Перефразируя стих «Панмонголизм»
В. Соловьёва (1853-1900) – мыслителя,
поэта, публициста.
«Таруса стала для нас тем же, чем для развития французской живописи деревушка Барбизон. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения». Эти слова принадлежат Константину Георгиевичу Паустовскому (1892-1968) – советскому писателю, ставшему нашим земляком и упокоившемуся на тарусской земле.
Подобное мнение, с полным правом, могли бы разделить – А.П.Чехов, Н.А.Заболоцкий, В.Д. Поленов, М.И.Цветаева, В.Э.Борисов-Мусатов, Н.П.Крымов, С.Т.Рихтер, В.Борисов и многие другие творческие люди, чьим творчеством освящена Та-руса – имена составляющие славу России. Однако, уже тогда, Па-устовский был озабочен фактами варварского отношения к тарус-ской природе и загрязнением Оки предприятиями Калуги и Алек-сина.
Озабоченность писателя была направлена в адрес ушедшего по-коления, а как обстоят дела у детей и внуков? Что они оставят по-томкам после себя? Оценим Тарусу туристическую, какой она представлена рекламой в настоящее время, тем более что местные власти нет-нет да провозглашают наш город туристической «Мек-кой».
Ещё недавно (как бежит время), по пути из Москвы в Тарусу за рекой Протвой (граница между Московской областью и Тарус-ским районом Калужской области) глаз радовали поля, перелески, лесные опушки. Сегодня поля – земли сельхозназначения рас-проданы и застроены так называемыми «коттеджными посёлка-ми». Теперь вдоль автодорог, вместо природного ландшафта - бесконечные разномастные металлические заборы, подобные оскалу вставных челюстей. Со времён «новых русских», эти по-сёлки понатыканы по всему району безо всякой оглядки на «Рус-ский Барбизон».
Как известно первое официальное упоминание Тарусы обозна-чено 1246 годом, но никто из наших предков за прошедшие века не посягнул застолбить берега Оки или реки Тарусы, как частную собственность. Они понимали - реки и берега, это Божье достоя-ние и принадлежат они всем. Но вот, в шестидесятых годах про-шлого века началось освоение экологически чистых мест отдыха на берегу Оки. Развернулось строительство ведомственных панси-онатов, баз отдыха и дачных сообществ. Те, кто уютно располо-жился на берегу Оки не гнушались и береговой линией. Не исклю-чение и садовое товарищество «Утёс» Института космических ис-следований РАН. Именно здесь высится уникальный природный утёс - самая высокая в районе точка над Окой. С него открываются замечательные виды Оки, необозримые Заокские дали, часть Та-русы как на ладони! Утёс мог бы быть изюминкой для туристов так же, как в Москве Воробьёвы горы, да вот только его низвели до участи части дачного участка.
Но «Барбизон» - это не только окружающая нас природа, но и среда обитания человека. Красивый, уютный город характеризует уровень цивилизации и культуру её обитателей. Для этого в со-ответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство» - ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивно-сти движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, тех-нических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуа-ров, велодорожек, зеленых насаждений и др.). Однако эти нормы менее всего касаются тарусских чиновников. Обратимся к фактам.
Когда-то дальновидные люди разумно обозначили «красную линию» при въезде со стороны Серпухова в центр и историче-скую часть города. От моста через р. Тарусу она была обозначе-ны реперными строениями: 2-х этажный жилой дом, районная больница, кинотеатр «Мир». Если бы на этом участке сохрани-лась «красная линия», то город имел бы шикарный въезд.
