи позиции, казалось бы, наиболее близки к взглядам Солженицына, есть, пусть и сравнительно малочисленные, недоброжелатели, их мотивы, как правило, обусловлены в наибольшем числе случаев влиянием потоков беспрецедентной клеветы, сформированных в рамках национал-большевистского и либерального дискурсов.
Многие из ненавистников Солженицына пророчили, что с течением времени его книги и его идеи быстро начнут забываться. Годы, прошедшие после его смерти, не снизили накала страстей вокруг его творчества и взглядов, скорее - наоборот. Все больше осознается масштаб его личности и богатство его жизненного опыта. Судьба провела его через невероятные испытания: войну, арест, ГУЛАГ, ссылку, заболевание раком и излечение от него, всесоюзную и мировую известность - после публикации «Одного дня Ивана Денисовича» (1962) и «Архипелага ГУЛАГ» (1973-1975), получение Нобелевской премии (1970), противостояние советской системе, высылку за границу, гигантскую ежедневную работу по созданию трудов, богатство которых нам еще долго предстоит усваивать, триумфальное возвращение на Родину, противостояние олигархическому режиму… В общем, хватило бы на множество незаурядных жизней, но - уместилось в одной.
Нет сомнения, что Солженицын своей деятельностью реально повлиял на ход истории, особенно в конце 60-х - первой половине 70-х годов XX века. Сравнение его с библейскими пророками появилось не случайно: он серьезно изменил сознание наиболее активной части общества, как в СССР, так и на Западе, подвергнув беспрецедентной по остроте и убедительности критике советский эксперимент 1917-1953 годов. После «Архипелага» отстаивать сколько-нибудь эффективно наследие Ленина-Сталина стало невозможно по интеллектуальным, моральным и эстетическим причинам.
Спустя четверть века после крушения коммунистического режима на первый план вышла русскость Солженицына, его сосредоточенность на болях, интересах и нуждах России и русского народа. Именно русский вопрос составлял стержень всей его деятельности.
Он невероятно остро чувствовал стихию изуродованной русской жизни и русской истории XX века. Собственно, именно она отражена и осмыслена в его великих литературных произведениях: «Один день Ивана Денисовича» - «Матренин двор» (1963) - «Архипелаг Гулаг» - «Красное колесо» (1983-1991). Сочетание художественного дара с талантом проповедника-публициста, постановка острейших социально-политических, нравственных, религиозных и культурных проблем своего времени роднят его с великими гениями русской литературы и общественной мысли - Федором Достоевским и Львом Толстым.
Публицистика Солженицына органично дополняет его собственно литературные произведения, подобно тому как «Бесы» и «Братья Карамазовы» дополняются «Дневником писателя», «Война и мир» и «Анна Каренина» становятся яснее вместе с «Исповедью» и «В чем моя вера?»
Его статьи исключительно важны. Большинство из них отнюдь не устарели и не потеряли общественной значимости. Главная тема Солженицына - русский народ, его проблемы и пути их решения, сохранение и приумножение русского народа.
Следует признать, что острый взгляд Солженицына виден через десятилетия. Уже в «Письме к вождям Советского Союза» (1973) он призывал к национальному сохранению и самоограничению через авторитаризм, чтобы избежать неизбежной трагедии, к которой вел страну коммунистический режим (он уже тогда понимал неизбежность геополитической катастрофы 1991 года). Писатель предлагал отказаться от смертоубийственной идеологии, от внешнеполитической экспансии, от красно-глобалистских амбиций, ведущих к безумной растрате народных сил и ресурсов, сосредоточиться на решении внутренних проблем русского народа, бросить освободившиеся средства на освоение собственного Северо-Востока, исконного русского Центра, сдвинуться не к Индийскому, а к Ледовитому океану. Причем национальный вопрос в СССР рассматривался им как главный, а тогда еще подпольные национал-сепаратистские движения - как самая большая опасность для СССР. Официальная пропаганда в то время безмозгло талдычила о новой исторической общности, развитом социализме и дружбе народов…
Разумеется, предложенная Солженицыным программа не могла быть реализована в условиях сохранения социалистической системы, которая была подвергнута острейшей критике в «Архипелаге ГУЛАГ» и сборнике «Из-под глыб» (1974). Она возникла в результате реализации проекта, первоначально предусматривающего уничтожение частной собственности, государства, религии, нации, семьи, буржуазного права, то есть тех институтов, без которых в принципе не может существовать человеческое общество. Проект неизбежно вел к беспрецедентному насилию над самой человеческой природой и ГУЛАГу. Лишь народное сопротивление утопии постепенно смягчило античеловеческие черты красного проекта. Окончательного преодоления большевизма (Николай Бердяев), впрочем, так и не произошло, несмотря на надежды русских-писателей-деревенщиков на то, что Россия переварит марксизм.
