В предыдущей статье мы рассказали об итогах Русско-японской войны 1904-1905 гг. Факты говорят о том, что вопреки устоявшимся антироссийским мифам, распространявшимся западными СМИ и доморощенными политиканами вроде В. Ульянова-Ленина, в той войне Россия отнюдь не потерпела сокрушительного поражения, а несмотря на неимоверные трудности, связанные прежде всего с удаленностью театра войны от Европейской части страны, неразвитостью коммуникаций и огромному превосходству агрессора в первый период конфликта выстояла, нарастила мощь своей маньчжурской армии и имела все шансы для полного разгрома врага.
Победа русского колосса (медленно запрягающего) над обескровленной и истощенной страной самураев была неминуема. И она состоялась бы, не разразись в нашем Отечестве кровавая внутренняя смута, тщательно подготовленная внешним врагом и его пятой колонной. И даже в таких условиях русская делегация, получившая жесткие инструкции от Царя, диктовала противнику свою волю на переговорах 6-23 августа ст. ст. в Портсмуте, добившись мира на вполне достойных в том непростом положении условиях (подробнее см.: http://rys-strategia.ru/news/2020-08-11-10278).
Возможность вести переговоры с позиции силы русские получили благодаря как усилиям своего военно-политического руководства, так и дружной поддержке тыла, в том числе отечественной военной промышленности, снабжавшей действующую армию всем необходимым. Рассмотрим этот фактор на примере Нижегородской губернии.
В начале XX века в Нижнем Новгороде и уездах действовал целый ряд заводов и фабрик, производящих оборонную продукцию. Ведущее место занимали заводы акционерного общества «Сормово» - индустриального гиганта, выпускающего суда, паровозы, вагоны, мостовые конструкции, боеприпасы. С 1900 года компанию возглавлял известный российский инженер и организатор производства А.П. Мещерский, который провел коренную модернизацию Сормовских заводов.
Наша справка. Алексей Павлович Мещерский (1867-1938), выдающийся промышленник, «русский Форд». Окончил Горный институт (1890). Директор Сормовских заводов (1900-1905). Позднее организатор треста «Коломна-Сормово» (1913). В 1918 арестован ЧК, освобожден, осенью того же года покинул Россию. Умер в Париже, погребен в Сент-Женевьев-де-Буа.
В связи с войной казенные заказы на заводах Нижегородской губернии значительно возросли, что привело, с одной стороны, к росту объема сверхурочных работ, с другой, – заработков рабочих и служащих.
В то время акционерное общество «Сормово» – первоклассное предприятие, один из флагманов отечественной индустрии. Завод располагал собственными техническими бюро, где велись опытно-конструкторские работы. За соблюдением норм охраны труда следила государственная фабричная инспекция. В 1903 г. к имеющейся Александро-Невской церкви прибавился Спасо-Преображенский собор с просторным и прекрасно оснащенным церковно-приходским училищем имени Императора Александра III.
Сормовский гигант может служить наглядной иллюстрацией того, что в действительности представляла собой в начале XX века Нижегородская губерния, да и Россия в целом. Увы, советскую историографию, особенно на местном уровне, не интересовали истинное положение дел, огромная, устремленная в будущее страна, ее богатство и многообразие, трудолюбивый и христолюбивый народ. Во многом все обстоит так и сегодня, и в библиотеках не найти ни одного научного исследования, которое бы полно и объективно освещало жизнь Нижегородского края в ту яркую эпоху. «Целые книги и десятки страниц в солидных монографиях, – пишет по этому поводу видный нижегородский историк Григорий Набатов, – посвящены мало значащим для пользы и настоящего авторитета края событиям и людям». То есть партийным прожектам, смутам, конспираторам, террористам.
По состоянию на 30 ноября 1903 г. общая численность персонала Сормовского завода достигала 14 000 человек, из них производственного персонала – 11 000 чел., служащих – 800, работников фирм-подрядчиков – 1200. Еще 1000 чел. трудились на лесопильных заводах и в Сормовском затоне. Население села Сормова и почти слившихся с ним выселков и соседних деревень (Варя, Дарьино, Мышьякова, Починки) насчитывало 45 тыс. человек.
На заводе помимо опытных кадров мастеровых трудилось множество выходцев из окрестных деревень с низким уровнем грамотности и культуры. Они, как правило, и служили питательной средой для размножения уголовного и отзывчивого на революционную агитацию элемента. Осознавая это, администрация завода и губернские власти прилагали энергичные усилия для укрепления правопорядка. В Сормове и прилегающих поселениях действовала полиция особого штата в составе: 1 полицейский пристав, 3 надзирателя, 9 урядников, 90 стражников, что значительно превышало штат обычной сельской полиции. Помимо этого безопасность и порядок на заводе поддерживали 115 сторожей внешней охраны и 180 – охраны мастерских. В случае массовых беспорядков в Сормово командировались регулярные войска гарнизона.