Однако с этой разумной идеей новоявленное «общество потре-бителей» разделалось как «повар с картошкой». Сразу за мостом появились одноэтажных хибары (в одной сейчас «Пицца»). В рай-оне светофора, к самой обочине автодороги, втиснули здание Центра занятости, затем, по такому же принципу, гостиницу и тор-говый центр «Верный» и все с парковками на обочине. Прилега-ющую к районной больнице территорию оградили забором, вы-теснив пешеходов на обочину дороги, хотя там напрашивается сквер. В итоге, Таруса получила тесный, убогий въезд с одним тротуаром. А в целом, в исторической части города, все лакомые куски земли «разбазарены» под хаотичную застройку и нет места даже для стоянки туристических автобусов.
Сегодня, для туристов в Тарусе - главной достопримечательно-стью является небольшой сквер на крутом берегу Оки в центре го-рода. Место по-настоящему красивейшее – вид на Оку и противо-положный берег, слава Богу, пока не обезображенный цивилиза-цией. Главной достопримечательностью сквера являются памятни-ки Марине Цветаевой, Белле Ахмадулиной и Константину Пау-стовскому. Оно и понятно, памятники известным людям являются объектами туристического интереса, в них материализуется позна-вательный мотив, побуждающий людей путешествовать в различ-ные туристические дестинации.
В Тарусе, всегда бытовал культ Марины Цветаевой и поэтому, когда встал вопрос установки памятника, то это было воспринято как явление естественное и нормальное. Однако возникли и разно-гласия. Кому-то облик Марины (в одном из предложенных вари-антов памятника) показался слишком скорбным, практически надгробным, возможно навеянным её стихотворением «Реквием». Хотя Таруса для Марины – счастливое, безоблачное детство и юность. Но лоббисты и спонсоры «продавили» этот вариант. За-тем другие лоббисты и другие спонсоры неподалёку установили памятник Бэлле Ахмадулиной. И наконец, появился «мешкова-тый» памятник Константину Паустовскому, который «задвинули» за здание «столовки».
Рядом со сквером, на Соборной площади у фонтана, появился бюст командарму 33-й армии, Герою Советского Союза Михаи-лу Ефремову. Решение, по мнению многих тарусян - неудачное. Ведь менее чем в 50 метрах на берегу Оки стоит стела-памятник тарусянам, погибшим во время Отечественной войны и шеренга мемориальных досок тарусянам – героям Советского Союза. Те-перь же, по прихоти спонсора, в отрыве от земляков, Михаил Еф-ремов находится среди праздного люда, потеряв сакральность.
В то же время, удачным примером может служить памятник в д. Бортники Николаю Севрюкову - Герою Советского Союза, уро-женцу этой деревни (автор А.Копейкин – московский художник, дизайнер). Он сооружен по инициативе общественного само-управления деревни силами и на средства селян.
Не буду развивать эту тему. Ясно одно, существующее в городе типовое «Положение о порядке установки мемориальных соору-жений, памятников…» от 19.11.2013 года не может учесть всех нюансов. Думаю, что общественно значимые памятники должны проходить экспертизу специалистов, а их композиция должна со-ответствовать определённому месту, смыслу и значению.
Кстати, от сквера с вышеуказанными памятниками продолжается береговая линия Оки к месту слияния реки Таруса с Окой. Здесь стоит неказистое строение - это КНС (канализационная насосная станция) Горводоканала. Хочу напомнить, что в XI – XII веках на этом месте была военная крепость, которая с иными военными сооружениями в Тарусе была частью береговой стратеги-ческой линией на южных подступах к Москве. Реконструкция этой крепости и красивая панорама на излучину Оки были бы очередной «изюминкой» для туристов. К тому же здесь нашлось бы место для памятника воинам и основателям Тарусы – Князю Михаилу Черниговскому и его сыну князю Юрию Тарусскому. Однако потомки основателей Тарусы и защитников Руси не ставят перед собой амбициозных задач - «Не по Сеньке шапка».