Подобного рода взгляды были непереносимы даже для дряхлеющего брежневского режима, ни о каком диалоге в тех условиях не могло быть и речи. После публикации «Архипелага» писатель был насильственно выслан за границу в феврале 1974 года. За рубежом Солженицын сохранил максимальную самостоятельность в действиях и суждениях, подвергнув резкой критике Запад, выступив против тупиков либерального глобализма и гегемонии европейской цивилизации (Гарвардская речь). Причем Александр Исаевич настаивал на прекращении разрядки и конвергенции, на экономическом бойкоте СССР, чтобы вызвать кризис коммунистического режима. Одновременно Солженицын выступил против русофобской позиции Запада и третьей эмиграции, всегда занимавших не сколько антисоветскую, сколько антирусскую позицию. Именно тогда он вводит в широкий оборот термин «образованщина» для характеристики русофобствующей интеллигенции.
Патриотическая позиция Солженицына обусловила нежелание писателя принимать американское гражданство и заставила отказать от встречи с Рональдом Рейганом в кругу диссидентов третьей волны (1982). Свой отказ, шокировавший американский истеблишмент, писатель мотивировал тем, что некоторые американские генералы предлагали избирательно уничтожить русское население СССР ядерными ударами. К началу 80-х годов Солженицын окончательно становится объектом неприятия и ненависти со стороны либералов, для которых он превратился в черносотенца.
Впрочем, главным делом жизни Солженицына - вплоть до начала 90-х годов - стало создание грандиозного исторического повествования «Красное колесо», в котором осмысливался феномен революции, приведший к русской трагедии XX века. Солженицын оригинально и глубоко раскрыл значение в русской истории таких фигур, как Столыпин, Парвус, Ленин, показал разрушительную безответственность русского либерализма в Феврале 1917 года. Однако прививка против нового феврализма не сработала, до сих пор именно «Красное колесо» Солженицына усвоено в наименьшей степени из всех им написанных произведений.
В конце перестройки в 1990 году, дождавшись, когда в СССР начнется публикация «Архипелага ГУЛАГ», Солженицын печатает публицистическое эссе «Как нам обустроить Россию?», представляющее развернутую политическую программу писателя. Она строилась на двух основных идеях. Первая - создание в условиях неизбежного развала СССР Российского союза из РСФСР, Украины, Белоруссии и Казахстана, который бы позволил смягчить надвигающуюся катастрофу и сохранить нерасколотым подавляющее большинство русского народа. Вторая идея - создание повсеместного самоуправления, опирающегося на местную общественную инициативу и позволяющего сформировать эффективную систему власти, сочетающую сильную центральную вертикаль с горизонталью земщины. Однако время, когда к писателю прислушивались, было безнадежно упущено. Инициатива к тому моменту была прочно перехвачена либеральными и национал-сепаратистскими силами. Распад СССР пошел по наихудшему сценарию, когда за пределами РСФСР оказалось около 30 млн русских. О подобии земского самоуправления мы, задавленные бюрократическим прессом, можем и сейчас только мечтать.
В 1994 году Солженицын переехал из эмиграции в Российскую Федерацию. К тому моменту ельцинский режим стабилизировался. Триумфального возвращения не получилось, писатель к тому времени совершил ряд несомненных ошибок, которые сильно подорвали его влияние на русское общественное мнение. Он слишком долго молчал, слишком долго выдерживал паузу с возвращением на Родину, слишком безоговорочно поддержал Бориса Ельцина в августе 1991-го и в октябре 1993 года, ошибочно видя в тех событиях только лишь подавление рудиментов коммунистического режима, сыграло свою негативную роль и нежелание Солженицына налаживать связи со складывающимся тогда патриотическим движением.
Новой номенклатуре не составляло особого труда во второй половине 90-х годов нейтрализовать идейное воздействие на русское общество быстро прозревающего от антикоммунистических иллюзий писателя. Начинается травля Солженицына со стороны либералов и коммунистов. Ему перекрывают возможность выступлений на российском телевидении, выступление в Госдуме (1994) сопровождалось тихой обструкцией. Солженицын переходит к оппозицию к олигархическому режиму. В 1998 году он демонстративно отказывается принять орден Андрея Первозванного от Ельцина и выпускает резко обличительную книгу «Россия в обвале», в которой подвергает сокрушительной критике все основные аспекты политики системных либералов. В 2001-2002-х выходит книга «200 лет вместе», посвященная русско-еврейским отношениям. Произведение органично вписывается в многотомье «Архипелага» и «Красного колеса», являясь в какой-то мере историческим комментарием к его основным произведениям. В целом же в нулевые годы литературная и общественно-политическая активность писателя постепенно снижалась. 3 августа 2008-го Солженицын скончался.
Свои главные жизненные задачи Солженицын выполнил и выполнил успешно. Он внес огромный вклад в избавление страны от коммунистического режима и, главное, сделал чрезвычайно многое для превращения советских людей в русских. Его основные произведения стали частью национального культурно-исторического канона, необходимого для возрождения русского самосознания и укрепления нашего цивилизационного суверенитета. Его призыв - «Жить не по лжи» - ни в коем случае нельзя отдавать либералам, мы, русские патриоты, сейчас должны избежать соблазна поддаться национал-большевистскому мороку и невольно подыграть на волне начинающегося нового кризиса в отношениях власти и общества либерально-западническим силам, стремящимся к новому и окончательному разрушению России.
источник |