В преддверие и в годы войны с Японией заводы общества производили разнообразную военную и связанную с обороной продукцию. Прокладка Сибирской железной дороги, имевшей огромное военно-стратегическое значение, способствовала зарождению мостового производства, увеличила спрос на металл и прокат. Резко возросло производство паровозов и вагонов, ставшее в это время одним из основных направлений производственной деятельности «Сормова». Летом 1905 г. завод отпраздновал выпуск 1000-го паровоза, в связи с чем директором А. Мещерским дано указание изготовить особый юбилейный жетон.
В эти годы завод выпускал до 250 товарных и 10 пассажирских вагонов ежемесячно. Только за период с апреля 1905 по март 1906 года заказчики получили от сормовичей 2728 различных вагонов. Сормовские паровозы были одними из лучших.
Мощный толчок получило судостроение, в том числе боевое. О возможностях завода говорит тот факт, что в 1902 г. по заказу Военно-морского ведомства предприятие изготовило самую крупную в России паровую машину, предназначенную для строящегося на Николаевской верфи крейсера 1 ранга «Очаков». Годом раньше по инициативе Наместника Его Величества на Дальнем Востоке адмирала Е. Алексеева была одобрена программа строительства для Амурской речной флотилии 10 канонерских лодок («Бурят», «Монгол», «Орочанин», «Вогул», «Вотяк», «Зырянин», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Сибиряк»). Заказ был размещен на Сормовских заводах, закладка состоялась в 1905 г. И хотя к моменту их ввода в строй (1907 г.) война осталась в прошлом, сормовские канонерки играли важную роль в обеспечении безопасности Приморской области, поскольку транспортировка войск и грузов по Китайско-Восточной железной дороге по условиям Портсмутского мира была прекращена.
В 1904 г. при участии Сормовского завода строилось первое в России ремонтно-транспортное судно «Камчатка». Нижегородцы произвели для него две паровые машины мощностью 2800 лошадиных сил. Плавучая мастерская «Камчатка» была включена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и погибла вместе с другими ее кораблями в Цусимском морском сражении.
Производили сормовичи и продукцию прямого боевого назначения. В 1905 г. в связи с войной на предприятии был построен снарядный цех. Ввод его в строй произошел при новом директоре завода – Николае Николаевиче Приемском, работавшем на предприятии с 1895 года и в начале войны занимавшем пост главного инженера.
Справка. Приемский Николай Николаевич (1866-1918), горный инженер. Выпускник Санкт-Петербургского горного института (1890). После стажировки в Бельгии находился на государственной службе по Горному ведомству, будучи прикомандированным к Сормовским заводам. Возглавил завод в период смуты и войны с Японией. С 1910 г. начальник Златоустовского горного округа (Пермь). Расстрелян Пермской окружной ЧК в августе 1918 г. за монархические взгляды (протест против убийства Царской семьи).
За период между японской и мировой войнами заводами АО «Сормово» было изготовлено 90 тысяч артиллерийских снарядов, шрапнелей, гранат.
Другим крупным предприятием губернии был Кулебакский горный завод. В начале века на нем действовали 4 доменных, 9 сварочных, 4 мартеновские и 5 пудлинговых печей, прокатных станов, 8 паровых молотов, паровые машины, электростанция, на которых трудилось 8000 рабочих. По объемам производства Кулебакский завод был вторым в губернии и уступал только Сормовским заводам. Производство стальных изделий достигало 800 000 пудов в год. При заводе имелось 2 училища, в которых обучалось до 400 детей, больница с родильным отделением, вспомогательная касса рабочих, мастеровых и служащих, общество потребителей, дом народных развлечений «Теремок» с библиотекой, бильярдной, комнатой для рукоделия и отдыха, буфетом, драматическим кружком. Директором Кулебакского горного завода в 1903-1906 гг. состоял Петр Андреевич Голубев.
В период войны с Японией Кулебакский завод производил, бандажи, прокат, рельсы, рессоры, оси, стальное и чугунное литье. Важным был казенный заказ на изготовление бронелистов для боевых кораблей Тихоокеанской эскадры. За отличия в его выполнении группа мастеровых Кулебакского горного завода была награждена почетными кафтанами 2 разряда (сохранилось фото награжденных).
Огромное большинство рабочих Нижегородской губернии в период Русско-японской войны трудилось добросовестно и самоотверженно и не помышляло ни о каком участии в забастовках и массовых беспорядках, получивших значительный размах с лета 1905 г. Эти беспорядки, вылившиеся осенью в кровавый мятеж, организовывались леворадикальными партиями, финансируемыми в том числе и японской разведкой.
Фото: 1.канонерка «Монгол», произведенная в Сормове для Тихоокеанского флота. 2. Директор Сормовского завода Николай Приемский с женой Софьей.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
|