Покинем эту часть города с множеством административных «контор» перегружающих автотранспортом ограниченную тери-торрию и совершим краткий экскурс по другой Тарусе. Одна из несуразиц нашего города – районный рынок выходного дня в микрорайоне «Курган». Обычно, для подобных рынков выбира-ют место поспокойней и с парковкой для автотранспорта, но не в «русском Барбизоне». В результате, вместо уютного сквера, в центре микрорайона, за металлической решеткой, расположилась огромная «асфальтовая плешивина», а по субботам бедлам на всю округу из-за отсутствия автопарковочных мест.
Микрорайону Курган вообще не везёт! Чего стоит «архитектур-ный шедевр» - так называемые «торговые ряды» на улице Коро-лёва. Видимо районный архитектор копировал его из внутри-дворового «шанхая» 60-х годов между улицами Горького и Во-рошилова, по которому давно «плачет» бульдозер. Рядом долго-строй – четыре начатых, но недостроенных жилых дома.
Но феномен Тарусы – это особая неприязнь к тротуарам. Ос-новная часть даже центральных улиц полностью или частично имеют односторонние тротуары (Шмидта, Горького, Ленина, Во-рошилова и др.), множество улиц частично или полностью без тротуаров вообще. Так по ул. Ленина от школы №1 до Молочного завода - около 2-х километров тротуары отсутствуют - люди ходят по обочинам. В одном месте, на гипотетический тротуар недавно «влепили» Автосервис и мойку, а чуть дальше – нечто убогое, огородили металлическим забором.
Тарусский молочный завод, эту же улицу с интенсивным движе-нием в сторону Калуги, с «благословения» местных чиновников, под тротуар приспособил … обочину дороги, а до обочины при-совокупил себе солидную территорию. Здесь же, без тротуаров, участок дороги, отходящий в сторону объездной автодороги и садового товарищества «Ильинское». Дурной пример заразителен. И вот уже «Тарусская вышивка» свой убогий тротуарчик, от ули-цы Пушкина вдоль ул. Шмидта, тоже «прилепила» к проезжей части дороги.
Не повезло и одной из центральных улиц имени Горького, у ко-торой по одному тротуару то с одной, то с другой стороны. Нача-ло этому положил глухой металлический забор Районного суда (от ул. Ленина) без тротуара. Вообще в городе запретить бы эту безвкусицу, я имею в виду глухие заборы.
Развлекательный центр по ул. Шмидта (против военкомата) проявил завидную заинтересованность в размерах своей внутрен-ней территории, а общественную, т. е. тротуар - «урезал», пре-вратив его в «ослиную тропу».
Показателен пример ул. Беляева. Старый участок улицы не име-ет тротуаров, но она такой ширины, что есть место под двух сто-ронние тротуары. А вот участок этой улицы от ул. Добрияна до ул. Горького, застроенный в «новейшее время» (от 1991г.), заужен настолько, что там никогда не буде тротуара. Впрочем, ул. До-брияна и весь жилой массив - застройка того же «новейшего вре-мени» к которому она ведёт, так же не имеет ни тротуаров, ни ме-ста для них.
Однако подведём итог краткому экскурсу по Тарусе:
Живём мы в городе и видим всё в натуре.
Здесь нет разумного
Ни в планировке, ни в архитектуре.
Кругом убого, до боли примитивно,
Кто любит город – тому грустно и обид-но.
Чиновники, как одной кладки гуси,
Не город любят, а себя в Тарусе.
Градостроительный примитивизм и тротуарная вакханалия - это не только игнорирование соответствующих нормативов, но и без-различное отношение к людям, т. е. к жителям и гостям нашего города. Причина тому - психология местных чиновников-временщиков не способных мыслить перспективно и тем более исторически, ну и конечно отсутствие гражданского общества. К со-жалению, подобные факты имеют устойчивую тенденцию ибо «всё сходит с рук».
Отшумела громкая слава французского Барбизона. «Русский Барбизон» в своё время воспетый К.Г. Паустовским тарусяне уничтожают сами, и не есть ли это отщепенство от своей малой Родины?
Юрий Фадеев
Русская стратегия |