Гатчинский дворец перешел Николаю I после смерти его матери в 1829 году, его перестроили, и в этом виде он сохранился до наших дней. Здание и интерьеры серьезно пострадали во время войны, реставрация покоев завершилась только сейчасю Личные комнаты Николая I являются образцом аскетизма. Он хотел, чтобы его покои выглядели как можно проще, чтобы ничто не отвлекало его от работы. Также отмечается, что Император не любил роскоши и не хотел разбрасываться деньгами. Например, он заказал обычный дубовый паркет вместо полов из ценных пород дерева. Для посещения открылись Малый и Большой военные кабинеты Императора: в первом он любил читать книги, работать с документами, проводил совещания с близкими советниками. Второй служил парадным залом для аудиенций, почти вся его обстановка сохранилась с середины XIX века. Можно заглянуть в Приемную, Камердинерскую и служебные помещения. Стулья, кресла, люстры, картины – все находится на своих местах. В Большом зале также представлен офицерский мундир Николая I. Некоторые экспонаты были воссозданы – например, умывальник и «дожжевой шкаф» – старинная душевая кабина. Экспозиция будет работать до 31 декабря 2020 года. По словам директора ГМЗ «Гатчина» Василия Панкратова, реставрацию планируется продолжить. В частности, уже идет проектирование комнат супруги Николая I. «Сейчас мы переходим в Арсенальный зал. Он отреставрирован и практически готов к приему посетителей. Но историческую мемориальную атмосферу, которую нам хочется там воссоздать, мы еще не почувствовали. Поэтому он пока закрыт для посещения. Это следующий этап», – сказал директор. Он считает, что важнейшая задача – наполнить этот зал историческими предметами. И пока не «пойман дух времени», его не откроют. А вот экспонаты для Китайской галереи, где сейчас продолжается реставрация, уже есть. В музее сохранилась значительная часть коллекции китайского фарфора. «Поэтому эта часть работ для нас очень перспективна», – отметил Василий Панкратов. Впереди также работы по проектированию комплекса Александра III в тех местах, где они реально находились. Их два: нижний – частный и верхний – официальный. «Если нам удастся дойти до верхнего официального кабинета, это будет квинтэссенцией восстановления Арсенального каре», – заявил он. Директор подчеркнул, что финансирование реставрационных работ в этом году сокращено не было. Субсидия от Комитета по культуре города как была, так и есть. Она составила 270 млн рублей. «Федеральных денег у нас нет вообще. Мы реставрируемся только за счет бюджета Петербурга. И это значительное достижение города, который вкладывается в такие серьезные и масштабные работы», – говорит Василий Панкратов. Он надеется, что в 2021 году музей сможет рассчитывать на сумму не меньшую, а, может быть, даже большую, чем в этом году: «Мы приобрели парк «Зверинец» (это часть садово-паркового ансамбля музея-заповедника Гатчин), и нам обещано на него дополнительное финансирование на будущий год», – уточнил он. Продолжается и реставрация галереи, которая расположена над Арсенальным каре и идет дальше над Готической галереей. «Мы планируем восстановить полностью двор и дворовый фасад. И тогда весь периметр будет закончен», – заключил Василий Панкратов.
Источник |